Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
и этапы реализации программы наставничества
«Вместе к успеху»
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
желание наставника участвовать в программе; профессиональный опыт; развитые компетенции, навыки коммуникации;ресурс времени;положительный жизненный, профессиональный опыт;соответствие запросам наставляемых, активная гражданская позиция;мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
обучающиеся, готовые помочь сверстникам;педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;родители/опекуны обучающихсяучастники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:
информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихсяо возможностях и целях программы;организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
оформление нормативно-правовых документов;определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных; групповая встреча наставника и наставляемых; проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
представление результатов работы конкретной пары/группы; сбор обратной связи от участников программы;организация и проведение финального мероприятия;награждение лучших наставнических пар/групп;формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.