Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7-9 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «История Отечества» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составляет 204 часа: в 7-9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Цели изучения данного предмета "История Отечества": формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием. Задачи изучения предмета: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7-9 КЛАССЫ. 1. Введение в историю. Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. "Лента времени". 2. История нашей страны древнейшего периода. Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика. 3. Русь в IX - I половине XII века. Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура. 4. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (ХII-ХIII века). Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель - самостоятельных государств, особенности их социальнополитического и культурного развития. Киевское княжество. ВладимироСуздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в ХIIХIII веках. Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. 5. Начало объединения русских земель (XIV - XV века). Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV - XV вв. 6. Россия в XVI - XVII веках. Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей. Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке. 7. Россия в XVIII веке. Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. "Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. Правление Павла I. 8. Россия в первой половине XIX века. Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И. Росси). 9. Россия во второй половине XIX - начале XX века. Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский. Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русскояпонская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. - начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года". Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги. "Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России. Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. 10.Россия в 1917-1921 годах. Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: "военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа. 11.СССР в 20-е - 30-е годы XX века. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий. Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 19201930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция": задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы. 12. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 19411945 годов. СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР. Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы. Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года. Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства. 13. Советский Союз в 1945 - 1991 годах. Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления социалистического лагеря. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка. Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. ХХII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80х годов XX века. Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. 14.Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России. Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д. А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7-9 КЛАССЫ Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; III. 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени"; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду"; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. Предметные результаты по годам обучения. 7 класс Минимальный уровень: знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории; знать некоторые основные факты исторических событий, явлений, процессов; различать имена некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, полководцев, ученых, деятелей культуры); устанавливать по дате последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя; уметь пользоваться «Лентой времени»; узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; описывать события, исторических героев с опорой на наглядность, составлять рассказы о них по вопросам учителя; находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события с помощью учителя; понимать смысловое значение основных исторических терминов и понятий. Достаточный уровень: определять хронологические рамки ключевых процессов; знать основные исторические даты истории отечества; соотносить дату с событием и личностью; знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы; знать места совершения основных исторических событий; знать некоторые имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); уметь составлять краткую характеристику исторических личностей; понимать «легенду» исторической карты; уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; объяснять основные термины; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий. 8 класс Минимальный уровень: знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору); уметь пользоваться «Лентой времени»; устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя; знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя; описывать объекты, события, исторические героев с опорой на наглядность, по наводящим вопросам учителя; находить, показывать на исторической карте территории, границы, основные изучаемые объекты, события под контролем учителя; находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов; узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу; осуществлять поиск информации в доступном источнике. Достаточный уровень: - определять хронологические рамки ключевых процессов, знать основные исторические даты истории России; соотносить дату с событием и личностью; знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный, текстовый материал; понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; объяснять значение основных терминов, понятий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; осуществлять поиск информации в доступных источниках; раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; участвовать в беседе по содержанию, изученных тем; выполнять доступные задания без текущего контроля учителя. 9 класс Минимальный уровень: знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их значение; знать изображения символики РФ; иметь представление о территории России и еѐ границах; уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, таблицах, исторических картах; знать некоторые точные исторические даты; различать точные и приблизительные исторические даты; уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий; знать имена основных исторических деятелей; уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; знать традиции и обычаи предков; знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с событиями в истории России. Достаточный уровень: знать определения основных терминов и понятия; знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; иметь представление о территории России, еѐ границах и об их изменениях; знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины, участников, результатов, значения; давать характеристику историческим личностям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); иметь представление о культурном пространстве России XIX века; «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; выполнять задания без текущего контроля учителя; устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков; проводить поиск информации при составлении описания исторических и культурных памятников на территории современной России; объяснять своѐ отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России; оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и картой; иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных традициях родного края; использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. Система оценки достижений (7-9 классы) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится, если обучающийся: понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану; устанавливает хронологию событий; самостоятельно формулирует ответы на вопросы; допускает единичные ошибки и сам исправляет правильно устанавливает причинно-следственные связи; умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий. Оценка «4» ставится, если обучающийся: воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины; самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно. Оценка «3» ставится, если обучающийся: частично понимает материал; излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки); затрудняется самостоятельно ответить на вопросы; нуждается в постоянной помощи учителя; смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи. Оценка «2» - не ставится. IV. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс Название раздела, темы Введение в историю История нашей страны древнейшего периода Русь в IX – I половине XII века Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями ХII-ХIII века Начало объединения русских земель XIV - XV века Россия в XVI - XVII веках Всего Количество часов Контрольная работа (тест) 6 8 1 1 10 14 1 1 13 1 17 68 1 6 Количество часов Контрольная работа (тест) 3 31 16 16 2 1 1 2 68 1 5 Количество часов Контрольная работа (тест) 8 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела, темы Россия в конце XVII века Россия в XVIII веке Россия в первой половине XIX века Россия во второй половине XIX - начале XX века Россия в 1917 году Итого 9 класс № п/п Название раздела, темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Россия в 1917-1921 годах СССР в 20-е - 30-е годы XX века СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Советский Союз в 1945 - 1991 годах Россия (Российская Федерация) в 1991 2015 годах Современная Россия ИТОГО V. № п\п 11 8 13 1 1 1 16 11 1 1 9 68 1 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс Тема урока Введение в историю – 6 часов 1. Что такое история 2. Вещественные, устные и письменные памятники истории 3. Наша Родина - Россия 4. История края - часть истории России 5. Как изучается родословная людей. Моя родословная 6. Счет лет в истории "Лента времени". Тест История нашей страны древнейшего периода - 8 часов 7. Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины 8. Родоплеменные отношения восточных славян 9. Славянская семья и славянский поселок 10. Основные занятия восточных славян 11. Обычаи и верования восточных славян 12. Взаимоотношения с соседними народами и государствами 13. Объединение восточных славян под властью Рюрика 14. Обобщающий урок по разделу «Введение в историю. История нашей страны древнейшего периода» Тест Русь в IX -I половине XII века -10 часов 15. Образование государства восточных славян - Древней Руси 16. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь Игорь 17. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Княгиня Ольга 18. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь Святослав 19. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение 20. Политика Ярослава Мудрого 21. Политика Владимира Мономаха 22. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли 23. Древнерусская культура 24. Обобщающий урок по разделу «Русь в IX -I половине XII века». Тест Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (ХII-ХIII века) – 14 часов 25. Причины распада единого государства Древняя Русь 26. Образование земель - самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Киевское княжество Владимиро-Суздальское княжество Господин Великий Новгород Культура Руси в ХII-ХIII веках. Монгольские кочевые племена Сражение на Калке Нашествие монголов на Русь Русь и Золотая Орда Невская битва Ледовое побоище Князь Александр Ярославич Обобщающий урок по разделу «Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями ХII-ХIII века» Тест Начало объединения русских земель (XIV - XV века) – 13 часов 39. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче 40. Московский князь Иван Калита и его политика 41. Князь Дмитрий Донской 42. Сергий Радонежский 43. Куликовская битва 44. Значение Куликовской битвы 45. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы 46. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства 47. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия 48. Система государственного управления 49. Культура Руси в XIV - XV веках 50. Культура и быт Руси в XIV - XV веках 51. Обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель XIV - XV века». Тест Россия в XVI - XVII веках - 17 часов 52. Расширение государства Российского при Василии III 53. Русская православная церковь в Российском государстве 54. Первый русский царь Иван IV Грозный 55. Опричнина: причины, сущность, последствия 56. Присоединение Поволжья, покорение Сибири 57. Быт простых и знатных людей 58. Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном 59. Царствование Бориса Годунова 60. Смутное время 61. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы 62. Правление первых Романовых. Конец Смутного времени 63. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 64. Церковный раскол 65. Русские первопроходцы 66. Культура и быт России в XVII веке 67. Обобщающий урок по разделу «Россия в XVI - XVII веках» Итоговая контрольная работа 68. Обобщение изученного материала 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 68 8 класс № п\п Тема урока Россия в конце XVII века- 3 часа 1. Наше Отечество - Россия в XVII веке 2. Детство и юность Петра I 3. Семейные раздоры, борьба за власть Россия в XVIII веке -31 час 4. Начало царствования Петра I 5. Азовские походы 6. Великое посольство Петра I 7. Начало Северной войны 8. Первые победы над шведами 9. Строительство Петербурга 10. Полтавская битва: разгром шведов 11. Окончание Северной войны 12. Реформы государственного управления, губернская реформа 13. Нововведения в культуре 14. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея 15. Личность Петра I Великого 16. Обобщающий урок по разделу: «Российское государство в конце XVII – начале XVIII века». Тест 17. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Екатерина I 18. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Внук Петра Великого 19. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Анна Иоанновна 20. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Царствование Елизаветы Петровны 21. Войны России в период правления Елизаветы Петровны 22. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Петр III 23. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова 24. Основание первого Российского университета и Академии художеств 25. Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм 26. Укрепление императорской власти 27. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. 28. Присоединение Крыма и освоение Новороссии 29. «Золотой век дворянства» 30. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение 31. Культура и быт России во второй половине XVIII века 32. Правление Павла 1 33. Правление Павла I. Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале XIX века Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34. Обобщающий урок по разделу «Россия в XVIII веке». Тест Россия в первой половине XIX века - 16 часов 35. Приход к власти Александра I 36. Внутренняя и внешняя политика России 37. Отечественная война 1812 года 38. Основные этапы и сражения войны 39. Бородинская битва 40. Основные этапы и сражения войны. Наполеон в Москве 41. Причины победы России в Отечественной войне 42. Народная память о войне 1812 года 43. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники 44. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 45. Правление Николая I 46. Внешняя политика России 47. Крымская война 1853-1856 годов 48. "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие живописи, архитектуры, литературы, музыки 49. "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века 50. Обобщающий урок по разделу «Россия в первой половине века XIX». Тест Россия во второй половине XIX - начале XX века- 16 часов 51. Правление Александра II 52. Социально-экономическое развитие России 53. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране 54. Приход к власти Александра III 55. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии 56. Положение и жизнь рабочих 57. Появление революционных кружков 58. Наука и культура во второй половине XIX века 59. Начало правления Николая II 60. Положение основных групп населения 61. Русско-японская война 1904-1905 годах: основные сражения 62. Первая русская революция 1905-1907 годов 63. Реформы П. А. Столыпина и их итоги 64. «Серебряный век» русской культуры 65. Россия в Первой мировой войне 66. Обобщающий урок по разделу: «Россия в конце XIX-начале XX века». Тест Россия в 1917 веке - 2 часа 67. Революционные события 1917 года 68. Революционные события 1917 года. Обобщение изученного Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 9 класс № п\п Россия в 1917-1921 годах – 11 часов Тема урока Кол-во часов Февральская революция и отречение царя от престола 1 Октябрь 1917 года в Петрограде 1 II Всероссийский съезд Советов 1 Установление советской власти в стране и образование нового 1 государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) 5. Судьба семьи Николая II 1 6. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы 7. Положение населения в годы войны 1 8. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны 1 9. Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 годов. 1 Массовые выступления против политики власти 10. Переход к новой экономической политике, положительные и 1 отрицательные результаты нэпа 11. Обобщающий урок по теме «Россия в 1917-1921 годах». Тест 1 СССР в 20-е - 30-е годы XX века - 8 часов 12. Образование СССР 1 13. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в 1 руках И. В. Сталина 14. Индустриализация страны, первые пятилетние планы 1 15. Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, 1 экономические и социальные последствия 16. Новая Конституция СССР 1936 года 1 17. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е годы 1 18. Политическая жизнь страны в 30-е годы 1 19. Обобщающий урок по теме «СССР в 20-е - 30-е годы XX века». Тест 1 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 13 часов 20. СССР накануне Второй мировой войны 1 21. Начало Великой Отечественной войны 1 22. Битва за Москву, ее историческое значение 1 23. Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!" 1 24. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев 1 25. Сталинградская битва 1 26. Борьба советских людей на оккупированной территории 1 27. Битва на Курской дуге 1 28. Создание антигитлеровской коалиции 1 29. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы -9 мая 1945 1 года 30. Вступление СССР в войну с Японией 1 31. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. 1 Василевский, И. С. Конев), герои войны 32. Обобщающий урок «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной 1 войне 1941-1945 годов». Проверочная работа Советский Союз в 1945 - 1991 годах – 16 часов 33. Возрождение Советской страны после войны 1 34. Формирование двух военно-политических блоков 1 35. Приход к власти Н. С. Хрущева 1 36. Реформы Н. С. Хрущева 1 37. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы 1 1. 2. 3. 4. Освоение космоса и полет первого человека Хрущевская "оттепель" Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века 43. Смерть Л. И. Брежнева 44. Приход к власти М. С. Горбачева 45. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах 46. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева 47. Распад СССР 48. Обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 годах». Проверочная работа Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах – 11 часов 49. Вступление России в новый этап истории 50. Принятие Конституции России 1993 года 51. Военно-политический кризис в Чеченской Республике 52. Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году 53. Второй президент России - В.В. Путин 54. Развитие экономики и социальной сферы 55. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века 56. Русская православная церковь в новой России 57. Президентские выборы 2008 года. Президент России - Д. А. Медведев 58. Президентские выборы 2012, 2018 годов. Президент России - В.В. Путин 59. Обобщающий урок по разделу «Россия (Российская Федерация) в 1991 2015 годах». Тест Современная Россия- 9 часов 60. Современная Россия 61. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году 62. Воссоединение Крыма с Россией 63. Помощь Сирии в борьбе с международным терроризмом 64. Конституционная реформа 2020 года 65. Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне 66. Отношение России с Западом в 2022 году 67. Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Проверочная работа 68. Обобщение изученного материала Итого 38. 39. 40. 41. 42. Учебная литература для обучающихся: — И.М Бгажнокова. История Отечества. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – Москва: Просвещение, 2022. — И.М Бгажнокова. История Отечества. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 основные общеобразовательные программы /И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – Москва: Просвещение, 2022 И.М Бгажнокова. — История Отечества. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – Москва: Просвещение, 2022