Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ГЕОГРАФИЯ» 6-9 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» составляет 272 часа: в 6 -9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6-9 КЛАССЫ. 1. Начальный курс физической географии. Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. 2. География России. Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 3. География материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. 4. Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 6-9 КЛАССЫ Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; III. 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. Предметные результаты по годам обучения. 6 класс Минимальный уровень: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя; понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты; узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях; называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; знать основные правила безопасного поведения в природе; Достаточный уровень: применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; определять направления на карте; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. 7 класс Минимальный уровень: иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России; понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты; показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе; определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства; показывать границы России на физической карте РФ; показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту; принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя; выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе; устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. 8 класс Минимальный уровень: называть океаны земного шара, их значение; показывать на географической карте океаны земного шара; знать названия материков земного шара; показывать на географической карте материки земного шара знать, на каком материке расположена Россия Достаточный уровень: давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и населения материков; находить на карте изученные географические объекты определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка; давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах. 9 класс Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. Система оценки достижений (6-9 классы) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка «5» ставится, если обучающийся: ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно; понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями; соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение; классифицирует объекты на группы по существенным признакам; дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства; правильно устанавливает причинно-следственные связи. Оценка «4» ставится, если обучающийся: ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении; не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте; дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя; испытывает трудности при классификации объектов на группы; самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Оценка «2» - не ставится IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Название раздела Количество часов 1. 2. 3. 4 5 Введение Ориентирование на местности Формы поверхности Земли Вода на Земле План и карта 5 5 4 10 7 Контрольная (проверочная) работа Практическая работа 1 6. 7. Земной шар Карта России Итого 17 20 68 1 1 2 1 3 5 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов Название раздела Особенности природы и хозяйства России Природные зоны России Зона арктических пустынь Зона тундры Лесная зона Зона степей Зона пустынь и полупустынь Зона субтропиков Высотная поясность в горах Итого Контрольная (проверочная) работа Практическая работа 11 2 5 8 18 8 7 4 5 68 1 1 2 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Количество часов Название раздела Введение Материки и океаны Африка Австралия Антарктида Америка Северная Америка Южная Америка Евразия Итого 1 5 12 8 6 1 9 12 14 68 Контрольная (проверочная) работа Практическая работа 1 1 1 1 4 9 класс № Название раздела Количество часов 1. Введение. Политическая карта 1 Контрольная (проверочная) работа Практическая работа Евразии 2. Западная Европа 3. Южная Европа 4 Северная Европа 5 Восточная Европа 6. Центральная Азия 7. Юго-Западная Азия 8 Южная Азия 9 Восточная Азия 10 Юго-Восточная Азия 11 Россия (повторение) 12 Свой край Итого V. № п\п 6 3 3 12 5 7 2 5 3 6 15 68 1 1 1 1 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс Тема урока Введение - 5 часов 1. География - наука о природе Земли 2. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды 3. Явления природы 4. Географические сведения о своей местности и труде населения. 5. Экскурсия для наблюдения запаса элементарных географических представлений Ориентирование на местности – 5 часов 6. Горизонт. Линия горизонта 7. Стороны горизонта 8. Компас и правила пользования им 9. Ориентирование по местным признакам природы 10. Ориентирование на местности. Практическая работа Формы поверхности Земли – 4 часов 11. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы 12. Знакомство с формами рельефа своей местности (своего края). 13. Овраги, их образование 14. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Тест Вода на Земле – 10 часов 15. Вода в природе 16. Родник, его образование 17. Колодец, водопровод 18. Река, ее части. Горные и равнинные реки 19. Использование рек 20. Озера. Водохранилища. Пруды 21. Болота, их осушение 22. Океаны и моря 23. Острова и полуострова Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24. Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения. Тест План и карта – 7 часов 25. Рисунок и план предмета 26. План и масштаб 27. Условные знаки плана местности 28. План и географическая карта 29. Условные цвета физической карты 30. Условные знаки физической карты. Практическая работа 31. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей Земной шар – 17 часов 32. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне 33. Планеты 34. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли 35. Современные исследования космоса 36. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе 37. Физическая карта полушарий 38. Распределение воды и суши на Земле 39. Океаны на глобусе и карте полушарий 40. Практическая работа. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) 41. Кругосветные путешествия. Плавание экспедиции под командованием Ф. Магеллана 42. Первое русское кругосветное плавание 43. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата 44. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий 45. Природа тропического пояса. Тропические леса 46. Природа тропического пояса. Саванны и пустыни 47. Природа умеренных и полярных поясов 48. Проверочная работа по теме «Земной шар» Карта России-20 часов 49. Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. 50. Столица России – Москва 51. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге 52. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана 53. Моря Тихого и Атлантического океанов 54. Острова и полуострова России 55. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья 56. Работа с контурными картами. Практическая работа 57. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские 58. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) 59. Работа с контурными картами. Практическая работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Река Волга Реки: Дон, Днепр, Урал Реки Сибири: Обь, Енисей Реки Лена и Амур Озера Ладожское, Онежское, Байкал Крупные города России Работа с контурными картами. Практическая работа Наш край на физической карте России Проверочная работа. Повторение начального курса физической географии Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 7 класс № п\п Тема урока Особенности природы и хозяйства России- 11часов 1. Географическое положение России на карте мира 2. Европейская и азиатская части России 3. Административное деление России 4. Разнообразие рельефа 5. Полезные ископаемые, их основные месторождения 6. Климат России 7. Водные ресурсы России, их использование. 8. Население России. Народы России 9. Промышленность-основа хозяйства, еѐ отрасли 10. Сельское хозяйство, его отрасли 11. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Тест Природные зоны России – 2 часов 12. Размещение природных зон на территории России 13. Карта природных зон России Зона арктических пустынь – 5 часов 14. Зона арктических пустынь. Положение на карте 15. Климат 16. Растительный и животный мир 17. Население и его основные занятия 18. Северный морской путь. Тест Зона тундры - 8 часов 19. Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 20. Климат. Водоемы тундры 21. Растительный мир 22. Животный мир тундры 23. Хозяйство. Население и его основные занятия 24. Города: Мурманск, Нарьян-Мар 25. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь 26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Тест Лесная зона – 18 часов 27. Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Климат Реки, озера, каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и лиственные леса Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России 36. Города Центральной России 37. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России 38. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск 39. Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград 40. Западная Сибирь 41. Восточная Сибирь 42. Дальний Восток 43. Заповедники и заказники лесной зоны 44. Обобщающий урок по лесной зоне. Проверочная работа. Степная зона– 8 ч. 45. Степная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки 46. Растительный мир 47. Животный мир 48. Хозяйство. Население и его основные занятия 49. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск 50. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград 51. Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар 52. Охрана природы степной зоны. Тест Зона полупустынь и пустынь – 7 часов 53. Зона пустынь и полупустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 54. Климат. Реки 55. Растительный мир 56. Животный мир 57. Хозяйство. Население и его основные занятия 58. Города зоны полупустынь и пустынь 59. Охрана природы зоны пустынь и полупустынь. Тест Зона субтропиков – 4 часа 60. Зона субтропиков. Положение на карте 61. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия 62. Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик). 63. Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь) Высотная поясность в горах – 5 часов 64. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат 65. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 66. Города и экологические проблемы Урала 67. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68. Проверочная работа. Обобщающий урок по географии России Итого 1 68 8 класс № п\п Тема урока Введение - 1час 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте Мировой океан – 5 часов 2. Атлантический океан 3. Северный Ледовитый океан 4. Тихий океан 5. Индийский океан 6. Современное изучение Мирового океана. Тест Материки и части света. Африка – 12 часов 7. Африка. Географическое положение 8. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. 9. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. 10. Животный мир тропических лесов 11. Растительный мир саванн 12. Животный мир саванн 13. Растительный и животный мир пустынь 14. Население и государства Африки 15. Государства Африки: Египет, Эфиопия 16. Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго. 17. Государства Африки Египет, ЮАР 18. Проверочная работа по теме «Африка» Австралия – 8 часов 19. Австралия. Географическое положение 20. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера 21. Растительный мир 22. Животный мир 23. Население Австралии 24. Австралийский Союз 25. Океания. Остров Новая Гвинея 26. Обобщающий урок по теме «Австралия». Тест Антарктида – 6 часов 27. Географическое положение. Антарктида 28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями 29. Разнообразие рельефа, климат 30. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы 31. Современные исследования Антарктиды 32. Обобщающий урок по теме «Антарктида». Тест Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Америка – 1час 33. Открытие Америки Северная Америка - 9 часов 34. Северная Америка. Географическое положение Северной Америки 35. Разнообразие рельефа, климат 36. Реки и озера Северной Америки 37. Растительный и животный мир 38. Население и государства Северной Америки. 39. Соединенные Штаты Америки 40. Канада 41. Мексика. Куба 42. Проверочная работа по теме «Северная Америка» Южная Америка - 12 часов 43. Южная Америка. Географическое положение Южной Америки 44. Разнообразие рельефа, климат 45. Реки и озера Южной Америки 46. Растительный мир тропических лесов 47. Животные тропического леса 48. Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов 49. Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь 50. Население и государства 51. Государства Южной Америки: Бразилия 52. Государства Южной Америки: Аргентина 53. Государства Южной Америки: Перу 54. Проверочная работа по теме «Южная Америка» Евразия – 14 часов 55. Географическое положение 56. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова 57. Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова 58. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы 59. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии 60. Климат Евразии 61. Реки и озера Европы 62. Реки и озера Азии 63. Растительный и животный мир Европы 64. Растительный и животный мир Азии 65. Население Евразии 66. Культура и быт народов Евразии 67. Проверочная работа по теме «Евразия» 68. Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 9 класс № п\п Тема урока Введение. Государства Евразии - 1 час Кол-во часов 1. Политическая карта Евразии Западная Европа – 6 часов 2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) 3. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) 4. Франция (Французская Республика) 5. Франция (Французская Республика) 6. Германия (Федеративная Республика Германии) 7. Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация) Южная Европа - 3 часа 8. Испания (Королевство Испания) Португалия (Португальская Республика) 9. Италия (Итальянская Республика) 10. Греция (Греческая Республика) Северная Европа - 3 часа 11. Норвегия (Королевство Норвегия) 12. Швеция (Королевство Швеция) 13. Финляндия (Финляндская Республика) Восточная Европа – 12 часов 14. Польша (Республика Польша) 15. Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) 16. Венгрия (Венгерская Республика) 17. Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария) 18. Сербия и Черногория 19. Эстония (Эстонская Республика) 20. Латвия (Латвийская Республика) 21. Литва (Литовская Республика) 22. Республика Беларусь 23. Украина 24. Молдавия (Республика Молдова) 25. Проверочная работа по теме «Европейские государства» Центральная Азия – 5 часов 26. Казахстан (Республика Казахстан) 27. Узбекистан (Республика Узбекистан) 28. Туркменистан 29. Киргизия (Кыргызская Республика) 30. Таджикистан (Республика Таджикистан) Юго-Западная Азия – 7 часов 31. Грузия 32. Азербайджан (Азербайджанская Республика) 33. Армения (Республика Армения) 34. Турция (Турецкая Республика) 35. Ирак (Республика Ирак) 36. Иран (Исламская Республика Иран) 37. Афганистан (Исламская Республика Афганистан) Южная Азия – 2 часа 38. Индия (Республика Индия) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39. Индия (Республика Индия) Восточная Азия – 5 часов 40. Китай (Китайская Народная Республика) 41. Китай (Китайская Народная Республика) 42. Монголия 43. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея) 44. Япония Юго-Восточная Азия – 3 часа 45. Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). 46. Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору учителя или другие государства) 47. Проверочная работа по теме «Государства Азии» Россия (повторение) – 6 часов 48. Географическое положение России на карте мира. Границы России 49. Россия (Российская Федерация) –крупнейшее государство Евразии 50. Административное деление России 51. Столица и крупные города России 52. Обобщающий урок по теме «Россия» 53. Проверочная работа по курсу: «География материков и океанов» Свой край – 15 часов 54. История возникновения нашего края. 55. Географическое положение. Границы. Рельеф. 56. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. 57. Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство) Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края Наш город Проверочная работа по теме «Свой край» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68