Приложение № 1
к приказу от 03.09.2024 № 0309-2п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В МКОУ «ТАЛИЦКАЯ ООШ № 8»
I. Общие положения
1.1. Положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в МКОУ
«Талицкая ООШ № 8» (далее - Положение), разработанное в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон № 120-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Письмом Минпросвещения
России от 23.08.2021 № 07-4715 О направлении методических рекомендаций, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы
обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их
безнадзорности и правонарушений, определяет порядок организации учета отдельных
категорий несовершеннолетних в МКОУ «Талицкая ООШ № 8» (далее - учет).
При
осуществлении
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними, в отношении которых организован учет в МКОУ «Талицкая ООШ
№ 8», представляется целесообразным применение Методических рекомендаций по
вопросам
совершенствования
индивидуальной
профилактической
работы
с
обучающимися с девиантным поведением (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07).
1.2. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в МКОУ
«Талицкая ООШ № 8» является формирование полной и достоверной информации о
несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних
пользователей, а также анализ и использование данной информации для принятия
управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушений,
устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
1.3. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в
МКОУ «Талицкая ООШ № 8» являются:
- обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи,
социально-педагогической
реабилитации,
организации
с
ними
работы
по
предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий;
- систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету,
необходимой для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее профилактика);
- обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету;
- определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по
профилактике и индивидуальной профилактической работе;
- обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и
индивидуальной профилактической работе.
1.4. Основным требованием, предъявляемым к организации учета, является
актуализация данных, определяющих количественный состав несовершеннолетних, а
также качественные характеристики их статуса и проводимой с ними работы, в возможно
короткие сроки (не более трех рабочих дней с момента поступления информации).
Формирование и использование данных учета осуществляется с соблюдением
требований обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных.
1.5. Организация учета регламентируется локальными нормативными актами
образовательных организаций и обеспечивается (в том числе в части принятия решения о
постановке на учет (снятии с учета) руководителем образовательной организации или
соответствующим уполномоченным структурным подразделением либо коллегиальным
органом (например, советом профилактики).
1.6. Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел,
несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии), осуществляется социальным
педагогом образовательной организации, а в случаях его отсутствия, иным лицом, на
которое руководителем образовательной организации возложены обязанности по ведению
учета.
1.7. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по
профилактике, индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем
образовательной организации, а также лицом, на которое руководителем образовательной
организации возложены указанные обязанности.
1.8. В рамках осуществления федерального статистического наблюдения данные
учета не реже 1 раза в течение учебного года направляются руководителем
образовательной организации в территориальную (муниципальную) комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
II. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету
в МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
2.1. В МКОУ «Талицкая ООШ № 8» учету подлежат следующие категории
несовершеннолетних:
а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5
Федерального закона № 120-ФЗ, в отношении которых органы и учреждения системы
профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу:
б) поставленные на учет с согласия руководителя образовательной организации,
нуждающиеся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи,
организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или)
антиобщественных действий (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ), в том
числе соответствующие решения могут применять в отношении следующих категорий:
- вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной
направленности;
- проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
- систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в МКОУ
«Талицкая ООШ № 8»;
- систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие
неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего
распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных
нормативных актов образовательной организации:
- совершившие самовольные уходы из семей, образовательных организаций с
круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и иные.
III. Основания для учета несовершеннолетних
в МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись,
систематизация,
накопление,
хранение,
уточнение
(обновление,
изменение),
использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания,
блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации
индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с
использованием информационных систем.
3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в
подпункте «а» пункта 2.1 Примерного положения, являются сведения, поступившие из
органов и учреждений системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц,
установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ, и (или)
постановление
территориальной
(муниципальной)
комиссии
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте «б»
пункта 2.1 Примерного положения, в соответствии с локальным нормативным актом
образовательной организации является решение руководителя образовательной
организации или уполномоченного структурного подразделения либо коллегиального
органа образовательной организации.
3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте 2.1
Примерного положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 120ФЗ является утвержденное руководителем образовательной организации заключение по
результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
IV. Порядок учета несовершеннолетних
в МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
4.1. Поступившие в образовательную организацию из органов и учреждений
системы профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц,
установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ, постановления
территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних с резолюцией руководителя образовательной
организации «Для постановки на учет» незамедлительно передаются лицу,
ответственному за ведение учета, для внесения в возможно короткие сроки (не более трех
рабочих дней с момента регистрации информации в образовательной организации) в
Журнал учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, в отношении
которых проводится индивидуальная профилактическая работа в образовательной
организации (приложение 4) (далее - Журнал учета), а также для обеспечения направления
в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав (при наличии необходимости) предложений в рамках компетенции и имеющихся
в образовательной организации возможностей для включения в межведомственные планы
(программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной
(муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их
разработки).
Ведение Журнала учета может осуществляться на бумажном или электронном
носителе.
Датой постановки несовершеннолетнего на учет в образовательной организации в
указанном случае является дата фиксации сведений в Журнале учета.
4.2. В случае поступления в образовательную организацию информации о
выявлении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1 Примерного
положения, в случае непосредственного выявления сотрудниками образовательной
организации указанных несовершеннолетних, социальный педагог, педагог-психолог
образовательной
организации
либо
классный
руководитель
обучающегося
несовершеннолетнего в соответствии с локальным нормативным актом образовательной
организации направляют руководителю образовательной организации или в
уполномоченное структурное подразделение либо коллегиальный орган образовательной
организации обоснованное представление о необходимости учета несовершеннолетнего.
Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается
руководителем образовательной организации или уполномоченным структурным
подразделением либо коллегиальным органом образовательной организации не позднее
десяти дней с момента его получения.
По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено
одно из следующих решений:
- об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной
профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его
основанием;
- о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;
- о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за
его поведением со стороны классного руководителя, иного педагога образовательной
организации (куратора).
В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и
организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в
Журнал учета.
Решение руководителя образовательной организации может оформляться
приказом, распоряжением либо наложением резолюции на представление о
необходимости учета несовершеннолетнего.
Решение уполномоченного структурного подразделения либо коллегиального
органа образовательной организации может оформляться в виде протокола заседания либо
в иной форме в соответствии с локальным нормативным актом, определяющим порядок
деятельности указанного подразделения либо органа.
4.3. В соответствии с локальными нормативными актами образовательных
организаций, регламентирующими организацию учета, порядок принятия решений об
учете несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1 Примерного
положения, в случаях, установленных пунктом 4.1 Примерного положения, может
включать процедуру рассмотрения представления о необходимости учета
несовершеннолетних
уполномоченным
структурным
подразделением
либо
коллегиальным органом образовательной организации, установленную пунктом 4.2
Примерного положения, для обеспечения коллегиальности выработки перечня
эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении
несовершеннолетнего.
4.4. Решение об учете несовершеннолетнего в возможно короткие сроки (не более
трех рабочих дней с момента осуществления учета) доводится до сведения:
- родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
- руководителя образовательной организации (в случае принятия решения
уполномоченным структурным подразделением либо коллегиальным органом
образовательной организации);
- классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося;
- представителя органа или учреждения системы профилактики, представившего
сведения в образовательную организацию;
- территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав;
- иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении
необходимости организации взаимодействия).
4.5. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1
Примерного положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется
образовательной организацией во взаимодействии с иными органами и учреждениями
системы
профилактики
согласно
межведомственным
планам
(программам)
индивидуальной
профилактической
работы,
утвержденным
территориальной
(муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, или в
рамках исполнения постановлений территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав о реализации конкретных мер по защите прав и
интересов детей.
4.6. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1
Примерного положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на
устранение причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно планам,
программам и иным документам индивидуального планирования работы в отношении
несовершеннолетнего, утвержденных руководителем образовательной организации. По
инициативе образовательной организации также в индивидуальной профилактической
работе могут участвовать иные органы и учреждения системы профилактики.
4.7. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих учету в
образовательной организации, формируются наблюдательные дела. К наблюдательному
делу несовершеннолетнего приобщаются:
- документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета
несовершеннолетнего;
- сведения об информировании родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего о постановке его на учет;
- справка об установочных данных несовершеннолетнего;
- акт о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним;
- акты обследования условий жизни несовершеннолетнего;
- характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора
(оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики произошедших
изменений в поведении);
- сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение учебного
периода;
- сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного периода
(с указанием причин отсутствия);
- сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним и его семьей;
- планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы в
отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые;
- результаты диагностик, анкетирования, тестирования несовершеннолетнего;
- рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному
педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их реализации;
- отчеты, служебные записки, докладные сотрудников образовательной
организации
и
иные
документы,
свидетельствующие
о
проводимой
с
несовершеннолетним работе;
- сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной,
культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в
образовательной организации, организациях дополнительного образования и иных,
участии в деятельности детских и молодежных общественных организациях, движениях,
ученическом самоуправлении;
- сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных
видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики;
- сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении
несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях территориальной
(муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в
образовательной организации (ходатайства о снятии с учета);
- иные документы, необходимые для организации работы с несовершеннолетним.
V. Основания прекращения учета несовершеннолетних
в МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
5.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в
образовательной организации являются:
а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и
образовательной организацией;
б) достижение восемнадцатилетнего возраста;
в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная
динамика поведения, в связи с улучшением ситуации.
5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «а» пункта 2.1
Примерного положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии
постановления
территориальной
(муниципальной)
комиссии
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав о прекращении индивидуальной
профилактической работы.
5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету, указанного в
подпункте «а» пункта 2.1 Примерного положения, в другую образовательную
организацию, и выявления необходимости продолжения проведения в отношении него
индивидуальной профилактической работы, информация о прекращении учета с
приложением характеризующих материалов на несовершеннолетнего незамедлительно
направляется
в
территориальную
(муниципальную)
комиссию
по
делам
несовершеннолетних и защите их прав, в образовательную организацию, в которой
несовершеннолетний продолжает обучение.
5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте «б» пункта 2.1
Примерного положения, учет прекращается по мотивированному представлению
(приложение 6) социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога,
направленному руководителю образовательной организации или в уполномоченное
структурное подразделение либо в коллегиальный орган образовательной организации,
которое подлежит рассмотрению в возможно короткие сроки (не более пяти рабочих дней
с момента поступления).
По результатам рассмотрения представления о прекращении учета
несовершеннолетнего может быть принято одно из следующих решений:
- о прекращении учета;
- о прекращении учета и об организации контроля за поведением
несовершеннолетнего со стороны его классного руководителя, иного педагога
образовательной организации (куратора);
- об отказе в прекращении учета.
В случае принятия решения об отказе в прекращении учета несовершеннолетнего и
организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на
устранение причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в
Журнал учета.
Решение руководителя образовательной организации оформляется приказом,
распоряжением либо наложением резолюции на представление о необходимости
прекращения учета несовершеннолетнего.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего уполномоченного
структурного подразделения либо коллегиального органа образовательной организации
оформляется в виде протокола заседания либо в иной установленной локальным
нормативным актом образовательной организации форме.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до сведения его
родителей (законных представителей), руководителя образовательной организации, а
также территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав.
5.5. Лицом, ответственным за ведение учета, фиксируется в Журнале учета
решение о прекращении учета несовершеннолетнего в образовательной организации с
указанием оснований, а также обеспечивается направление информации о прекращении
учета несовершеннолетнего в территориальную (муниципальную) комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав в возможно короткие сроки (не более пяти рабочих
дней с момента принятия решения).
Приложение 1
к Положению
ПАМЯТКА
1. Основания для снятия с внутришкольного контроля
Снятие с внутришкольного контроля обучающихся осуществляется по решению
Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних при наличии:
- позитивных изменений, сохраняющихся длительное время;
- окончания образовательной организации;
- перехода в другую образовательную организацию; по другим объективным
причинам.
- Снятие с учета КДН.
2. Организация деятельности по постановке на внутришкольный контроль
или снятию с внутришкольного контроля
Решение о постановке на внутришкольный контроля или снятии с контроля
принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных представителей) на
внутришкольный контроль представляются следующие документы:
характеристика
несовершеннолетнего
(представление)
от
классного
руководителя; выписка о посещаемости и отметок за текущий период;
- заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
(законных представителей), социальным работником или инспектором ПДН ОМВД;
- сообщение органов внутренних дел о постановке на профилактический учет;
постановление КДН и ЗП о признании в социально опасном положении.
Для снятия несовершеннолетнего с внутришкольного контроля представляются
следующие документы:
- информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении
плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними его
родителями (законными представителями);
характеристика
несовершеннолетнего
(представление)
от
классного
руководителя; при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
(законных представителей), подписанный специалистом ЦСПСД или инспектором
ОУУП И ПДН УМВД
3. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного контроля
Ответственность
за
организацию
ведения внутришкольного
контроля, оформление
соответствующей документации,
а также
за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних возлагается
приказом
директора
на
заместителя
директора
по
воспитательной
работе или на социального педагога (классных руководителей).
Ответственный за организацию ведения внутришкольного контроля анализирует
условия и причины возникновения негативных проявлений среди обучающихся и
определяет меры по их устранению.
Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на
директора образовательной организации.
Приложение 2
к Положению
Формы заявок на постановку на внутришкольный контроль (детей и семей)
ЗАЯВКА
на постановку учащегося _____ класса на внутришкольный контроль
Ф.И.О. классного руководителя
Ф.И.О. заявленного учащегося
Дата рождения ребенка
Ф.И.О. родителей
Контактный телефон
Проблема учащегося
Меры, их результаты, принятые классным руководителем
Дата
Подпись
/
/
Приложение 3
к Положению
Характеристика
обучающегося МКОУ «Талицкая ООШ № 8» , состоящего на ВШК
1.
2.
3.
4.
Ф.И.О. ученика_________________________________________________
Класс
Дата (число, месяц, год) и место рождения __________________________
Домашний адрес, домашний телефон _____________________________
5.
Семья ребёнка:
Мать __________________________________________________________________
(Ф.И.О., место работы, образование
контактный телефон, )
Отец _________________________________________________________________
(Ф.И.О., место работы,
образование
контактный телефон,)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребёнка: _____________________
Состав семьи, её структура: _______________________________________________
Жилищно-бытовые условия ______________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи __________________________________________
6.
Характер
ребёнка
_______________________________________________
7.
Качества личности (положительные, отрицательные) _________________
8.
Положение ребёнка в коллективе __________________________________
9.
Учебная деятельность:___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(успеваемость, уровень знаний, мотивация обучения, посещаемость уроков, способности к обучению, познавательный интерес)
10.
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы
11.
Получение дополнительного образования:
в школе (название детского объединения, дни и часы) _______________________
вне школы (название учреждения дополнительного образования, название
объединения, дни и часы занятий) _______________________________________________
12.
Круг общения (Ф.И. друзей):
в школе ________________________________________________________________
вне школы ______________________________________________________________
13.
Профессиональная направленность _______________________________
14.
Состоит ли на внутришкольном контроле (дата постановки на учёт,
причина) _____________________________________________________________________
15.
Состоял ли на внутришкольном контроле (дата снятия) ______________
16.
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)
_____________________________________________________________________________
17 Вызов на КДН и ЗП(дата, причина)
(год оформления карты)
_________________________________________________________________
(Ф.И.О. классного руководителя)
(подпись)
Приложение 4
к Положению
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА СЕМЬИ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Дата постановки на внутришкольный контроль Основания постановки на
внутришкольный контроль
Отец
Место работы
Место работы (на пенсии)
Количество детей
(имя, год рождения, где обучается или работает (не работает), социальный статус)
В семье также проживают:
Семья фактически проживает по адресу
Место регистрации
Социальный статус семьи
( многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская)
Жилищные условия
Краткая характеристика социально-психологической ситуации в семье
Классный руководитель ____________________________________________________
«_
»«
» 20
года
Приложение 5
к Положению
Формы уведомлений родителей о постановке на ВШК
РОДИТЕЛЯМ
ученика
класса, МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
Ф.И.О. родителей
ОФИЦИАЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ
О постановке на внутришкольный контроль Вашего ребенка
,
ученика(цы)
класса с «
»
20
года в связи с (указать причины).
Директор школы
(подпись)
Социальный педагог
(подпись)
М.П.
«
/
/
(расшифровка подписи)
(расшифровка подписи)
»
20
г.
Линия отрыва
С уведомлением о постановке моего (сына, дочери),
( фамилия, имя)
учени
класса « _
» на внутришкольный
профилактический контроль
ознакомлена
(подпись)
родителя)
ознакомлен
(подпись)
родителя)
«
/
(Ф.И.О.
/
(Ф.И.О.
»
20
г.
Приложение 6
к Положению
АЛГОРИТМ
действий классного руководителя с обучающимися, не посещающими школу
При отсутствии несовершеннолетнего в образовательной организации классный
руководитель должен в тот же день связаться с родителями учащегося и выяснить
причину отсутствия ребенка в школе.
В случае непосещения обучающимся школы без уважительной причины
в
течение 3-х и более дней, классные руководители должны:
1.
Подать сообщение о непосещении обучающимся школы в письменном виде
социальному педагогу, в котором необходимо указать с какого числа и месяца
несовершеннолетний отсутствует в ОУ.
2.
В первый день отсутствия ребенка в школе - узнать о причине непосещения
несовершеннолетним школы у родителей (законных представителей) по телефону
3.
Если нет уважительной причины отсутствия ребенка в образовательном
учреждении или невозможности получения объяснений в форме письма-уведомления,
пригласить родителей (законных представителей) с несовершеннолетним в школу.
4.
В случае, если ни обучающийся, ни родители (законные представители) в
школе не появились в назначенный день, необходимо осуществить посещение семьи
классным руководителем совместно с
субъектом
профилактики для выяснения
причин и получения письменного объяснения родителей (законных представителей) о
непосещении ребенком школы.
4.
Если объяснение родителей не имеет уважительной причины непосещения
ОО ребенком и посещение семьи на дому положительных результатов не дало - классным
руководителем пишется служебная записка директору, в которой указывается работа,
проведенная им, для разрешения сложившейся проблемы.
5.
Если вызов ученика и его родителей на Совет по профилактике
правонарушений несовершеннолетних не дают результатов - классным руководителем
пишется характеристика, в которой помимо основных данных, характеризующих
обучающегося, указывается работа, проведенная классным руководителем, для
разрешения сложившейся проблемы и ее результаты.
Данная
характеристика
подается
социальному
педагогу для составления документов в районное ОУУП
и ПДН УМВД России, КДН и ЗП, муниципальное образование (органы опеки и
попечительства), ЦСПСД.
Все это время обучающийся находится под контролем службы социальнопсихологического/педагогического сопровождения школы и с ним и семьей ведется
индивидуальная профилактическая работа.
Приложение 7
к Положению
Инструкция о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
образовательных учреждениях
1.
Общие положения
В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ, Федеральным законом № 120 «Об
основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и
другими нормативно-правовыми актами государственные образовательные учреждения,
реализующие общеобразовательные программы:
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам
занятия
в
образовательных
организациях,
принимают
меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих
занятия в образовательном учреждении по неуважительным причинам;
выявляют
причины
и
условия,
способствующие
пропуску
занятий по неуважительным причинам;
осуществляют ведение
документации
по
учету
и
движению
обучающихся и своевременно информируют органы управления образованием, районные
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, муниципальные образования о
детях, прекративших или уклоняющихся от обучения.
Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, –
это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая
образовательным учреждением
в
отношении
обучающего
и
семьи,
которые
направлены на выявление
и
устранение причин и
условий,
способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.
2.
Организация
работы
образовательных учреждениях
по
учету
детей
в
государственных
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный
руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий и/или отдельных уроков,
суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель в
первый день отсутствия
ребенка
в
школе выясняет
причины
отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей).
Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об
этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением
ребенка и посещаемостью школьных занятий.
Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную
консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения
причины пропусков занятий без уважительной причины. Педагог-психолог осуществляет
консультирование педагогов и при выборе образовательных технологий с учетом
индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей
учащихся. При необходимости школьный педагог-психолог применяет медиативные
технологии, привлекает для разрешения сложившейся ситуации специалистов службы
медиации. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для организации
совместных действий по устранению выявленных причин.
Если родители должным образом не отреагировали на информацию о
прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия - необходимо посетить
такого ученика на дому совместно с представителями правоохранительных органов,
ООиП МО. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к
нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также
определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие
надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования
жилищных условий.
В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому
(товарищи по школе)
ничего
не
знают
о
месте
нахождения
семьи,
следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (по месту
жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.
Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу,
следует предупредить их в
письменной
форме
об
административной
ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и
получению детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ст.
44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ).
В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных
результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать
занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный контроль для проведения с
ним индивидуальной профилактической работы.
В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного
внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует
подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП, т.е. направить
Ходатайство о рассмотрении такой семьи на заседании КДН и ЗП (если учащийся не
имеет других замечаний, кроме пропусков занятий, то на заседании КДН и ЗП
рассматриваются родители несовершеннолетнего).
В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих
обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в
письменном виде проинформировать правоохранительные органы (п. 1. ст. 21
Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного)
общего образования, повышения ответственности государственных образовательных
учреждений за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение
контингента обучающихся, Государственное образовательное учреждение обязано
осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся. При переводе
ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана подтвердить письменно
свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения
несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного
учреждения.
3.
Основания для постановки на внутришкольный
систематические пропуски занятий без уважительной причины:
контроль
за
На внутришкольный контроль ставится обучающийся за непосещение
или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин (2 недели
подряд или по совокупности в течение 1 месяца).
Данные об учащихся, имеющих систематические пропуски занятий
без
уважительной
причины,
и
индивидуально-профилактической
работе с
несовершеннолетним,
оформляются
документально.
Информация
предоставляется в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном
подписью руководителя и печатью на заседание Совета по профилактике.
Руководители образовательных учреждений и территориальных управлений
образования несут в
соответствии
с
действующим
законодательством
ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся
или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных
учреждениях.
4.
Порядок снятия с внутришкольного контроля за систематические
пропуски занятий без уважительной причины
Снятие с внутришкольного контроля проводится в следующем порядке.
На заседании школьного Совета по профилактике принимается решение о снятии с
внутришкольного контроля. Образовательное учреждение оформляет данное решение
протоколом заседания Совета по профилактике.
Выписка из протокола решения Совета по профилактике вкладывается в личное
дело учащегося.
Кроме того, с контроля снимаются: обучающиеся, окончившие государственное
образовательное учреждение; сменившие место обучения.
5.
Организация ведения профилактической работы
При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст.
9, 14 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» образовательное учреждение обязано
информировать учреждения
и
органы
системы
профилактики
в
соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения
обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.
Количество обращений
школы
в
органы
и
учреждения
системы
профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей,
возвращения несовершеннолетнего к обучению законом не ограничено.
(Следует запрашивать письменные ответы из органов и учреждений системы
профилактики)
Со всеми обучающимися проводится индивидуально-профилактическая работа,
направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления
пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
организация школьной службой сопровождения индивидуальной и групповой работы с
обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими
затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях
обучающихся;
- своевременное
и
незамедлительное
информирование
родителей
учащихся об имеющихся пропусках занятий без уважительной причины
- своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов
системы профилактики
о
несовершеннолетних,
злостно
уклоняющихся
от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих
обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (ст. 9 Федерального
закона № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»).
6.
Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных
причин
Своевременное реагирование на пропуски школьных занятий без уважительной
причины является необходимым условием для успешной работы по выполнению
законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного)
общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или
одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим
пропуски занятий без уважительной
причины,
следует
относиться
с
повышенным
вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью,
необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их
поведении и прекращения прогулов.
Ликвидация пробелов
в
знаниях
учащихся
является
важным
компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по
каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется
психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает программу дальнейшего
материала, ощущает себя ненужным на уроке. Следует осуществлять меры по
реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия
спортом, художественное творчество, кружковая работа – являются важнейшими
направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности
в посещении школы и формированию законопослушного поведения. Следует
обеспечивать
организацию в образовательных организациях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в
них несовершеннолетних;
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном
воспитании работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и
детьми с привлечением педагога-психолога при непосредственном участи и специалистов
службы медиации.
С целью предупреждения конфликтных ситуаций среди обучающихся и выявления
поведенческих рисков в подростковой среде классному руководителю необходимо
систематически проводить мониторинг социальных сетей в информационнотелекоммуникационной сети Интернет (изучение личных страниц учащихся).
Работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходимо
строить в тесном контакте со специалистами правоохранительных органов, органами
опеки и попечительства, специалистами-психологами центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Свердловской области