Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ______________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» 5-7 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2 г. Талица, 2023 1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ (математическим представлениям) в 5-9 КЛАССАХ Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для учащихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития разработана на основе документов: - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - ФАООП ООО для детей с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) - учебного плана образовательного учреждения; с учѐтом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ (математическим представлениям) Структура рабочей программы по «Математике» (математическим представлениям) включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения предмета; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по математике. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Математические представления» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий. 2 Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе. 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика», реализуется в 5 – 9 классах. Цель обучения – Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи: формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине; формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости; формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества; формирование умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия при выполнении действий хозяйственно-бытового характера (сервировка стола, посадка семян в горшочки и пр.); формирование умения пересчитывать предметы в каждой конкретной ситуации; формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; изучение цифр с целью закрепления сведений о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, , номерах пассажирского транспорта, каналах телепередач и др. Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей. Количество часов на реализацию программы по предмету: Программа предмета курса «Математические представления» в основной школе рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделен 340 часов: в 5 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю); в 6 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю); в 7 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю); в 8 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю); в 9 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю). 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учѐтом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по математике представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР каждого ребѐнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов: - личностных и предметных. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты освоения программы: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 2.2 4 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР предметные результаты по математике планируются с учѐтом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Предметные результаты освоения программы: Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалѐнности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребѐнку пределах, счѐт, решение элементарных арифметических задач с опорой на наглядность. умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умение пересчитывать предметы в доступных пределах; умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; умение обозначать арифметические действия знаками; умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.; умение определять длину, вес, объѐм, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приѐмами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. умение различать части суток, соотносить действие с временными 5 промежутками, составлять, прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 – 9 КЛАССАХ Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет делать; что из полученного применяет на практике; насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект". Критерии оценивания При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Математике» (математическим представлениям) в 5, 9 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путѐм наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения. 6 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками: спокойное пребывание в новой среде; перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта; принятие контакта, инициированного взрослым; установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса; планирование учебного дня; ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий); следование расписанию дня. Формирование учебного поведения: поддержание правильной позы; направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; подражание простым движениям и действиям с предметами; выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.); принятие помощи взрослого; использование по назначению учебных материалов; выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию); выполнение действий с предметами (по подражанию); выполнение простых действий с картинками (по подражанию); соотнесение одинаковых предметов (по образцу); соотнесение одинаковых изображений (по образцу); выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу); 7 соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу); выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу); сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии; выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии; выполнение речевых инструкций на групповом занятии; выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии; принятие помощи учителя на групповом занятии; Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. выполнение задания полностью (от начала до конца); выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов); выполнение задания с заданными качественными параметрами; переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся. 3.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСC Представления о форме Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Отрезок «от руки» и по линейке. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Составление предметов из геометрических фигур. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении. Представления о величине Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных 8 предметов. Различение однородных (разнородных) предметов по длине, ширине, высоте, толщине, глубине. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине, глубине. Пространственные представления Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке (на изображении). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Определение отношений порядка следования. Определение месторасположения предметов в ряду. Временные представления Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Различение порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Различение последовательности месяцев в году. Сравнение (элементарное) людей по возрасту. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». Сравнение множеств без пересчета, (с пересчетом). Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5). Обозначение числа цифрой (1, 2, 3, 4, 5). Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. 6 КЛАСС Представления о форме Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Узнавание геометрических фигур внутри предмета. Составление предметов из геометрических фигур (из нескольких элементов). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Рисование геометрической фигуры по образцу, представлению. Выделение геометрической фигуры внутри контура. Представления о величине Сравнение и различение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения (в зависимости от сформированного умения). Определение среднего по величине предмета из 9 3-х предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных предметов по длине, высоте и ширине. Сравнение предметов по 3 показателям (длина, высота, ширина). Различение предметов по весу. Сравнение однородных предметов по весу. Узнавание весов, частей весов, их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Пространственные представления Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх, низ, перед, зад, право, лево. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, в середине, в центре. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева. Ориентация на плоскости: верхний (нижний, левый, правый) край листа. Ориентация на плоскости: верхний (нижний) правый (левый) угол. Ориентация на плоскости: верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение месторасположения предметов в ряду. Временные представления Знание порядка следования частей суток. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Знание последовательности дней недели. Соотнесение события с временным промежутком: сейчас, потом, на следующий день, позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Порядок следования сезонов в году. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. Разъединение (объединение) множества. Различение множеств. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Знание отрезка числового ряда. Определение места числа в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Счет в прямой (обратной) последовательности. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. 7 КЛАСС Представления о форме Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг). Составление упорядоченного ряда из 10 геометрических фигур на листе бумаги. Составление предметов из геометрических фигур (из нескольких элементов). Составление упорядоченного ряда из геометрических фигур на листе бумаги. Представления о величине Сравнение (различение) разнородных предметов по 3 показателям: длина, ширина, высота. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Весы, их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Пространственные представления Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх. сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду. Временные представления Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра. Знание времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Количественные представления Различение множеств. Сравнение множеств с пересчетом. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Знание отрезка числового ряда. Определение места числа в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Решение задач на увеличение на одну единицу. Запись решения задачи в виде арифметического примера. 8 КЛАСС Представления о форме Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) от руки. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Рисование круга произвольной (заданной) величины от руки по шаблону. Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины с помощью циркуля. Измерение отрезка. Представления о величине Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. 11 Пространственные представления Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Временные представления Знание разных временных отрезков. Знание времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Количественные представления Различение множеств. Сравнение множеств с пересчетом в пределах 8. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 4). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Знание отрезка числового ряда. Определение места числа в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах; запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах. Состав числа 2 (3, 4, .., 9) из двух слагаемых. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монеты, купюры). Узнавание достоинства монеты (купюры). 9 КЛАСС Представления о форме Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) от руки. Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг (с использованием циркуля). Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. 12 Представления о величине Весы, их назначение. Сравнение (различение) предметов по весу, толщине, глубине. Измерение с помощью мерки. Линейка (шкала делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. Пространственные представления Ориентация в пространственном расположении частей тела: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду с объяснением доступными средствами. Временные представления Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса, до 5 минут. Количественные представления Узнавание цифр. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда. Определение места числа в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монеты, купюры). Узнавание достоинства монеты (купюры). Размен денег (монеты, купюры). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. 3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержательные Всего Количество часов по классам 13 линии Представления о форме Представления о величине Пространственные представления Временные представления Количественные представления Итого часов 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 44 12 12 8 6 6 44 6 12 12 7 7 59 14 14 14 7 10 42 10 10 10 6 6 151 26 20 24 42 39 68 68 68 68 68 340 3.4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Математические представления» 5 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Количественные представления – 26 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». Сравнение множеств без пересчета. Сравнение множеств с пересчетом. Преобразование множеств: увеличение. Преобразование множеств: уменьшение. Преобразование множеств: уравнивание. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр (1, 2). Соотнесение количества предметов с числом (1, 2). Обозначение числа цифрой (1, 2). Написание цифры. Узнавание цифр (2, 3). Соотнесение количества предметов с числом (2, 3). Обозначение числа цифрой (2, 3). Написание цифры. Узнавание цифр (3, 4). Соотнесение количества предметов с числом (3, 4). Обозначение числа цифрой (3, 4). Написание цифры. Узнавание цифр (4, 5). Соотнесение количества предметов с числом (4, 5). Обозначение числа цифрой (4, 5). Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 26 Счет в прямой (обратной) последовательности. 1 Представления о величине - 6 часов 27 28 29 30 31 32 Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. 1 1 1 1 1 1 Представления о форме – 12 часов 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Отрезок «от руки» и по линейке. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Составление предметов из геометрических фигур. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении. Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Пространственные представления – 14 часов 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке. Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там). Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Определение месторасположения предметов в пространстве: на, в, внутри. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 назад, вправо, влево. Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за, над, под. 56 Определение месторасположения предметов в пространстве: напротив, между. 57 Определение месторасположения предметов в пространстве: в середине, в центре. 58 Определение отношений порядка следования. Определение месторасположения предметов в ряду. Временные представления - 10 часов 59 Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом. 60 Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра. 61 Соотнесение деятельности с временным промежутком: на следующий день, позавчера, послезавтра. 62 Соотнесение деятельности с временным промежутком: давно, недавно. 63 Различение времен года. 64 Различение порядка следования сезонов в году. 65 Узнавание (различение) месяцев. 66 Различение последовательности месяцев в году. 67 Сравнение (элементарное) людей по возрасту. 68 Соотнесение времени с началом и концом деятельности. 55 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Математические представления» 6 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Количественные представления – 20 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Нахождение одинаковых предметов. Разъединение (объединение) множества. Различение множеств: «Сколько?». Сравнение множеств с пересчетом в пределах 5. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 5). Пересчет предметов по единице (в пределах 5). Счет равными числовыми группами (по 2). Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5). Соотнесение количества предметов с числом (1 – 5). Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 6). Соотнесение количества предметов с числом 6 Обозначение числа цифрой. Написание цифры 6. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Соотнесение количества предметов с числом 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Обозначение числа цифрой. Написание цифры 7. Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. 19 Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду. 20 Счет в прямой (обратной) последовательности. Представления о величине - 12 часов 21 Сравнение и различение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения ( в зависимости от сформированного умения). 22 Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. 23 Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). 24 Различение однородных предметов по длине и ширине. 25 Различение однородных предметов по длине, высоте и ширине. 26 Сравнение предметов по 3 показателям (длина, высота, ширина). 27 Различение предметов по весу. 28 Узнавание весов, частей весов, их назначение. 29 Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. 30 Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. 31 Различение однородных предметов по весу. 32 Сравнение однородных предметов по весу. 17 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Представления о форме – 12 часов 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Математическое лото. Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Узнавание (различение) геометрических тел: «призма», «брусок». Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Математическое лото. Узнавание (различение, вычленение) геометрических фигур внутри предмета. Составление предметов из геометрических фигур (из нескольких элементов). Составление предметов из геометрических фигур (из нескольких элементов). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Рисование геометрической фигуры по образцу. Рисование геометрической фигуры по представлению. Выделение геометрической фигуры внутри контура. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Пространственные представления – 14 часов 45 46 47 48 Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх, низ, перед, зад, право, лево. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, в середине, в центре. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ). Ориентация на плоскости: в середине (центре), справа, слева. 1 1 1 1 17 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Ориентация на плоскости: верхний (нижний, левый) край листа. Ориентация на плоскости: верхний (нижний, правый) край листа. Ориентация на плоскости: верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа. Ориентация на плоскости: верхний (нижний) правый (левый) угол. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо. Составление ряда из предметов (изображений): снизу вверх. Составление ряда из предметов (изображений): сверху вниз. Определение месторасположения предметов в ряду. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Временные представления – 10 часов 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Знание порядка следования частей суток. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Знание последовательности дней недели. Соотнесение события с временным промежутком: сейчас, потом, на следующий день. Соотнесение события с временным промежутком: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Соотнесение события с временным промежутком: давно, недавно. Соотнесение события с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно Различение времен года. Порядок следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Математические представления» 7 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Количественные представления – 24 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Различение множеств: «Сколько?». Сравнение множеств с пересчетом в пределах 7. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 7). Пересчет предметов по единице (в пределах 7). Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Соотнесение количества предметов с числом (1 – 7). Знание отрезка числового ряда 1-7. Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 7). Соотнесение количества предметов с числом в пределах 7. Соотнесение количества предметов с числом в пределах 7. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Обозначение числа цифрой. Написание цифры в пределах 7. Обозначение числа цифрой. Написание цифры в пределах 7. Обозначение числа цифрой. Написание цифры в пределах 7. Счет в прямой (обратной) последовательности. Соотнесение количества предметов с числом 8. Обозначение числа цифрой. Написание цифры 8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду. Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 8. Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 8. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Запись решения задачи в виде арифметического примера. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Представления о величине - 12 часов 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Сравнение (различение) разнородных предметов по 3 показателям: длина, ширина, высота. Сравнение (различение) разнородных предметов по 3 показателям: длина, ширина, высота. Сравнение (различение) разнородных предметов по 3 показателям: длина, ширина, высота. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Весы, их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Представления о форме – 8 часов Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». 38 Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. 39 Знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. 40 Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг). 41 Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг). 42 Составление упорядоченного ряда из геометрических фигур на листе бумаги. 43 Составление предметов из геометрических фигур (из нескольких элементов). 44 Составление упорядоченного ряда из геометрических фигур на листе бумаги. Пространственные представления – 14 часов 45 Составление предмета (изображения) из нескольких частей. 37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо. Составление ряда из предметов (изображений): снизу вверх. Составление ряда из предметов (изображений): сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый. Определение отношения порядка следования: последний. Определение отношения порядка следования: крайний. Определение отношения порядка следования: перед. Определение отношения порядка следования: после. Определение отношения порядка следования: за, следующий за. Определение отношения порядка следования: следом. Определение отношения порядка следования: между. Определение месторасположения предметов в ряду. Временные представления – 10 часов 59 Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, давно, недавно. 60 Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра. 61 Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: в прошлом году. 62 Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: в этом году. 63 Знание времен года. 64 Знание порядка следования сезонов в году. 65 Узнавание месяцев на слух и в календаре. 66 Узнавание месяцев на слух и в календаре. 67 Знание последовательности месяцев в году. 68 Сравнение людей по возрасту. 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Математические представления» 8 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Количественные представления – 42 часа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Различение множеств: «Сколько?». Сравнение множеств с пересчетом в пределах 8. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 8). Пересчет предметов по единице (в пределах 8). Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 4) Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). Соотнесение количества предметов с числом (1 – 8). Знание отрезка числового ряда 1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 8). Соотнесение количества предметов с числом в пределах 9. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Обозначение числа цифрой. Написание цифр в пределах 9. Узнавание цифр (0 – 9). Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (9); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (9). 14 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (9); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (9). 15 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (9); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (9). 16 Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. 17 Состав числа 2 (3, 4, .., 9) из двух слагаемых. 18 Состав числа 2 (3, 4, .., 9) из двух слагаемых. 19 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (9). 20 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (9). 21 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (9). 22 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (9). 23 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 24 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 25 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (9) 26 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (9) 27 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (9) 28 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (9) 29 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 30 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 31 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 32 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 33 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 34 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 35 Различение денежных знаков (монеты). 36 Различение денежных знаков (купюра). 37 Узнавание достоинства монеты. 38 Узнавание достоинства купюры. 39 Размен денег (монеты). 40 Размен денег (купюры). 41 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 42 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представления о величине - 7 часов 43 Узнавание линейки, ее назначение. 44 Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. 45 Измерение длины отрезков линейкой. 46 Измерение длины отрезков линейкой. 47 Измерение длины (высоты) предметов линейкой. 48 Измерение длины (высоты) предметов линейкой. 49 Измерение длины (высоты) предметов линейкой. 11 12 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Представления о форме – 6 часов Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) от руки. 51 Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. 52 Рисование круга произвольной (заданной) величины от руки по шаблону. 53 Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. 54 Рисование круга произвольной (заданной) величины с помощью циркуля. 55 Измерение отрезка Пространственные представления – 7 часов 56 Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). 57 Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. 58 Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. 59 Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. 60 Составление предмета (изображения) из нескольких частей. 61 Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. 62 Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. 50 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Временные представления – 6 часов 63 64 65 66 67 68 Знание разных временных отрезков. Знание дня рождения, нахождение в календаре. Знание времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. 1 1 1 1 1 1 «Математические представления» 9 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Количественные представления – 39 часов 1 2 3 4 5 6 Узнавание цифр (0 – 9). Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Соотнесение количества предметов с числом 10. Обозначение числа цифрой10. Написание цифры 10. 1 1 1 1 1 1 22 Знание отрезка числового ряда 0-10. Знание отрезка числового ряда 0-10. Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности. 10 Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых. 11 Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых. 12 Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых. 13 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). 14 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). 15 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). 16 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). 17 Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах (10). 18 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (10). 19 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (10). 20 Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах (10). 21 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 22 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 23 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (10) 24 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (10) 25 Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах (10) 26 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 27 Запись решения задачи в виде арифметического примера. 28 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 29 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 30 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. 31 Различение денежных знаков (монеты). 32 Различение денежных знаков (купюра). 33 Узнавание достоинства монеты. 34 Узнавание достоинства купюры. 35 Размен денег (монеты). 36 Размен денег (купюры). 37 Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. 38 Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. 39 Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Представления о величине – 7 часов 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 40 41 42 43 44 45 46 Весы, их назначение. Сравнение (различение) предметов по весу. Сравнение (различение) предметов по толщине. Сравнение (различение) предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Линейка (шкала делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. 1 1 1 1 1 1 1 Представления о форме – 6 часов 47 48 49 50 51 52 Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) от руки. Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Построение круга (с использованием циркуля). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг (с использованием циркуля). Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка. 1 1 1 1 1 1 Пространственные представления – 10 часов 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Ориентация в пространственном расположении частей тела: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Лабиринт. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду с объяснением доступными средствами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Временные представления – 6 часов 63 Часы. 1 24 64 65 66 67 68 Определение времени по часам: целого часа. Определение времени по часам: четверти часа. Определение времени по часам: с точностью до получаса. Определение времени по часам: с точностью до 5 минут. Жизнь по часам. 1 1 1 1 1 25