Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЧТЕНИЕ» 1-4 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ) и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составляет 507 часов: в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю) во 2-4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю) Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам. Задачи обучения: − воспитание у обучающихся интереса к чтению; − формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; − формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шѐпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; − развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1-4 КЛАССЫ Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов). Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» 1-4 КЛАССЫ Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; III. 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. Предметные результаты по годам обучения. 1 класс Минимальный уровень: − различать звуки окружающей действительности; − различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; − находить лишний предмет по форме, цвету, величине; − выделять звуки [а], [о], [у]в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему; − иметь практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово»; − читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; − с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию прослушанной сказки или рассказа, опираясь на наглядные средства. Достаточный уровень: − различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами; − исключать лишний предмет по цвету, форме, величине; − иметь практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово», «слог», «звук»; − делить предложения из двух-трѐх слов на слова, с опорой на схему; − делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему; − выделять звуки [а], [о], [у], [м], [с], [н]в начале слов с опорой на иллюстрацию и схему; − различать звуки на слух и в собственном произношении; − составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя; − читать по слогам отдельные слова, предложения и короткие тексты; − отвечать на вопросы по содержанию прочитанного по вопросам и по иллюстрациям к тексту. 2 класс Минимальный уровень: − воспринимать на слух небольшие по объему и несложные по содержанию тексты; − отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста; − устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или иллюстрацию; − читать по слогам короткие тексты; − соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией; − читать наизусть 2-3 небольших по объему стихотворения. Достаточный уровень: − отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста; − устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинноследственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрации; − читать плавно по слогам небольшие по объему тексты с переходом на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по семантике и структуре; − пересказывать тексты по вопросам, картинному плану; − выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений. 3 класс Минимальный уровень: правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к правильному чтению целым словом двух- и трѐхсложных слов; отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста; определять главных действующих лиц прочитанного произведения; соотносить иллюстрацию с отрывком определѐнного прочитанного и разобранного текста; пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы; определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора); выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений. Достаточный уровень: правильно читать вслух целыми словами; выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; давать элементарную оценку поступкам героев и событий; читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора). 4 класс Минимальный уровень: − осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; − пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; − выделять из текста предложения на заданную тему; − участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему; − участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; − выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: − читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; − отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; − определять основную мысль текста после предварительного его анализа; − читать текст про себя с выполнением заданий учителя; − определять главных действующих лиц произведения; − давать элементарную оценку их поступков; − читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); − пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; − выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений. Система оценки достижений 1 класс Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения главным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результат продвижения обучающихся 1 класса в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно» Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; − «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; − «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %. Система оценки достижений (2-4 класс) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка достижений обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При оценке устных ответов принимается во внимание: − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаѐт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твѐрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвѐрдое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. IV. № п/п 1 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Количество часов Название раздела, темы Добукварный период Букварный период Итого: Контрольные работы 14 85 99 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название раздела, темы Количество часов Контрольны е работы Осень пришла - в школу пора! Почитаем-поиграем В гостях у сказки Животные рядом с нами Ой, ты зимушка - зима! Что такое хорошо и что такое плохо Весна идет! Чудесное рядом Лето красное Итого: 20 10 14 15 16 17 19 13 12 136 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 9 Количество часов Контрольные работы 9 12 13 15 10 20 12 19 7 8 11 136 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 11 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Название раздела, темы Здравствуй, школа! Осень наступила. Учимся трудиться. Ребятам о зверятах. Чудесный мир сказок. Зимушка, зима. «Так нельзя, а так можно». Весна в окно стучится. Весѐлые истории. Родина любимая. Здравствуй, лето! Итого: 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Название раздела, темы Школьная жизнь Время листьям опадать Делу – время, потехе – час В мире животных Жизнь дана на добрые дела Зима наступила Весѐлые истории Полюбуйся, весна наступает В мире волшебной сказки Родная земля Лето пришло Итого: V. № п\п Количество часов Контрольные работы 12 17 7 13 8 23 8 14 10 13 11 136 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 1 (тест) 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Тема урока Добукварный период – 14 часов 1. Выявление представлений детей о 1 сентября — празднике школы. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт 2. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации 3. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации 4. Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности. Продолжение работы над различением звуков окружающей действительности 5. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. Выявление представлений детей о форме предмета. Распознавание форм конкретных предметов. Закрепление понятия «слово» 6. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя» и их условнографическая фиксация с последующим «чтением». Закрепление понятия «форма предмета». Закрепление понятия «слово» 7. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условнографическая фиксация с последующим «чтением». «Чтение» условнографической записи слов, сходных по звучанию 8. Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детѐныши с последующим кодированием и «чтением» 9. Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов 10. Выделение в слове начального звука [а], фиксация его условно- Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 графическим изображением в схеме слова Выделение в слове начального звука [у], фиксация его условнографическим изображением в схеме слова 12. Выделение в слове начального звука [м], фиксация его условно графическим изображением в схеме слова 13. Выделение в слове начального звука [с], фиксация его условнографическим изображением в схеме слова 14. Составление по сказке «Заячья избушка» предложений из двух-трѐх слов, их условно-графическая запись Букварный период – 85 часов 15. Звук и буква Аа 16. Звук и буква Уу 17. Чтение звукоподражательных слогов ау, уа 18. Звук и буква Мм 19. Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой М (ам, ум) 20. Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов 21. Звук и буква Оо 22. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо 23. Звук и буква Хх 24. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного материала 25. Звук и буква Сс 26. Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала 27. Чтение слогов и слов с изученными буквами 28. Чтение слогов и слов с изученными буквами 29. Звук и буква Нн 30. Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами 31. Звук и буква Ыы 32. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала 33. Чтение слогов и слов с изученными буквами 34. Чтение слогов и слов с изученными буквами 35. Звук и буква Лл 36. Составление и чтение слогов с буквой Л 37. Звук и буква Вв 38. Чтение слогов и слов с буквой В 39. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала 40. Чтение слогов и слов с изученными буквами 41. Звук и буква Ии 42. Чтение слов с буквой И 43. Дифференциация звуков [ы] и [и] Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами 44. Чтение слогов и слов с изученными буквами 45. Звук и буква Шш 46. Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой ш. Закрепление пройденного материала 11. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. Дифференциация звуков [с] и [ш] Практические упражнения в чтении слов со слогом ши Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала Звук и буква П п Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала Чтение слогов и слов с изученными буквами. Звук и буква Тт Чтение слов с буквой т Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала Звук и буква Кк Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала Звук и буква Зз Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Рр Дифференциация звуков [р] и [л]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Йй Дифференциация звуков [и] и [й]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Жж Дифференциация звуков [ж] и [ш]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Бб Дифференциация звуков [б] и [п]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Дд Дифференциация звуков [д] и [т]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Звук и буква Гг Дифференциация звуков [г] и [к]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами Буква Ь Чтение слов с буквой Ь Буква Ее Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур Буква Яя Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация букв А и Я Буква Юю Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур Чтение слов с буквой Ёѐ Чтение текста «Кто у кого» Звук и буква Чч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ЧА и ЧУ Звук и буква Фф Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с В и Ф Звук и буква Цц Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с Ц и С Звук и буква Э э Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур Звук и буква Щ щ Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ Буква Ъ Чтение и дифференциация слов с Ь и Ъ Чтение слов с разделительным Ь. Чтение слов, предложений с изученными буквами Чтение слов, предложений с изученными буквами Закрепление пройденного материала. Чтение текстов Закрепление пройденного материала. Чтение текстов Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 99 2 класс № п\п Тема урока Осень пришла- в школу пора – 20 часов 1. Стихотворение «Кончилось лето» 2. «Игра в слова» 3. По В.Голявкину. Рассказ «Все куда-нибудь идут» 4. Рассказ «Первый урок» 5. Рассказ «Мы рисуем» 6. Я.Аким. Стихотворение «Грибной лес» 7. «Игра в слова» 8. По В.Дурову. Сказка «Слон Бэби» 9. Б.Заходер. Стихотворение «Птичья школа» 10. По Н.Сладкову. Рассказ «Осенние подарки» 11. Рассказ «В парке» 12. «Отгадай загадку» 13. М.Ивенсен. Стихотворение «Падают, падают листья» 14. По В.Корабельникову. Рассказ «Осенний лес» 15. По К.Ушинскому. Рассказ «Всякой вещи свое место» 16. «Игра в слова» 17. Д.Летнева. Стихотворение «Хозяин в доме» 18. По В.Голявкину. Рассказ «Зачем дети ходят в школу?» 19. Стихотворение «Игра в слова» 20. По А.Тумбасову. Рассказ «Серый вечер». Обобщение по разделу «Осень пришла - в школу пора». Тест Почитаем- поиграем – 10 часов Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 По А.Шибаеву. Рассказ «Одна буква» А.Усачев. Стихотворение «Слоги» Стихотворение «Игра в слова» По С.Иванову. Сказка «Дразнилка» К.Чуковский. Стихотворение «Черепаха» Дж.Ривз. Стихотворение «Шумный Ба-Бах» Л.Яхнин. Стихотворение «Если плачет кто-то рядом» Загадки про животных Стихотворение «Доскажи словечко» Сказка «Кто квакает, кто крякает, а кто каркает». Обобщение по разделу «Почитаем-поиграем». Тест В гостях у сказки - 14 часов 31. Русская народная сказка «Лиса и волк» 32. Русская народная сказка «Гуси и лиса» 33. Русская народная сказка «Лиса и козел» 34. По Л.Толстому. Сказка «Мышка вышла гулять» 35. Стихотворение «Отгадай загадку» 36. Литовская сказка «Волк и баран» 37. По С.Прокофьевой. Сказка «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» 38. Литовская сказка «Рак и ворона» 39. Казахская сказка «Заяц и черепаха» 40. Мордовская сказка «Благодарный медведь» 41. Стихотворение «Игра в слова» 42. Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не узнали» 43. Армянская сказка «Волк и ягненок» 44. Русская народная сказка «Умей обождать!» Обобщение по разделу «В гостях у сказки». Тест Животные рядом с нами – 15 часов 45. Индийская сказка «Умная собака» 46. Чтение стихотворений про животных 47. По Э.Шиму. Рассказ «Я домой пришла!» 48. Русская народная присказка «Лошадка» 49. По Е.Чарушину. Рассказ «Кролики» 50. В.Лифшиц. Стихотворение «Баран» 51. Чтение стихотворений про птиц 52. По Б.Житкову. Рассказ «Храбрый утенок» 53. По Э.Шиму. Рассказ «Всѐ умеют сами» 54. М.Бородицкая. Стихотворение «Котенок» 55. Стихотворение «Игра в слова» 56. По В.Сутееву. Сказка «Три котенка» 57. По К. Ушинскому. Рассказ «Петушок с семьей» 58. Сказка «Упрямые козлята» 59. В.Лифшиц. Стихотворение «Пѐс». Обобщение по разделу «Животные рядом с нами». Тест Ой ты, зимушка - зима! – 16 часов 60. Я.Аким. Стихотворение «Первый снег» 61. По Э.Киселевой. Сказка «Большой Снег» 62. По Н.Калининой. Рассказ «Снежный колобок» 63. По С. Вангели. Сказка «Снеговик – новосел» 64. По Е. Шведеру. Рассказ «Воробышкин домик» 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Г.Ладонщиков. Стихотворение «Зимние картинки» Е.Самойлова.Рассказ «Миша и Шура» Ш.Галиев. Стихотворение «Купили снег» По Г.Юдину. Рассказ «Буратиний нос» И.Токмакова. Стихотворение «Живи, елочка!» По В.Сутееву. Рассказ «Про ѐлки» По В.Голявкину. Рассказ «Коньки купили не напрасно» По М.Пляцковскому. Сказка «Ромашки в январе» Русская народная сказка «Мороз и Заяц» Литовская народная песенка «Вьюга» По Г.Скребицкому. Рассказ «На лесной полянке». Обобщение по разделу «Ой ты, зимушка-зима!». Тест Что такое хорошо и что такое плохо – 17 часов 76. По А. Митту. Рассказ «Коля заболел» 77. Д.Летнева. Стихотворение «Подружки рассорились» 78. По В.Голявкину. Рассказ «Вязальщик» 79. Г. Ладонщиков. Стихотворение «Самокат» 80. По Э. Киселевой. Рассказ «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик» 81. По Е.Пермяку. Рассказ «Торопливый ножик» 82. По В.Сухомлинскому Рассказ «Вьюга» 83. По И.Бутмину. Рассказ «Трус» 84. По В.Голявкину. Рассказ «Как я под партой сидел» 85. Б.Заходер. Стихотворение «Петя мечтает» 86. По В.Витка. Рассказ «Мѐд в кармане» 87. По В.Донниковой. Рассказ «Канавка» 88. Узбекская сказка «Назло Солнцу» 89. А.Барто. Стихотворение «Мостки» 90. По М.Дружининой. Рассказ «Песенка обо всем» 91. Л.Квитко. Стихотворение «Лемеле хозяйничает» 92. По И.Туричину. Рассказ «Неряха». Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо». Тест Весна идѐт! – 19 часов 93. Я.Аким. Стихотворение «Март» 94. По Ю.Ковалю. Рассказ «Невидимка» 95. В.Берестов. Стихотворение «Праздник мам» 96. По В.Драгунскому. Рассказ «Подарок к празднику» 97. Бурятская сказка «Снег и заяц» 98. Г.Ладонщиков. Стихотворение «Помощники весны» 99. По М.Пришвину. Рассказ «Лягушонок» 100. Г.Ладонщиков. Стихотворение «Весна» 101. По Е.Чарушину. Рассказ «Барсук» 102. С.Маршак. Стихотворение «Весенняя песенка» 103. По И.Соколову-Микитову. Рассказ «На краю леса» 104. По В. Голявкину. Рассказ «Подходящая вещь» 105. М.Пляцковский. Стихотворение «Деньки стоят погожие…» 106. По С.Козлову. Сказка «Ручей и камень» 107. Русская народная сказка «Как птицы лису проучили» 108. По Т.Шарыгиной. Сказка «Вкусный урок» 109. С.Косенко. Стихотворение «Почему скворец веселый?» 110. Э.Шим. Рассказ «Храбрый птенец» 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 По М.Быкову. Рассказ «Кому пригодилась старая Митина шапка». Обобщение по разделу «Весна идѐт!». Тест Чудесное рядом – 13 часов 112. По Г.Цыферову. Сказка «Лосѐнок» 113. О.Дриз. Стихотворение «Игра» 114. Г.Цыферов. Сказка «Удивление первое» 115. По Г. Снегиреву. Рассказ «Осьминожек» 116. По С.Козлову. Рассказ «Друзья» 117. По С.Козлову. Сказка «Необыкновенная весна» 118. Э.Мошковская. Стихотворение «Не понимаю» 119. По Г. Скребицкому. Рассказ «Кот Иваныч» 120. По М.Пришвину. Рассказ «Золотой луг» 121. По В.Бианки. Рассказ «Неродной сын» 122. Ю.Кушак. Стихотворение «Подарок» 123. Я.Тайц. Рассказ «Всѐ здесь» 124. По В.Бианки. Рассказ «Небесный слон». Обобщение по разделу «Чудесное рядом». Тест Лето красное! – 12 часов 125. Стихотворение «Лето красное» 126. По И.Соколову-Микитову. Рассказ «Светляки» 127. По И.Соколову-Микитову. Рассказ «Светляки» 128. По Г.Цыферову. Сказка «Петушок и солнышко» 129. По Г.Цыферову. Сказка «Петушок и солнышко» 130. И. Гамазкова. Стихотворение «Прошлым летом» 131. С. Махотин. Стихотворение «Поход» 132. По Е. Пермяку. Рассказ «Раки» 133. По Е. Пермяку. Рассказ «Раки». Тест 134. В. Викторов. Стихотворение «В гости к лету» 135. И. Мазнин. Стихотворение «Отчего так много света?» 136. Обобщающий урок по разделу «Лето красное» 111. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 3 класс № п\п Тема урока Здравствуй, школа! – 9 часов 1. М. Садовский. Стихотворение «Сентябрь» 2. По В. Воскобойникову. Рассказ «Веселая улица» 3. В. Берестов. Стихотворение «Первое сентября» 4. По В. Драгунскому. Рассказ «Завтра в школу» 5. По Э. Шиму. Рассказ «Пятерки» 6. В. Берестов. Стихотворение «Котенок хочет в школу» 7. В. Бирюков. Сказка «Кто лучшим будет» 8. По В. Хомченко. Рассказ «Обида» 9. А. Аксенова. Рассказ «Наша учительница». Обобщение по разделу «Здравствуй, школа!» Тест Осень наступила… - 12 часов 10. О. Высотская. Стихотворение «Осень» 11. По Ю. Ковалю. Рассказ «Последний лист» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 А. Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» По Н. Сладкову. Рассказ «Сентябрь на дворе» В. Степанов. Стихотворение «Воробей» По А. Баркову. Рассказ «Лето на веревочке» Е. Благинина. Стихотворение «Улетают, улетели…». По Э. Шиму. Смешинка «Ворона и синица» 17. По Л. Воронковой. Рассказ «За кормом для птиц» 18. Г. Ладонщиков. Стихотворение «В октябре» 19. По Н. Сладкову. Рассказ «Страшный невидимка» 20. А. Плещеев. Стихотворение «Осень наступила» 21. По Н. Абрамцевой. Сказка «Сказка об осеннем ветре». Н. Майданик. «Доскажи словечко» (Осенние загадки). Обобщение по разделу «Осень наступила…» Тест Учимся трудиться – 13 часов 22. Ю. Тувим. Стихотворение «Все для всех» 23. По Д. Габе. Рассказ «Работа» 24. В. Орлов. Стихотворение «Мои помощники» 25. По А. Потаповой. Рассказ «Бабушка и внучка» 26. Б. Заходер. Стихотворение «Повара» 27. По М. Дружининой.Рассказ «Сюрприз» 28. О. Высотская. Стихотворение «Маргаритка» 29. По В. Хомченко. Рассказ «Пуговица» 30. Г. Ладонщиков. Стихотворение «Портниха» 31. В. Осеева. Рассказ «Пуговица» 32. По В. Голявкину. Рассказ «Как я помогал маме мыть пол» 33. По С. Баруздину. Рассказ «Как Алешке учиться надоело» 34. Дж. Родари. Стихотворение «Чем пахнут ремесла». Обобщение по разделу «Учимся трудиться» Тест Ребятам о зверятах – 15 часов 35. По Е. Чарушину. Рассказ «Лисята» 36. По Н. Сладкову. Смешинка «Лисица и еж». Е. Тараховская. Стихотворение «Заяц» 37. По М. Пришвину. Рассказ «Еж» 38. По А. Баркову. Рассказ «Материнская забота» 39. По Г. Снегиреву. Рассказ «Белек» 40. В. Приходько. Стихотворение «Пин и Гвин» 41. По Б. Житкову. Рассказ «Галка» 42. По В. Гаранжину. Рассказ «Куриный воспитанник» 43. По М. Тарловскому. Сказка «Добрый волк» 44. По Н. Носову. Рассказ «Живая шляпа» 45. По Л. Вершинину. Сказка «Смешинка» 46. По Н. Павловой. Сказка «Котята» 47. В. Берестов. Стихотворение «Кошкин щенок» 48. По М. Пляцковскому. Сказка «Сердитый дог Буль» 49. Обобщающий урок по разделу «Ребятам о зверятах». Тест Чудесный мир сказок -10 часов 50. Русская народная сказка «Лиса и журавль» 51. Русская народная сказка «Храбрый баран» 52. Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 53. Украинская народная сказка «Овечка и волк» 54. Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» 12. 13. 14. 15. 16. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 55. Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» 56. Французская народная сказка «Лиса и куропатка» 57. Абхазская народная сказка «Куцый хвост» 58. Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» 59. Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир сказок». Тест Зимушка-зима - 20 часов 60. Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» 61. По В. Бианки. Сказка «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» 62. М. Садовский. Стихотворение «Декабрь» 63. По Л. Воронковой. Рассказ «Как елку наряжали» 64. С. Попов. Стихотворение «В новогоднюю ночь» 65. По А. Усачеву. Сказка «Как Дед Мороз сделал себе помощников» 66. По А. Потаповой. Рассказ «Такой вот герой» 67. С. Есенин. Стихотворение «Зима» 68. С. Суворова. Стихотворение «Подарок» 69. По В. Голявкину. Рассказ «У Ники новые лыжи» 70. И. Шевчук. Стихотворение «С прогулки» 71. По М. Быковой. Рассказ «Неудачная находка» 72. И. Суриков. Стихотворение «Детство» 73. По Е. Чарушину. Рассказ «Что за зверь?» 74. По Э. Шиму. Сказка «Не стучать – все спят!» 75. В. Степанов. Стихотворение «Зайка» 76. По Н. Сладкову. Рассказ «Еловая каша» 77. З. Александрова. Стихотворение «Снежок» 78. По С. Баруздину. Рассказ «Коллективная печка» 79. В. Аникин. «Доскажи словечко» (зимние загадки). Обобщающий урок по разделу «Зимушка-зима». Тест Так нельзя, а так можно – 12 часов 80. По А. Ягафаровой. Сказка «Снегирь и Синичка» 81. По В. Хомченко. Рассказ «Птица-синица» 82. Г. Ладонщиков. Стихотворение «Дельный совет» 83. По Л. Толстому. Рассказ «Косточка» 84. По С. Георгиеву. Рассказ «Праздничный стол» 85. В. Берестов. Стихотворение «За игрой» 86. С. Баруздин. Стихотворение «Бревно» 87. А. Седугин. Рассказ «Как Артемка котенка спас» 88. По В. Осеевой. Рассказ «Подвиг» 89. И. Демьянов. Смешинка «Девочка-копуша» 90. По В. Бирюкову. Сказка «Лесные доктора» 91. Обобщающий урок по разделу «Так нельзя, а так можно» Тест Весна в окно стучится – 19 часов 92. Ф. Тютчев. Стихотворение «Зима недаром злится» 93. По В. Бирюкову. Сказка «Весенняя песня» 94. Украинская народная песня «Веснянка» 95. По Э. Шиму. Сказка «Сосулька» 96. Русская народная песня «Выгляни, солнышко» 97. С. Вербова. Рассказ «Мамин портрет» 98. П. Синявский. Стихотворение «Разноцветный подарок» 99. А. Седугин. Рассказ «Тихо-тихо» 100. Р. Сеф. Стихотворение «Лицом к весне» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 С. Вербова. Стихотворение «Ледоход» По Р. Фархади. Рассказ «Сон медвежонка» Г. Ладонщиков. Стихотворение «Медведь проснулся» По В. Бианки. Рассказ «Заяц на дереве» С. Погореловский. «Стихотворение Нашигости» По Г. Скребицкому. Рассказ «Скворушка» И. Белоусов. Стихотворение «Весенняя гостья» По К. Ушинскому. Рассказ «Пчелки на разведках». По А. Баркову. Рассказ «Тюльпаны» Е. Савельева. «Доскажи словечко» (Весенние загадки). Обобщающий урок по разделу «Весна в окно стучится» Тест Весѐлые истории -7 часов 111. Р. Фархади. Стихотворение «Перепутаница» 112. По Г. Остеру. Сказка «Эхо» 113. А. Шибаев. Стихотворение «Кто кем становится» 114. А. Усачев.Стихотворение «Волшебный барабан» 115. М. Пляцковский. Сказка «Шишки» 116. По Ю. Степанову. Сказка «Портрет» 117. М. Бородицкая. Стихотворение «Булочная песенка». Обобщающий урок по разделу «Весѐлые истории». Тест Родина любимая – 8 часов 118. Г. Ладонщиков. Стихотворение «Скворец на чужбине» 119. По К. Ушинскому. Рассказ «Наше Отечество» 120. По Т. Кудрявцевой. «Флаг России» 121. М. Ильин. Рассказ «Главный город страны» 122. В. Степанов. Стихотворение «Песня» 123. А. Усачев. Стихотворение «День Победы» 124. По С. Баруздину. Рассказ «Страшный клад» 125. По С. Алексееву. Рассказ «Тульские пряники». Обобщающий урок по разделу «Родина любимая». Тест Здравствуй, лето! – 11 часов 126. А. Усачев. Стихотворение «Что такое лето?» 127. По Л. Воронковой. Рассказ «Что сказала бы мама?» 128. По Л. Воронковой. Рассказ «Что сказала бы мама?» 129. М. Дружинина. Стихотворение «Земляника» 130. По В. Хомченко. Рассказ «Куда исчез гриб?» 131. По В. Хомченко. Рассказ «Куда исчез гриб?» 132. По В. Бианки. Рассказ «Еж-спаситель» 133. Р. Фархади. Стихотворение «Жарко» 134. По Э. Шиму. Рассказ «Верное время» 135. По Э. Шиму. Рассказ «Верное время». Тест 136. Доскажи словечко. Летние загадки. Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, лето!» Итого 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 4 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 № п\п Тема урока Школьная жизнь – 12 часов 1. По Н. Носову. Рассказ «Снова в школу» 2. Э. Мошковская. Рассказ «Жил-был Учитель» 3. М. Пляцковский. Стихотворение «Чему учат в школе» (в сокращении) 4. По Ю. Ермолаеву. Рассказ «Поздравление» 5. По Е. Шварцу. Рассказ «Как Маруся дежурила» 6. По Е. Ильиной. Рассказ «Шум и Шумок» 7. В. Орлов. Стихотворение «Почему сороконожки опоздали на урок» 8. По Л. Каминскому. Рассказ «Три желания Вити» 9. В. Берестов. Стихотворение «Читалочка» 10. По М. Бартеневу. Рассказ «Зарубите на носу» 11. Загадки про школьные принадлежности 12. Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь». Тест. Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о школе. Время листьям опадать... -17 часов 13. Н. Антонова Стихотворение «Жѐлтой краской кто-то…» 14. По Н. Абрамцевой. Сказка «Осенняя сказка» 15. Е. Благинина. Стихотворение «Подарки осени» 16. По Л. Воронковой. Рассказ «Лесные подарки» 17. А. Твардовский. Стихотворение «Лес осенью» 18. По В. Путилиной. Рассказ «В осеннем лесу» 19. Н. Некрасов. Стихотворение «Славная осень» 20. По Ю.Шиму. Сказка «Отчего Осень грустна» 21. К. Бальмонт. Стихотворение «Осень» 22. По Ю. Ковалю. Рассказ «Три сойки» 23. По Н. Сладкову. Сказка «Холодная зимовка» 24. А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!» (отрывок) 25. По О. Иваненко. Сказка «Сказка про маленького жучка» 26. По К. Ушинскому. Сказка «Пчѐлы и мухи» 27. По Г. Граубину. Рассказ «Время листьям опадать…» 28. Осенние загадки 29. Обобщающий урок по разделу «Время листьям опадать». Тест. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов про осень Делу – время, потехе – час – 7 часов 30. Русская потешка «Пекла кошка пирожки…» 31. Чешская потешка «Сенокос» 32. По Л. Пантелееву. Рассказ «Карусели» 33. По Н. Носову. Рассказ «Прятки» 34. Считалки 35. По М. Булатову. Рассказ «Жмурки» 36. Обобщающий урок по разделу «Делу- время, потехе – час». Тест. Внеклассное чтение. Пословицы и поговорки о труде В мире животных – 13 часов 37. По К. Ушинскому. Рассказ «Бодливая корова» 38. По В. Бирюкову. Сказка «Упрямый котѐнок» 39. По В. Гаранжину. Рассказ «Пушок» 40. По Е. Чарушину. Рассказ «Томка» 41. По Б. Житкову. Рассказ «Охотник и собаки» 42. По Л. Матвеевой. Рассказ «Чук заболел» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Г. Снегирѐв. Рассказ «Хитрый бурундук» По А. Баркову. Рассказ «Барсучья кладовая» По А. Дорохову. Рассказ «Гостья» Г. Корольков. Рассказ «Игрушки лисят» По Ю. Дмитриеву. Рассказ «Лиса» Загадки про животных Обобщающий урок по разделу «В мире животных». Тест. Внеклассное чтение. Рассказы Е. Чарушина про животных Жизнь дана на добрые дела – 8 часов 50. Г. Ладонщиков. Стихотворение «Миша-мастер» 51. По Е. Пермяку. Рассказ «Пичугин мост» 52. В. Хомченко. Рассказ «Михаськин сад» 53. По С. Баруздину. Рассказ «Когда люди радуются» 54. По Ю. Ермолаеву. Рассказ «Про каникулы и полезные дела» 55. Е. Благинина. Стихотворение «Котѐнок» 56. В. Голявкин. Рассказ «Птичка» 57. Обобщающий урок по разделу «Жизнь дана на добрые дела». Тест. Внеклассное чтение. Рассказы и стихи про добрые дела Зима наступила – 23 часа 58. По Л. Воронковой. Рассказ «Снег идѐт» 59. А. Слащѐв. Сказка «Снегурочка». Часть 1 60. А. Слащѐв. Сказка «Снегурочка». Часть 2 61. И. Суриков. Стихотворение «Зима» (отрывок) 62. С. Маршак. Стихотворение «Декабрь» (отрывок) 63. По В. Сутееву. Сказка «Ёлка». Часть 1 64. По В. Сутееву. Сказка «Ёлка». Часть 2 65. По Л. Клавдиной. Рассказ «Вечер под рождество» 66. Р.Тимершин. Стихотворение «Где лежало «спасибо»? 67. По Н. Носову. Рассказ «На горке». Часть 1 68. По Н. Носову. Рассказ «На горке». Часть 2 69. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Часть 1 70. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Часть 2 71. А. Бродский. Сказка «Как Солнце с Морозом поссорились» 72. П. Головкин. Рассказ «Зимняя сказка» 73. Г.Скребицкий. Рассказ «Митины друзья». Часть 1 74. Г.Скребицкий. Рассказ «Митины друзья». Часть 2 75. В. Бирюков. Стихотворение «Снежная шапка» 76. По А. Тумбасову. Рассказ «В шубах и шапках» 77. Н. Некрасов. Стихотворение «Не ветер бушует над бором...» 78. По В. Бианки. Рассказ «Находчивый медведь» 79. По А. Спирину. Рассказ «Зимние приметы» 80. Зимние загадки. Обобщающий урок по разделу «Зима наступила». Тест Внеклассное чтение. Стихи про зимнюю природу Весѐлые истории – 8 часов 81. По Н. Носову. Сказка «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Часть 1 82. По Н. Носову. Сказка «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Часть 2 83. Г. Остер. Сказка «Одни неприятности» 84. М. Пляцковский. Сказка «Однажды утром» 85. В. Бирюков. Сказка «Почему комары кусаются?» 86. С. Маршак. «Вот какой рассеянный!» (отрывок). Внеклассное чтение. Стихи для детей С. Маршака 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 По О. Кургузову. Рассказ «Две лишние коробки» Г Чичинадзе. Стихотворение «Отвечайте, правда ли?». Обобщающий урок по разделу «Весѐлые истории». Тест Полюбуйся, весна наступает… - 14 часов 89. В. Алфѐров. Стихотворение «Март» 90. По М. Фроловой. Рассказ «Восьмое марта». Часть 1 91. По М. Фроловой. Рассказ «Восьмое марта». Часть 2 92. Е. Благинина. Стихотворение «Бабушка-забота» 93. По А.Соколовскому. Рассказ «Бабушкина вешалка» 94. По В. Бианки. Рассказ «Последняя льдина» 95. А. Плещеев. Стихотворение «Весна» 96. По А. Баркову. Рассказ «Скворцы прилетели» 97. По Э. Шиму. Сказка «Всему свой срок» 98. И. Никитин. Стихотворение «Полюбуйся, весна наступает...» 99. По Ю. Ковалю. Рассказ «Весенний вечер» 100. По Ю. Дмитриеву. Рассказ «Опасная красавица» 101. Весенние загадки 102. Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…». Тест. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о весне В мире волшебной сказки – 10 часов 103. Русская народная сказка «Хаврошечка». Часть 1 104. Русская народная сказка «Хаврошечка». Часть 2 105. Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Часть 1 106. Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Часть 2 107. А. Пушкин. Стихотворение «У лукоморья дуб зелѐный...» 108. По Ш. Перро. Сказка «Подарки феи». Часть 1 109. По Ш. Перро. Сказка «Подарки феи». Часть 2 110. Братья Гримм. Сказка «Горшочек каши» 111. По В. Порудоминскому. Рассказ «Наши сказки» 112. Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». Тест Внеклассное чтение. Русские народные сказки Родная земля – 13 часов 113. М. Ильин. Рассказ «Царь-колокол» 114. С. Васильева. Рассказ «Город на Неве» 115. Д. Павлычко. Стихотворение «Где всего прекрасней на земле?» 116. С. Вербова. Рассказ «Сочинение на тему» 117. С. Вербова. Рассказ «Сочинение на тему» 118. По Л. Кассилю. Рассказ «Какое это слово?» 119. По Л. Кассилю. Рассказ «Какое это слово?» 120. По Б. Никольскому. Рассказ «Главное Дело» 121. По Б. Никольскому. Рассказ «Главное Дело» 122. А. Усачѐв. Стихотворение «Защита» 123. По Л. Кассилю. Рассказ «Никто не знает, но помнят все» 124. Т. Белозѐров. Стихотворение «День Победы» 125. Обобщающий урок по разделу «Родная земля». Тест. Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о войне Лето пришло – 11 часов 126. С. Козлов. Сказка «Ливень» 127. Г. Граубин. Стихотворение «Тучка» 87. 88. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Н. Павлова. Сказка «Хитрый одуванчик». Часть 1 Н. Павлова. Сказка «Хитрый одуванчик». Часть 2 Е. Благинина. Стихотворение «Одуванчик» По А. Дорохову. Рассказ «Встреча со змеѐй» А. Бродский. Стихотворение «Летний снег» В. Голявкин. Рассказ «После зимы будет лето» О. Тарнопольская Стихотворение «Хозяюшка» По А.Спирину. Рассказ «Летние приметы». Тест Обобщающий урок по разделу «Лето пришло». Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о лете Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136