Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная РП (В.1) КБЖ (5-6)_2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(УО1.2.2 (5-6))
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
5-6 класс
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по учебному предмету «Культура безопасности жизни»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г № 1026 и включает в себя пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Культура безопасности жизни» относится к предметной области
«Человек и общество» и является частью учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у
учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и
безопасности

окружающих,

приобретения

основополагающих

знаний

и

умений,

распознавания и оценивания ситуации и вредных факторов среды обитания человека,
определения способов защиты от них, а также ликвидация негативных последствий и
оказания само- и взаимопомощи.
В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен
на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, формирование ряда физических и
психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям
среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам
деятельности.
Предлагаемый в программе объѐм материала является достаточным для формирования
у учащихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Ситуации,

связанные

с

воздействием

на

личность

угроз

и

опасностей,

в

психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как
сопряжены

с

повышенными,

предельными

и

даже

запредельными

нагрузками,

ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями.
Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной
и высокой подготовленности.
Цель изучения учебного предмета:
Освоение учащимися комплекса мер по действиям в ЧС техногенного характера.
Задачи:

1. освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во
время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров;
2. знание основных правил дорожного движения и соблюдение их;
3. ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях, во
время природных ЧС;
4. изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
5. изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой
медицинской помощи;
6. развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В учебном плане на изучение программы по основам социальной жизни в 5 и 6
классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Тематический план.
5 класс
№ п/п

Тематика
разделов

1

Безопасность
жилья

2

Правила
дорожного
движения

3

Основы
здорового
образа жизни

Содержание раздела
Познакомить с опасными бытовыми
ситуациями, которые могут возникнуть
в быту.
Познакомить
с
правилами
обращения с электричеством, газом и
водопроводом.
Напомнить
о
действиях
при
возникновении пожаров в помещении,
со средствами пожаротушения.
Познакомить с правилами личной
безопасности дома.
Познакомить
с
правилами
поведения пешехода и пассажира,
велосипедиста.
Познакомить
с
правилами
поведения в опасных ситуациях,
возникающих на дороге и тротуаре
Познакомить
с
некоторыми
необходимыми дорожными знаками и
их значением.
Познакомить с правилами здорового
образа жизни.
Познакомить
с
последствиями
вредных привычек.
Прививать гигиенические знания.

Количество
часов
на раздел

8 часов

8 часов

7 часов

4

Познакомить
с
правилами
поведения
в
природе,
умением
ориентироваться, некоторым правилам
выживания в экстремальных природных
условиях.
Познакомить
с
правилами
профилактики, поведения и первой
помощи при столкновении с опасными
растениями и животными в природе.

Безопасность
на природе

11 часов

6 класс
№ п/п

Тематика
разделов

1
2

Введение
Основы
комплексной
безопасности

3

Защита
населения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций
Основы
здорового
образа жизни

4

5

Содержание раздела

Основы
медицинских
знаний и
оказание
первой
медицинской
помощи

3.

Правила поведения учащихся в школе
Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни.
Обеспечение безопасности при
активном отдыхе в природных условиях.
Обеспечение личной безопасности при
угрозе террористического акта.
Обеспечение
безопасности
в
чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом в
Российской Федерации.
Здоровый образ жизни и его
составляющие.
Вредные привычки и их влияние на
здоровье.
Основы медицинских знаний. (Общая
характеристика повреждений и их
последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой
помощи. Медицинская аптечка).
Первая медицинская помощь при
неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при
массовых поражениях.

Количество
часов
на раздел
1 час
14 часов

10 часов

5 часов

4 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Культура безопасности жизни»
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают

индивидуально-личностные

качества

и

социальные

(жизненные)

компетенции

обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатовпо
учебному предмету «Основы безопасности жизни»

5 класс.
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
 иметь представления о назначении объектов изучения;
 знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его
выполнения;
 знать основные правила личной гигиены;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
 адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
 проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
 отвечать и задавать вопросы учителю
по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
 совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия;
 быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
6 класс
Минимальный уровень:
Знать/понимать:
 основные составляющие здорового образа жизни;
 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной
безопасности;
 меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

 права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
 приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Применять в повседневной жизни:
 соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах
скопления большого количества людей:
 перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы
ЧС и во время ЧС;
 использовать

полученные знания и умения в практической

деятельности

и

повседневной жизни для:
o

выработки потребности

в соблюдении норм здорового

образа жизни,

невосприимчивости к вредным привычкам;
o

обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

o

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и

препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
o

проявления

бдительности

и

безопасного

поведения

при

угрозе

террористического акта или при захвате в качестве заложника.
Достаточный уровень:
Знать/понимать:
 основные составляющие здорового образа жизни;
 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной
безопасности;
 меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
 права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
 рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам
безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
 приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Применять в повседневной жизни:
 доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной
безопасности и здоровья;
 соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах
скопления большого количества людей;
 перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы
ЧС и во время ЧС;

 оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
 использовать

полученные знания и умения в практической

деятельности

и

повседневной жизни для:
выработки потребности

o

в соблюдении норм здорового

образа жизни,

невосприимчивости к вредным привычкам;
o

обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

o

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и

препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных

o

условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления

o

бдительности

и

безопасного

поведения

при

угрозе

террористического акта или при захвате в качестве заложника;
o

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или

бытовых ситуациях.

Планируемые результаты формирования базовых учебных умений и навыков.
В результате изучения предметов, предусмотренных учебным планом, у учащихся
должны

быть

сформированы

личностные,

регулятивные,

познавательные

и

коммуникативные базовые учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в
меняющейся жизненной обстановке.
В связи с тем, что способности к обучению у обучающихся сугубо индивидуальны,
приведѐнные ниже требования по формированию учебных умений и навыков могут быть
применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует
стремиться.
Личностные учебные действия
 Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правами
 Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей
 Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.
 Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
 Активно включаться в общеполезную социальную деятельность
 Осознанно относиться к выбору профессии
 Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и стран

 Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
 Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия
 Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
 Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию
 Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый —незнакомый и др.)
Регулятивные учебные действия
 Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск осуществления
 Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач
 Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих
 Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Познавательные учебные действия
 Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию
 Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями
 Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных
и практических задач
 Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоениярабочей программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:



0 баллов - нет фиксируемой динамики;



1 балл - минимальная динамика;



2 балла - удовлетворительная динамика;



3 балла - значительная динамика.

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает
индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности,
проводимой в этом направлении, работы. Для оценки сформированности каждого действия
педагоги школы используют следующую систему оценки:
0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить
общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения.
Текущий контроль по предмету «Основы безопасности жизни» осуществляется в
форме устных ответов индивидуально или фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:;

 отвечает на вопросы и передаѐт содержание полно, правильно, последовательно;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:

 допускает 1 – 2 ошибки при ответе, допускает неточности в ответах на вопросы
и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:



допускает

3-4

ошибки

при ответе;

 отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного спомощью
учителя;
Оценка «2» не ставится.
4.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс.
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

10
11

1 четверть.
Безопасность жилья
Безопасность как неотъемлемая часть повседневной
жизни.
Безопасность жилья. Пожар в доме. Причины пожара.
Безопасность жилья. Пожар в доме. Действия при
пожаре.
Безопасность жилья. Пожар в доме. Средства
пожаротушения.
Безопасность жилья. Водопровод.
Безопасность жилья. Осторожно – газ!.
Безопасность жилья. Уходя, гасите свет
Безопасность жилья. Один дома.
2 четверть
Правила дорожного движения
Личная безопасность на улице. История Красной
Шапочки
Улица полна неожиданностей. Перекрѐсток.
Улица полна неожиданностей. Я – пешеход

12

Улица полна неожиданностей. Я – пассажир

1

13

Улица полна неожиданностей. Я – пассажир
железной дороги.
Улица полна неожиданностей. Дорожная азбука.
Улица полна неожиданностей. Кручу, кручу педали
кручу…
Осторожно: гололѐд!

1

1
2
3
4
5
6
7
8

9

14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

Дата
проведения

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

3 четверть
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни. Такие слабые крепыши. (о
зубах)
Здоровый образ жизни. Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья
Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Витамины.
Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Курение.
Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
Алкоголизм.
Здоровый образ жизни. Вредные привычки.
Наркомания.
Здоровый образ жизни. Чистота – залог здоровья.
Безопасность на природе
Ты идѐшь в поход (ориентирование на местности)
Ты идѐшь в поход (правила выживания)
Правила поведения на водоѐмах
Внимание – змеи!
4 четверть
Осторожно – насекомые (пчѐлы, осы, шмели,
шершни)
Вас атакует клещ!
Внимание – поганка!
Собака бывает кусачей…(общение с животными)
Внимание: ядовитые растения
Правила поведения на воде
Игра. «Азбука безопасности»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс.
№ п/п

1

2
3
4

5
6

7
8
9

Тема урока
1 четверть
Введение. Вводный урок. Правила поведения
учащихся в школе
Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила
перехода дорог. Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств
Государственная инспекция безопасности дорожного
движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности.
Безопасное поведение при следовании
железнодорожным транспортом, обязанности
пассажира.
Безопасность в быту
Безопасность на водоемах
2 четверть
Экология и безопасность

Количество
Дата
часов
проведения
1

1
1
1

1
1

1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24

25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Опасные ситуации социального характера
1
Подготовка к активному отдыху на природе
1
Активный отдых на природе
1
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры
1
безопасности
Обеспечение безопасности при автономном
1
существовании человека в природной среде
Опасные ситуации в природных условиях
1
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Наиболее опасные террористические акты
1
3 четверть
Правила поведения при возможной опасности взрыва
1
Обеспечение безопасности в случае захвата в
1
заложники или похищении
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
Современный комплекс проблем безопасности
1
социального характера
Правовые основы обеспечения защиты населения от
1
чрезвычайных ситуаций.
1
Организационные основы по защите населения
страны от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
1
Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите населения от чрезвычайных
ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом
1
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе
1
жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе
1
жизни
4 четверть
Пути укрепления здоровья.
1
Пути укрепления здоровья
1
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
1
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы медицинских знаний
1
Основы медицинских знаний
1
Первая медицинская помощь при неотложных
1
состояниях
Первая медицинская помощь при массовых
1
поражениях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».