Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МИР ИСТОРИИ» 6 класс Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир истории» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составляет 68 часов: в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-XI классах. Задачи обучения: —формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; —формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве"; —формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других; —формирование умения работать с "лентой времени"; —формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; —воспитание интереса к изучению истории. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6 КЛАСС. 1. Представление о себе и окружающем мире. Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей образовательной организации. Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, области, республики; национальный состав, основные занятия жителей. Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации). Большая и малая родина. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. 2. Представления о времени в истории. Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды). Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век). 3. Начальные представления об истории. История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческая карта. 4. История Древнего мира Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный век. Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя. Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций. 5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней): 1) История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества. 2) История использования человеком воды. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. 3) История жилища человека. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории. 4) История появления мебели. Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. 5) История питания человека. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. 6) История появления посуды. Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. 7) История появления одежды и обуви. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. 6.История человеческого общества. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы. Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн. Рекомендуемые виды практических заданий: заполнение анкет; рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица"; составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях; составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством педагогического работника); составление генеалогического древа (рисунок); рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна; изображение схем сменяемости времен года; составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени"; объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени. чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам; рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам; экскурсии в краеведческий и исторический музеи; ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями; просмотр фильмов о культурных памятниках; викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и мои друзья", "Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором мы живем", "История одного памятника", "История в рассказах очевидцев", "Исторические памятники нашего города". ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ИСТОРИИ» 6 КЛАСС Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: III. знать исторические события на уровне их понимания; использовать часть понятий в активной речи. уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий. Достаточный уровень: понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки. знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы; участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы. высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам; проявлять интерес к изучению истории. Система оценки достижений (6 класс) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится, если обучающийся: понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану; устанавливает хронологию событий; самостоятельно формулирует ответы на вопросы; допускает единичные ошибки и сам исправляет правильно устанавливает причинно-следственные связи; умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий. Оценка «4» ставится, если обучающийся: умеет воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины; самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно. Оценка «3» ставится, если обучающийся: частично понимает материал; излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки); затрудняется самостоятельно ответить на вопросы; нуждается в постоянной помощи учителя; смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи. Оценка «2» - не ставится ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс IV. № п/п 1. 2. 3. 4 5 6 Название раздела Представление о себе и окружающем мире Представление о времени в истории Начальные представления об истории История Древнего мира История вещей и дел человека История человеческого общества Итого V. № п\п Количество часов Контрольная работа (тест) 15 1 6 6 9 19 13 68 1 1 1 1 1 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс Тема урока Представление о себе и окружающем мире - 15 часов Кол-во часов Введение в мир истории История имени Отчество в имени человека Происхождение фамилий Семья: близкие и дальние родственники Понятие о биографии Поколение, предки, потомки, родословная. Дом, в котором ты живешь Названия городов и улиц Россия - страна, в которой мы живем: еѐ столица, население, национальный состав 11. Москва-столица России 12. Государственные символы Росси 13. Другие страны мира 14. Планета, на которой мы живем 15. Обобщающий урок по разделу «Представление о себе и окружающем мире». Тест Представление о времени в истории - 6 часов 16. Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем 17. Календарь происхождение, виды 18. Представление об историческом времени 19. Историческое время «Лента времени» 20. Основные события XX века (обзорно, с примерами). 21. Обобщающий урок по разделу «Представление о времени в истории». Тест Начальные представления об истории - 6 часов 22. История-наука о прошлом 23. Науки, помогающие добывать исторические сведения 24. Работа археологов 25. Источники исторических знаний: вещественные, устные, письменные 26. Историческая карта 27. Обобщающий урок по разделу «Начальные представления об истории». Тест История Древнего мира – 9 часов 28. Версии о появлении человека на Земле 29. Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания 30. Каменный век. Человек умелый 31. Человек разумный 32. Изменения климата земли, наступление ледников 33. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. 34. Развитие земледелия, скотоводства 35. Первые города 36. Обобщающий урок по разделу «История Древнего мира». Тест История вещей и дел человека – 19 часов 37. История освоения человеком огня 38. Использование огня в производстве. Изготовление посуды 39. Использование огня в производстве орудий труда, выплавка металлов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40. Огонь и энергия. 41. Вода, еѐ назначение в жизни человека 42. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель 43. Вода и земледелие 44. Использование человеком воды для получения энергии. 45. Первые жилища человека 46. История появления первой мебели 47. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание 48. Приручение человеком животных 49. История хлеба и хлебопечение 50. Глиняная посуда 51. Деревянная посуда 52. Виды одежды древнего человека 53. Образцы народной одежды 54. История появления обуви. Обувь в разные исторические времена 55. Обобщающий урок по разделу «История вещей и дел человека». Тест История человеческого общества – 13 часов 56. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя 57. Причины зарождения религиозных верований. Язычество 58. Истоки возникновения мировых религий 59. Искусство как особая сфера человеческой деятельности 60. История возникновения письма 61. Латинский и славянский алфавит 62. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения 63. Войны. Причины возникновения войн 64. Исторические уроки войн 65. Условия для возникновения государства 66. История денег, торговли 67. Обобщающий урок по разделу «История человеческого общества» Тест 68. Обобщение изученного материала Итого Учебная литература для обучающихся: — И.М Бгажнокова. Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – Москва: Просвещение, 2022. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68