Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»
(МКОУ «Талицкая ООШ № 8»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом, с учетом
мнения
Совета
обучающихся,
родителей
обучающихся
МКОУ
«Талицкая ООШ № 8»
(протокол № 3 от 26.05.2025)
УТВЕРЖДЕНО
Исполняющим обязанности директора
МКОУ «Талицкая ООШ № 8»
___________ М. П. Сидорова
Приказ № 2705-2п от 27.05.2025
ПОЛОЖЕНИЕ
о предпрофильной подготовке
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»
(МКОУ «Талицкая ООШ № 8)
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Концепции профильного обучения старшей ступени
общего образования, Устава школы.
1.2. Положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в МКОУ
«Талицкая ООШ № 8» в рамках профильного обучения, общие правила обучения.
1.3. Предпрофильная подготовка– комплексная психолого-педагогическая подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления
собственной деятельности в старшей школе.
Предпрофильная подготовка организуется в 6-9 классах.
Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается педагогическим
советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
1.4. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы,
содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и
обоснованному выбору пути продолжения образования.
Организационные модели предпрофильной подготовки складываются в зависимости от
различных форм организации освоения учащимися предпрофильных курса .
Реализация образовательных программ курса
может осуществляться силами одного
образовательного учреждения и силами группы (сети) образовательных учреждений, связанных
договорными отношениями. И та и другая модели предусматривают возможность привлекать
образовательные ресурсы учреждений дополнительного и \ или профессионального образования.
1.5. Основная цель введения предпрофильной подготовки – создание образовательного
пространства, способствующего самоопределению учащихся 6-9 классов, через организацию
курса , информационную работу и профильную ориентацию.
1.6. Основной задачей является комплексная работа с учащимися по обоснованному и
жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
2. Содержание предпрофильной подготовки:
2.1. Подготовительная работа для ведения предпрофильной подготовки начинается в 6-9
классах и завершается в 9 классе. Данная подготовка включает в себя следующее содержание:
- Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или
трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование
о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка
труда;
- Психологическое тестирование с целью определения профильного направления.
- Разработку и апробацию формы оценивания - накопительной оценки учебных достижений
учащихся (портфолио).
- Проведение классных часов и библиотечных уроков.
- Введение курса в 6-9х классах.
- Проведение информационной работы с участниками образовательного процесса.
2.2. Компоненты предпрофильной подготовки:
- Информирование и профильная ориентация учащихся 6-9 классов в отношении
возможного выбора профиля обучения на третьей ступени обучения;
- Организация и освоение учащимися курса
(предметных, межпредметных,
ориентационных).
- Введение за счёт школьного компонента курса : предметных, межпредметных,
ориентационных;
- Проведение диагностических срезов для учащихся 6-9 классов, позволяющих более точно
определить выбор профиля;
- Введение накопительной оценки учебных достижений учащихся (портфолио);
- Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся;
Виды учебных курса и их примерное содержание определяется общими целями
предпрофильной подготовки;
- Определяется минимальное (9) и максимальное количество (34) часов, отводимое на
изучение отдельных курса в год.
- Учащимся предлагается спектр курса, из которых они выбирают наиболее приемлемые,
интересные, нужные для дальнейшего обучения.
3. Организация предпрофильной подготовки
3.1. На курсы отводится 34 часа за счет внеурочной деятельности (34 учебных недель, 1 час
в неделю).
3.2. На информационную работу и профильную ориентацию в 6-9 классах отводится 9
часов за счет внеклассной работы (классный час 1 раз в месяц)
3.4. На информационную работу и профильную ориентацию в 6-9 классе отводится 34 часа
за счет школьного компонента (34 учебные недели, 1 час в неделю).
3.5. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану.
Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим
требованиям:
- сбалансированность между предметными и межпредметными курсами;
- полнота представленных курса;
- преемственность с профильным обучением;
- отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;
- вариативность, краткосрочность, модульность курса, включенных в план.
3.6. Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить
реальный выбор.
4. Функциональные обязанности работников школы в рамках организации и
проведения предпрофильной подготовки
4.1. В функции заместителя директора школы, которому поручена организация
предпрофильной подготовки, входит:
4.1.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на
основе:
- анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материальнотехнических ресурсов;
- изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования
и собеседований;
- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной
образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.
4.1.2. Формирование плана и расписания курса и других мероприятий предпрофильной
подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной
ориентации и др.).
4.1.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
- мониторинг учебных результатов школьников на курсах ;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке.
4.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:
4.2.1. Работа с учащимися класса:
- контроль за посещением курса;
- профориентационная работа;
- участие в совместной работе со школьным психологом, социальным педагогом и другими
специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного
маршрута.
4.2.2. Работа с родителями включает информирование:
- об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;
- о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении
элективных курса;
- о результатах исследований и опросов их детей.
4.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит:
- планирование профориентационной работы;
- оказание помощи классным руководителям;
- организация участия 8-9-классников в городских профориентационных мероприятиях;
- организация диагностики профессионального выбора учащихся;
- анализ результатов исследований по профессиональной ориентации учащихся.
4.4. В функциональные обязанности организатора психологического сопровождения
учащихся входит:
- планирование системы психологического сопровождения;
- осуществление диагностических мероприятий;
- анализ результатов диагностики;
- консультирование учащихся и их родителей по проблемам самоопределения.
4.5. В функции школьного медицинского работника входит:
- консультирование учащихся и их родителей о степени соответствия состояния здоровья
школьника и выбранного профиля обучения или профессии;
- оказание помощи учащимся в осуществлении профподбора.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические
работники ш
колы, родители (законные представители) обучающихся.
5.2. Обучающиеся в школе имеют право на:
- выбор предпрофильных курса, предложенных образовательным учреждением, согласно
своим интересам, склонностей, потребностей;
- изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополнительной
информации до начала его изучения;
- условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья;
- бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки школы.
5.3. Обучающиеся в школе обязаны:
- посещать предпрофильные курсы согласно расписания;
- изучить начатый курс в полном объеме;
- соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курса;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.
5.4. Педагогические работники школы имеют право:
- свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия;
- на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;
- на прохождение курса профессиональной подготовки по освоению содержания и
технологии преподавания предпрофильных курса.
6.5. Педагогические работники школы обязаны:
- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства
обучающихся;
- соблюдать требования охраны труда во время занятий курса, практикумов, экскурсий;
- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж
по охране труда.
6.6. Родители (законные представители) имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной
подготовки в школе;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной
подготовке.
6.7. Родители (законные представители) обязаны:
- обеспечить посещение обучающимися предпрофильного курса.
7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки
7.1. Информационная готовность включает информированность школьников:
- о возможных способах получения желаемого профиля образования;
- о наличии собственной практической готовности и способности для получения
избранного образования;
- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ
образования.
7.4. Практическая готовность включает:
- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа
доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и
потребностям;
- наличия у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых
для продолжения образования;
- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
7.5. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы
предполагает:
- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям
получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с
дальнейшим способом получения образования.
8. Документация и отчётность
8.1. Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:
- Положение о предпрофильной подготовке;
- Журнал учёта занятий курса ;
- Учебный план предпрофильной подготовки;
- Программы курса ;
- Расписание курса.
9. Финансирование.
Реализация данного положения за счёт бюджетного финансирования в пределах
федерального, регионального стандартов.