РП Природоведение УО вариант 1 (5-6)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная
общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
________________________
Сидорова М.П.
Приказ №____
от «_____» __________ 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
5-6 классов
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

г. Талица, 2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» составляет 136 часов:
 в 5 - 6 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5-6 КЛАССЫ.

1. Введение.
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей
тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы
и явления неживой природы.
2. Вселенная.
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет
в космос. Современные исследования.
3. Цикличность изменений в природе.
Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в
природе.
4. Наш дом - Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,
литосфера, биосфера.

5. Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование
упругости
воздуха.
Теплопроводность
воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение
воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче
холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его
свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений,
животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и
его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при
тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым,
пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
6. Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая
часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение
почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
7. Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа:
цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и
использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля:
цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов:
цвет,
блеск,
твердость,
упругость,
пластичность,
теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
8. Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства
воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и
сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность
растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование
свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная
вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус.
Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от
наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
9. Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население
нашей страны.
Наш город (посѐлок, село, деревня).
Рельеф и водоѐмы. Растения и животные своей местности. Занятия
населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники,
другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
10. Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения,
внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места
произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила
сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей
страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
11. Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака,
кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха.
Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники.
Красная книга России. Красная книга своей области (края).
12. Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений
слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на
день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при
ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны
экстренной помощи. Специализация врачей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» 5-6 КЛАССЫ
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
III.

Предметные:
Минимальный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
 представление о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (осина лиственное дерево леса);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
 соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа
жизни, понимание их значение в жизни человека;
 соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
 выполнение несложных заданий под контролем педагогического
работника;
 адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях, знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по заданию педагогического
работника;
 представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос,
растение, цветущее летом);
 называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
 выделение существенных признаков групп объектов;
 знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
 участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
 выполнение здания без текущего контроля педагогического работника
(при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная
оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;

 совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
 выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
 осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Предметные результаты по годам обучения.
5 класс
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на
иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
6 класс
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по
заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее
растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее
летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять
свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и

обществе, правила здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Система оценки достижений (5-6 классы)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на
карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;

 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

IV.
№
п/п

1.
2.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
5.

Количество
часов

Название раздела

Введение
Вселенная
Наш дом-Земля:
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия
Повторение по курсу
«Неживая природа»
Итого:

Контрольные
работы

Практические
работы

2
6
8
14
16
6
14
2
68

1
1
1

1

1

3

2

Количество
часов

Контрольные
работы

Практически
е работы

1
17
35
12
3

1
1
1

68

3

6 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4
5.

Название раздела

Введение
Растительный мир
Животный мир
Человек
Итоговое повторение и
обобщение
Итого:

V.
№ п\п
Введение - 2 часа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Тема урока

Кол-во
часов

1.
Вводный урок. Что такое природоведение?
2.
Предметы и явления неживой и живой природы
Вселенная - 6 часов
3.
Небесные тела: планеты, звезды
4.
Солнечная система. Солнце
5.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли
6.
Полеты в космос
7.
Смена дня и ночи
8.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе
Наш дом - Земля - 44 часа
9.
Планета Земля. Оболочки Земли
10. Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле
11. Свойства воздуха
12. Давление и движение воздуха
13. Температура воздуха. Термометр. Практическая работа
14. Движение воздуха в природе. Ветер
15. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение
16. Состав воздуха. Углекислый газ и азот
17. Значение и охрана воздуха
18. Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана
19. Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи
20. Гранит, известняк
21. Песок, глина
22. Горючие полезные ископаемые. Торф
23. Каменный уголь.
24. Добыча и использование каменного угля
25. Нефть: внешний вид и свойства
26. Добыча и использование нефти
27. Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с
газом в быту
28. Черные металлы. Сталь. Чугун
29. Цветные металлы
30. Благородные (драгоценные) металлы
31. Охрана полезных ископаемых
32. Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые»
33. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов
34. Свойства воды
35. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода
36.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды
37. Три состояния воды. Температура и ее измерение
38. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании
39. Свойства воды. Практическая работа
40. Работа воды в природе
41. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности
и сельском хозяйстве
42. Воды суши: ручьи, реки
43. Озера, болота, пруды
44. Моря и океаны
45. Охрана воды

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46. Проверочная работа по теме «Вода в природе»
47. Равнины, холмы, овраги
48. Горы
49. Почва – верхний слой земли. Состав почвы
50. Разнообразие почв
51. Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы
52. Охрана почвы. Обобщающий урок по теме «Наш дом - Земля»
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
53. Место России на земном шаре. Знакомство с картой
54. Моря и океаны, омывающие берега России
55. Горы и равнины на территории нашей страны
56. Реки и озера России
57. Москва – столица России
58. Санкт-Петербург
59. Ярославль. Владимир. Ростов. Города «Золотого кольца»
60. Нижний Новгород, Казань, Волгоград
61. Новосибирск, Владивосток
62. Население и народы России
63. Мой город. Важнейшие географические объекты моего региона
64. Мой город. Важнейшие географические объекты моего региона
65. Экскурсия по родному городу
66. Проверочная работа по теме «Есть на Земле страна Россия»
Повторение – 2 часа
67. Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия»
68. Неживая природа. Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

1
1
68

6 класс
№ п\п

Тема урока

Введение - 1час
1.
Живая природа: растения, животные, человек
Растительный мир – 17 часов
2.
Разнообразие растительного мира
3.
Среда обитания растений
4.
Строение растений
5.
Деревья, кустарники, травы
6.
Лиственные деревья
7.
Хвойные деревья
8.
Дикорастущие кустарники
9.
Культурные кустарники
10. Травы
11. Декоративные растения
12. Лекарственные растения
13. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
14. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция
15. Растительный мир разных районов Земли

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Растения нашей страны
Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга
России и своей области (края)
18. Проверочная работа по теме «Растительный мир»
Животный мир – 35 часов
19. Разнообразие животного мира
20. Среда обитания животных
21. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие
22. Насекомые
23. Бабочки, стрекозы, жуки
24. Кузнечики, муравьи, пчелы
25. Рыбы
26. Морские и речные рыбы
27. Земноводные. Лягушки. Жабы
28. Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
29. Птицы
30. Ласточки, скворцы, снегири, орлы
31. Лебеди, журавли, чайки
32. Птицы своего края. Охрана птиц
33. Млекопитающие
34. Млекопитающие суши
35. Млекопитающие морей и океанов
36. Домашние животные в городе и деревне
37. Сельскохозяйственные животные: лошади
38. Сельскохозяйственные животные: коровы
39. Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи
40. Домашние птицы: куры, утки, индюки
41. Уход за животными в живом уголке или дома
42. Аквариумные рыбки
43. Канарейки, попугаи
44. Морские свинки, хомяки, черепахи
45. Домашние кошки
46. Собаки
47. Животные холодных районов Земли
48. Животные умеренного пояса
49. Животные жарких районов Земли
50. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России
51. Животные вашей местности. Красная книга области (края)
52. Проверочная работа по теме «Животный мир»
Человек – 12 часов
53. Как устроен наш организм
54. Как работает наш организм
55. Здоровый образ жизни человека
56. Осанка
57. Органы чувств
58. Правила гигиены и охрана органов чувств
59. Здоровое питание
16.
17.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской
помощью
63. Специализация врачей
64. Медицинские учреждения нашего города
65. Проверочная работа по теме «Человек»
Итоговое повторение и обобщение – 3 часа
66. Неживая природа
67. Живая природа
68. Обобщение изученного материала
Итого
60.
61.
62.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».