РП Биология УО вариант 1 (7-9)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная
общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
________________________
Сидорова М.П.
Приказ №____
от «_____» __________ 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«БИОЛОГИЯ»
7-9 классов
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

г. Талица, 2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» составляет 204 часа:
— в 7-9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в
год (2 часа в неделю).
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями,
использованию знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе,
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие
познавательной
деятельности,
обучение
умению
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7-9 КЛАССЫ.

1. Растения.
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и
живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных
и человека. Значение растений и их охрана. Общие сведения о цветковых
растениях.
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах
цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью: сурепка, анютины глазки).
Подземные и наземные органы растения.
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный,
боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение
корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение
стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора,
камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка
воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и
откладывание запаса органических веществ). Разнообразие стеблей
(травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий,
цепляющийся, вьющийся, стелющийся.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые
и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа.
Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в
листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для
растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его
значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление).
Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия,
необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на
свету.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение
цветка. Строение семени.
Практические
работы.
Образование
придаточных
корней
(черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.
Растения леса. Некоторые биологические особенности леса.
Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные
породы.
Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев,
характерные для данного края. Особенности внешнего строения деревьев.
Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.
Использование древесины различных пород.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников.
Отличие деревьев от кустарников. Бузина, лещина (орешник), шиповник.
Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых
плодов.

Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего
строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика.
Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 23 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих
растений. Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых
грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении
грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу.
Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения.
Растения Красной книги. Лес - наше богатство (работа лесничества по охране
и разведению лесов).
Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по
годичным кольцам, а хвойных деревьев - по мутовкам. Зарисовки в тетрадях,
подбор иллюстраций и оформление альбома "Растения леса". Лепка из
пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных
произведений с описанием леса ("Русский лес в поэзии и прозе"),
Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений, с
распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.
Комнатные
растения.
Разнообразие
комнатных
растений.
Светолюбивые
(бегония,
герань,
хлорофитум).
Теневыносливые
(традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для
данной местности). Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые
(суккуленты, кактусы). Особенности внешнего строения и биологические
особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения.
Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями.
Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров
из комнатных растений. Практические работы. Черенкование комнатных
растений. Посадка окоренѐнных черенков. Пересадка и перевалка комнатных
растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в
тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
Цветочно-декоративные растения. Однолетние растения: настурция
(астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности
выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт.
Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн. Двулетние растения:
мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и
двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике. Многолетние
растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности внешнего строения.
Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочнодекоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
Растения поля. Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес,
кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к
хлебу, уважение к людям, его выращивающим. Технические культуры:

сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник. Особенности
внешнего строения этих растений. Их биологические особенности.
Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка. Сорные
растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда. Внешний вид. Борьба с
сорными растениями.
Овощные растения. Однолетние овощные растения: огурец, помидор
(горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп - по выбору педагогического
работника). Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста,
петрушка. Многолетние овощные растения: лук. Особенности внешнего
строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие
растений от семени до семени. Выращивание: посев, уход, уборка. Польза
овощных растений. Овощи - источник здоровья (витамины). Использование
человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей. Практические работы:
выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных
растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на
пришкольном участке, сбор урожая.
Растения сада. Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник,
земляника (абрикосы, персики - для южных регионов). Биологические
особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения.
Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования
плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых
деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка
прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в
цветущий сад.
2. Животные.
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и
приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ
передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение
животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных
(отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие
беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые. Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие
по внешнему виду, местам обитания, питанию. Бабочки. Отличительные
признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка).
Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,
адмирал. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница.
Наносимый вред. Меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ
жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение. Жуки.

Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья
коровка или другие - по выбору педагогического работника). Комнатная
муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав
семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов
пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса). Муравьи санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза.
Правила поведения в лесу. Охрана муравейников. Демонстрация живых
насекомых, коллекций насекомых - вредителей сельскохозяйственных
растений, показ видеофильмов. Практическая работа. Зарисовка насекомых в
тетрадях. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных.
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных:
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы
(пресноводные): окунь, щука, карп. Морские рыбы: треска, сельдь или
другие, обитающие в данной местности. Внешнее строение, образ жизни,
питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения.
Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное
использование). Рыболовство. Рациональное использование. Домашний
аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура
воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход. Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от
местных условий).
Земноводные. Общие признаки земноводных. Лягушка. Место
обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и
образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных
и рыб. Польза земноводных и их охрана. Демонстрация живой лягушки или
влажного препарата. Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение
таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее
строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания. Змеи.
Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие,
отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая
помощь при укусах змей. Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки,
среда обитания, питание, размножение и развитие. Сравнительная
характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу
жизни, циклу развития). Демонстрация живой черепахи или влажных

препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов. Практические работы.
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы. Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев,
пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение
птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание,
приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные
(зимующие, оседлые). Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные
птицы: сова, орел. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан. Птицы, обитающие
близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых. Особенности образа жизни каждой группы
птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц. Птицы в живом
уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними. Домашние птицы.
Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания,
размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за
домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение
птицеводства. Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание
голосов птиц. Показ видеофильмов. Экскурсия с целью наблюдения за
поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму). Практические
работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом
уголке.
Млекопитающие животные.
Общие сведения. Разнообразие
млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение
живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация
млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные,
пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные. Дикие
млекопитающие животные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания,
образ жизни, питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка,
суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред,
приносимые грызунами. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные. Общие
признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в
природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,
отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни.
Добыча пищи. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый). Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр.
Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе.
Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные:
кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности.
Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки,
внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание.
Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение
китообразных. Охрана морских млекопитающих. Морские животные,
занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными
особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места
обитания. Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской
аквариум).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое
лото).
Сельскохозяйственные животные. Кролик. Внешний вид и
характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов.
Разведение. Корова. Отличительные особенности внешнего строения.
Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров.
Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы:
содержание коров, телят. Овца. Характерные особенности внешнего вида.
Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых
растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение
овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в
зимний и летний периоды. Свинья. Внешнее строение. Особенности
внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление
(откорм). Свиноводческие фермы. Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход
и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки. Северный олень. Внешний вид. Особенности питания.
Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство. Верблюд.
Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение для человека. Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для
сельских школ).
Домашние питомцы. Собаки. Особенности внешнего вида. Породы.
Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным. Кошки. Особенности
внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические
требования. Заболевания и оказание им первой помощи. Животные в живом
уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка их жилища.
3. Человек.
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и
укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и
тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и
движения,
дыхания,
кровообращения,
пищеварения,
выделения,
размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних
органов в теле человека.
Опора и движение. Скелет человека. Значение опорных систем в жизни
живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета
человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет
туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних
конечностей. Череп. Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль
правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления
позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних
конечностей.
Соединения
костей:
подвижные,
полуподвижные,
неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение
связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих
травмах. Практические работы. Определение правильной осанки. Изучение
внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног).
Наложение шин, повязок.
Мышцы. Движение - важнейшая особенность живых организмов
(двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные
группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины,
мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание,
разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта
на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в
правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и
красота человеческого тела. Наблюдения и практическая работа.
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц
при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение. Передвижение веществ в организме растений и
животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение.
Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в
грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови
по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая
болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце
тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца,
постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных
напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая
помощь при кровотечении. Донорство - это почетно. Наблюдения и
практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного
давления с помощью педагогического работника в спокойном состоянии и
после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин
йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови.
Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в

"Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного
давления. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при
кровотечении.
Дыхание. Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея,
бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в
легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для
дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни
органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит,
туберкулез). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические
требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы.
Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение
городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья
человека. Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха
углекислого газа. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении
дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка).
Питание и пищеварение. Особенности питания растений, животных,
человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная.
Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины.
Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы
пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа,
печень, кишечник. Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение
зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны.
Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в
желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение
приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура
поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их
профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и
признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях
пищеварения. Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе,
картофеле. Действие слюны на крахмал. Демонстрация правильного
поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в
организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных
заболеваний. Профилактика цистита. Практические работы. Зарисовка почки
в разрезе. Простейшее чтение с помощью педагогического работника
результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
Размножение и развитие. Особенности мужского и женского
организма. Биологическое значение размножения. Размножение растений,
животных, человека. Система органов размножения человека (строение,
функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые
железы и половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное

развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Рост и развитие
обучающегося. Последствия ранних половых связей, вред ранней
беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные
средства контрацепции. Аборт. Пороки развития плода как следствие
действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных
заболеваний. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела. Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для
защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные
кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны,
водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах,
обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их
профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи. Угри и
причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за
волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на
условно пораженный участок кожи.
Нервная система. Значение и строение нервной системы (спинной и
головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим
дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок,
чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы
(менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и
заболеваний нервной системы. Демонстрация модели головного мозга.
Органы чувств. Значение органов чувств у животных и человека. Орган
зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган
слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния,
вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность:
болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих
органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 7-9 КЛАССЫ
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
III.

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
 владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на
карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
 выделение, описание и объяснение существенных признаков
географических объектов и явлений;
 сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
 использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;

 ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
 нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
 применение приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
 называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Предметные результаты по годам обучения.
7 класс
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их
произрастания;
− описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть
основные части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами растений;
− соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
При оценке

предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
8 класс
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
− знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения
в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
− выполнять
совместно
с
учителем
практические
работы,
предусмотренные программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
9 класс
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы, организма человека;
− знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
− выполнять
совместно
с
учителем
практические
работы,
предусмотренные программой;

− описывать особенности состояния своего организма;
− знать названия специализации врачей;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы,
организме человека;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений и
животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных
органов в организме человека;
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного
давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание
доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижений (7-9 классы)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;

− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при
воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;

допущены ошибки и неточности в выводе.
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.
−
−
−
−
−

IV.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Название

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

раздела, темы

Введение
Общее знакомство с цветковыми
растениями
Растения леса
Комнатные растения
Цветочно- декоративные растения
Растения поля
Овощные растения
Растения сада
Итого:

Количество
часов

Контрольные
работы

1
16
14
7
5
7
10
8
68

Лабораторные/
практические
работы

6
1

4
4

1
2

2
3
19

Контрольные
работы

Лабораторные/
практические

8 класс
№
п/п

Название

раздела, темы

Количество
часов

работы

1
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
5

Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные:
- рыбы
- земноводные
- пресмыкающиеся
- птицы
- млекопитающие
Сельскохозяйственные
млекопитающие
Итоговое повторение и обобщение
Итого:

2
11
53:
8
3
5
10
15
12
2
68

1

1
1
1
1

4

1

Контрольные
работы

Лабораторные/
практические
работы

9 класс
№
п/п

Название

3

Введение
Общее знакомство с организмом
человека
Опора и движение

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Кровообращение
Дыхание
Питание и пищеварение
Выделение
Размножение и развитие
Покровы тела
Нервная система
Органы чувств
Повторение

1
2

Количество
часов

раздела, темы

1
2

Итого:
V.
№ п\п

10

1

8
8
10
3
9
6
4
5
2
68

1
1
1

1
2

3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Тема урока

Введение – 1час
1.
Введение. Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые растения
Общее знакомство с цветковыми растениями- 16 ч
2.
Общие сведения о цветковых растениях. Культурные и дикорастущие
растения. Лабораторная работа: «Органы цветкового растения»
3.
Подземные органы растения. Корень

Кол-во
часов
1
1
1

Образование корней. Виды корней. Практическая работа: образование
придаточных корней (черенкование стебля)
5.
Значение корня в жизни растений. Видоизменения корней
6.
Стебель. Строение стебля
7.
Строение древесного стебля. Значение стебля в жизни растений
8.
Разнообразие стеблей.
9.
Лист. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Лабораторная
работа «Внешнее строение листа»
10. Значение листьев в жизни растения- образование питательных веществ в
листьях на свету, испарение воды листьями. Демонстрация опыта
образование крахмала в листьях растений на свету
11. Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение
12. Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа: «Строение цветка»
13. Виды соцветий. Опыление цветков. Образование плодов и семян
14. Плоды сухие и сочные.
15. Распространение плодов и семян
16. Строение семени. Лабораторная работа: «Строение семени фасоли»
17. Условия, необходимые для прорастания семян. Практическая работа
«Определение всхожести семян»
Растения леса - 14 часов
18. Растения леса. Некоторые биологические особенности леса
19. Лиственные деревья. Практическая работа: определение возраста
лиственных деревьев по годичным кольцам
20. Хвойные деревья. Практическая работа: «Определение возраста хвойных
деревьев по мутовкам»
21. Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник
22. Ягодные кустарнички. Черника, брусника
23. Лекарственное значение ягод: черники, брусники. Правила их сбора и
заготовки
24. Травы. Ландыш, кислица. Практическое значение растений
25. Травы. Подорожник, мать-и- мачеха, зверобой. Практическое значение
растений
26. Грибы леса. Строение шляпочного гриба. Практическая работа: «Лепка
из пластилина моделей различных видов лесных грибов»
27. Грибы съедобные и ядовитые
28. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных
грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка,
маринование, сушка)
29. Охрана леса. Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги.
Практическая работа «Подбор литературных произведений с описанием
леса (русский лес в поэзии и прозе)»
30. Экскурсия в природу «Ознакомление с разнообразием растений, с
распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни
растений»
31. Проверочная работа по теме «Растения леса»
Комнатные растения - 7 часов
32.
Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые и теневыносливые
растения
33. Разнообразие комнатных растений. Влаголюбивые растения
4.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

Разнообразие комнатных растений. Засухоустойчивые растения
Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха,
интерьеров из комнатных растений. Практическая работа «Составление
композиций из комнатных растений»
36. Практические работы: «Черенкование комнатных растений», « Посадка
укорененных черенков»
37. Практическая работа: «Пересадка и перевалка комнатных растений, уход
за комнатными растениями: полив, обрезка»
Цветочно- декоративные растения - 5 часов
38. Однолетние растения: астра, календула, бархатцы. Особенности
внешнего строения и выращивания
39. Однолетние растения: размещение в цветнике, их дизайн
40. Двулетние растения: анютины глазки, маргаритки. Особенности
внешнего строения и выращивания
41. Многолетние растения: флоксы, георгины. Особенности внешнего
строения и выращивания
42.
Многолетние цветочно- декоративные растения: тюльпаны, нарциссы.
Цветы в жизни человека
Растения поля - 7 часов
43. Хлебные (злаковые) растения. Особенности внешнего строения и
биологические особенности растений
44. Выращивание хлебных (злаковых) растений
45.
Использование злаков в народном хозяйстве
46. Технические культуры: сахарная свекла, картофель
47. Технические культуры: подсолнечник
48. Технические культуры: лен, хлопчатник.
49. Сорные растения полей и огородов
Овощные растения - 9 часов
50. Однолетние овощные растения: помидор, огурец
51. Однолетние овощные растения: баклажан, перец
52. Однолетние овощные растения: горох, фасоль
53. Двулетние овощные растения: морковь, свекла
54. Двулетние овощные растения: капуста, петрушка
55. Многолетние овощные растения: лук
56. Польза овощных растений. Овощи- источник здоровья (витамины)
57. Использование человеком овощных культур. Блюда, приготавливаемые
из овощей
58. Практическая работа: «Выращивание рассады овощных культур»
59. Практическая работа: «Посадка, прополка, уход за овощными
растениями на пришкольном участке»
Растения сада – 8 часов
60. Растения сада. Яблоня, груша
61. Растения сада. Вишня
62. Растения сада. Смородина, крыжовник
63. Растения сада. Земляника
64. Способы уборки и использования плодов и ягод
65. Проверочная работа по теме «Растения поля и сада»
66. Практическая работа: «Вскапывание приствольных кругов плодовых
деревьев»
34.
35.

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

67.
68.

Практическая работа: «Уборка прошлогодней листвы»
Практическая работа: «Беление стволов деревьев»
Итого

1
1
68

8 класс
№ п\п

Тема урока

Введение – 2часа
1.
Разнообразие животного мира.
2.
Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные- 11 часов
3.
Общие признаки беспозвоночных животных. Многообразие
беспозвоночных
4.
Общие признаки червей. Дождевой червь
5.
Общие признаки насекомых. Многообразие насекомых. Внешнее
строение и образ жизни насекомых
6.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие
7.
Яблонная плодожорка. Бабочка- капустница
8.
Тутовый шелкопряд
9.
Жуки. Отличительные признаки
10. Комнатная муха
11. Медоносная пчела.
12. Муравьи. Экскурсия в природу: наблюдение за насекомыми
13. Проверочная работа по теме «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
14. Общие признаки позвоночных животных. Классификация животных
15. Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания.
16. Речные рыбы
17. Морские рыбы
18. Внешнее и внутреннее строение, образ жизни рыб
19. Рыбоводство. Рыболовство. Рациональное использование
20. Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб
21. Экскурсия к водоему
Земноводные - 3 часа
22. Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение
лягушки
23. Многообразие земноводных
24. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и
их охрана
Пресмыкающиеся – 5 часов
25. Общие признаки пресмыкающихся.
26. Ящерица прыткая
27. Змеи. Отличительные особенности животных
28. Черепахи, крокодилы. Отличительные особенности животных
29. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных.
Практическая работа
Птицы – 10 часов
30. Дикие птицы. Общая характеристика птиц.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

Многообразие птиц.
Птицы леса
Хищные птицы
Птицы, кормящиеся в воздухе
Водоплавающие птицы
Птицы, обитающие близ жилища человека
Птицы в живом уголке
Домашние птицы. Птицеводство. Виртуальная экскурсия на
птицефабрику.
39.
Проверочная работа по теме «Птицы»
Млекопитающие – 15 часов
40. Общие признаки млекопитающих. Разнообразие млекопитающих
животных. Классификация
41. Дикие млекопитающие животные. Грызуны. Общие признаки грызунов
42. Мышь, белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого
животного
43. Зайцеобразные
44. Хищные звери. Общие признаки хищных зверей
45. Хищные звери. Псовые
46. Хищные звери. Медвежьи
47. Хищные звери. Кошачьи
48. Пушные звери: соболь, куница, норка, песец
49. Копытные (парнокопытные, непарнокопытные)
50. Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж
51. Китообразные: кит, дельфин
52. Охрана морских млекопитающих
53. Приматы. Общая характеристика. Виртуальная экскурсия в
краеведческий музей
54.
Проверочная работа по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные животные - 12 часов
55. Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов
56. Корова. Отличительные особенности внешнего строения
57. Содержание коров на фермах. Вскармливание телят
58. Овца. Характерные особенности внешнего вида
59. Свинья
60. Лошадь
61. Северный олень
62. Верблюд
63. Обобщение: сельскохозяйственные животные
64. Собаки и кошки
65. Животные в «живом уголке»
66.
Проверочная работа по теме «Сельскохозяйственные животные»
Итоговое повторение и обобщение – 2 часа
67. Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»
68. Обобщающий урок «Что вы узнали о животных?»
Итого
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

9 класс
№ п\п

Тема урока

Кол-во
часов

Введение – 1час
1.
Роль и место человека в природе
Общее знакомство с организмом человека -2 часа
2.
Строение клеток и тканей организма
3.
Основные системы органов человека
Опора и движение – 10 часов
4.
Скелет человека. Значение опорных систем в жизни живых организмов:
растений, животных, человека. Основные части скелета
5.
Череп
6.
Скелет туловища. Практическая работа
7.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединение костей
8.
Сустав, его строение. Связки и их значение
9.
Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная
помощь при этих травмах
10. Мышцы. Движение- важнейшая особенность живых организмов
11. Основные группы мышц в теле человека
12. Работа мышц. Утомление мышц
13. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц
Кровообращение – 8 часов
14. Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная
система человека
15. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды
16. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке.
Работа сердца. Пульс. Практическая работа
17. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови
18. Заболевания сердца. Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний
19. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.
20. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств
на сердечно- сосудистую систему
21. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно
Дыхание - 8 часов
22. Значение дыхания для растений, животных, человека
23. Органы дыхания человека
24. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
25. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания
26. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние никотина на
органы дыхания
27. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.
Загрязнение атмосферы
28. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений
для человека
29. Проверочная работа по теме «Опора и движение. Кровообращение.
Дыхание»
Питание и пищеварение- 10 часов
30. Особенности питания растений, животных, человека
31. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав
пищи
32. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека
33. Органы пищеварения
34. Здоровые зубы- здоровое тело. Строение и значение зубов, уход, лечение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Практическая работа «Чистка зубов»
Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение
пищи в желудке
36. Пищеварение в кишечнике.
37. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания
38. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика
39.
Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек
на пищеварительную систему
Выделение - 3час
40. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы
образования и выделения мочи
41. Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение
выделения мочи
42.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита
Размножение и развитие - 9 часов
43. Особенности мужского и женского организма
44. Биологическое значение размножения. Размножение растений,
животных, человека
45. Система органов размножения человека
46. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие
47. Роды. Материнство. Уход за новорожденным
48. Рост и развитие обучающегося
49. Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности
50. Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков,
воздействия инфекционных и вирусных заболеваний
51. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика
Покровы тела -6 часов
52. Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи
53. Производные кожи: волосы и ногти
54. Закаливание организма
55. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах,
термических и химических ожогах, обморожении, поражении
электрическим током
56. Кожные заболевания и их профилактика
57. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и
обуви
Нервная система - 4часа
58. Значение и строение нервной системы
59. Гигиена умственного и физического труда
60. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
нервную систему
61. Заболевания нервной системы. Профилактика травматизма и заболеваний
нервной системы
Органы чувств – 5 часов
62. Значение органов чувств у животных и человека
63. Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов
зрения, их профилактика. Гигиена зрения
64. Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов слуха.
65. Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана всех органов чувств
35.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

66. Проверочная работа по теме «Человек»
Итоговое повторение и обобщение – 2 часа
67. Повторение «Взаимосвязь работы органов и систем органов организма
человека».
68. Обобщение изученного материала
Итого

1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».