РП Русский язык УО вариант 1 (5-9)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная
общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
________________________
Сидорова М.П.
Приказ №____
от «_____» __________ 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
5-9 классов
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

г. Талица, 2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский » составляет 690 часов:
 в 5-9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов
в год (4 часа в неделю),
Цель обучения: развитие у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) устной и письменной речи,
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных
навыков, воспитание интереса к родному языку, развитие коммуникативноречевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
 развитие положительных качеств и свойств личности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5-9 КЛАССЫ
1. Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами "ь, е, ѐ, и, ю, я". Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный "ь".
Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
2. Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный "ъ".
3. Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и
значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание
предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные,
употребляемые
только
в
единственном
или
множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имѐн существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода,
числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма
глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Правописание частицы "не" с
глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место,
способ действия. Правописание наречий.
4. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение Простые и сложные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки
препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены
предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении,
знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с
сочинительными союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами "что", "чтобы", "потому что", "когда", "который".
5. Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы
текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор
заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом.
Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный,
деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным
словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным
наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
6. Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5-9 КЛАССЫ
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
III.

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей
слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
педагогического работника;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 представления о грамматических разрядах слов;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после
предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма;
 составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
 установление смысловых связей в словосочетании по образцу,
вопросам педагогического работника;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения без
деления на виды (с помощью педагогического работника);
 нахождение в тексте однородных членов предложения;
 различение предложений, разных по интонации;

 нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с
помощью педагогического работника);
 участие в обсуждении фактического материала высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 выбор
одного
заголовка
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
 оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
 письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по
существенным признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме
или вопросам педагогического работника;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение
орографической
задачи
(под
руководством
педагогического
работника);
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания
слова;
 составление простых распространенных и сложных предложений по
схеме, опорным словам, на предложенную тему;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам
педагогического работника, опорной схеме;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на
образец;
 составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
 различение предложений (с помощью педагогического работника)
различных по цели высказывания;

 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы
текста;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью педагогического работника);
 выбор
одного
заголовка
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформление всех видов изученных деловых бумаг;
 письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
 письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (5560 слов).
Предметные результаты по годам обучения.
5 класс
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему,
вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению$
 пользоваться школьным орфографическим словарем для уточнения
написания слова.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и их дифференцировать по существенным
признакам;
 разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по
существенным признакам;
 определять
грамматические
признаки
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
 пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания
слова;
 составлять простые распространенные и предложения с однородными
членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
 устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с

использованием опорных схем.
6 класс
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему,
вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать
на
письме
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений с опорой на
представленный образец;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец (с помощью учителя);
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи
по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме

или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и
решать орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять все виды изученных деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
7 класс
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему,
вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать
на
письме
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений (с опорой на
представленный образец);
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления на
виды (с опорой на образец);

 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец (с помощью учителя);
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи
по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме
или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и
решать орографические задачи;
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения различные по цели высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;

 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной
мысли текста;
 выбирать
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 уметь писать изложения повествовательных текстов и текстов с
элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55
слов);
 уметь писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
8 класс
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей речи;
 разбирать слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
 иметь представление о грамматических разрядах слов;
 различать изученные части речи по вопросу и значению;
 использовать
на
письме
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений с опорой на
представленный образец;
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 находить в тексте однородные члены предложения; различать
предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания для
раскрытия его темы и основной мысли;
 выбирать
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
 оформлять
изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
 писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (45-50 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, по опорным словам и

предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и дифференцировать их по существенным
признакам;
 разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по
существенным признакам;
 определять некоторые грамматические признаки изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
 находить
орфографические трудности в слове и решать
орографические задачи (под руководством учителя);
 использовать орфографический словарь для уточнения написания
слова;
 составлять простые распространенные и сложные предложения по
схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить
главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять все виды изученных деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств.
9 класс
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему,
вопросы учителя;

 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать
на
письме
орфографические
правила
после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений (с опорой на
представленный образец);
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи
по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме
или вопросам учителя;

 находить орфографические трудности в слове и решать
орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать
один
заголовок
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

Система оценки достижений (5-9 классы)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во
внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;

 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание материала, может с помощью учителя обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При оценке письменных работ следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройдѐнные правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2–3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. Изложения
обучающиеся пишут по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается
правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении
предложений,
употреблении
слов;
допускается
1–2
орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3–4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5–6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится.
IV.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

Сочинения/
изложения

Звуки и буквы
Предложение. Текст
Состав слова. Текст
Части речи. Текст
Предложение. Текст
Итоговое повторение
Итого:

17
17
32
51
11
8
136

1
1
2
4
1
1
10

1

Количество
часов

Контрольные
работы

Сочинения/
изложения

8
10

1
1

1
2

4

6 класс
№
п/п

1.
2.

Название раздела, темы

Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

Состав слова. Текст.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Предложение. Текст.
Итоговое повторение
Итого

29
2
30
25
16
8
8
136 часов

2

1

2
2
1
1
1
11

1
1

3

7 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

Сочинения/
изложения

Повторение
Состав слова. Текст.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Местоимение.
Предложение. Текст.
Итоговое повторение
Итого

17
20
2
26
16
20
11
15
9
136 часов

2
1

1

2
1
1
1
1
1
10

1

Сочинения/
изложения

1
1
4

8 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

Предложение.
Состав слова. Текст.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Предложение. Текст.
Итоговое повторение
Итого

8
17
17
17
19
21
15
11
11
136 часов

1
1
1
1
1
2
1
1
1
10

1

1
1
1
1
5

9 класс
№
п/п

1.
2.

Название раздела, темы

Предложение.
Состав слова. Текст.

Количество
часов

Контрольные
работы

6
12

1
1

Сочинения/
изложения

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10

Части речи. Имя
существительное. Текст.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Числительное.
Предложение. Текст.
Итоговое повторение
Итого
V.

№п/п

17

2

16
13
22
14
13
16
7
136 часов

2
1
2
1
1
1
1
13

1

1
1

3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

Наименование раздела и темы урока

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 17 часов
1. Гласные и согласные. Алфавит
2. Несовпадение звука и буквы в слове
3. Твѐрдые и мягкие согласные перед и, е, ѐ, ю, я
4. Мягкий знак на конце и в середине слова
5. Правописание слов с разделительным мягким знаком
6. Текст. Различение текста и не текста
7. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
8. Ударные и безударные гласные в слове
9. Проверка безударных гласных в слове
10. Проверка безударных гласных в слове
11. Текст. Определение темы текста. Заголовок
12. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания по
теме «Звуки и буквы»
13. Работа над ошибками. Повторение изученного
14. Деловое письмо. Адрес
15. Деловое письмо. Адрес
16. Составление рассказа по серии картинок
17. Работа над ошибками. Повторение изученного
Предложение. Текст – 17 часов
18. Выражение в предложении законченной мысли
19. Распространение предложений
20. Порядок слов в предложении
21. Связь слов в предложении
22. Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены
предложения. Сказуемое
23. Главные члены предложения. Подлежащее
24. Второстепенные члены предложения
25. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения
26. Разные по интонации предложения Наблюдение за знаками
препинания в конце предложений

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27. Вопросительные предложения
28. Восклицательные предложения
29. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения
30. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения
31. Предложение. Закрепление знаний.
32. Предложение. Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение»
33. Работа над ошибками. Повторение изученного
34. Деловое письмо. Адрес
Состав слова – 32 часов
35. Корень и однокоренные слова
36. Общее и различия в значении однокоренных слов
37. Общее и различия в значении однокоренных слов
38. Включение однокоренных слов в предложения
39. Окончание. Окончание — изменяемая часть слова
40. Установление связи между словами с помощью окончания
41. Приставка. Приставка как часть слова
42. Изменение значения слова в зависимости от приставки
43. Приставка и предлог
44. Суффикс. Суффикс как часть слова
45. Изменение значения слова в зависимости от суффикса
46. Правописание безударных гласных в корне. Изменение формы слова
для проверки безударной гласной в корне
47. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
48. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов
49. Слово-корень с ударной гласной
50. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
51. Проверка безударных гласных в корне слова
52. Проверка безударных гласных в корне слова. Проверочная работа
53. Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне. Изменение формы слова для проверки парных
звонких и глухих согласных в корне
54. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне
однокоренных слов
55. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов
56. Проверяемые гласные и согласные в корне
57. Проверяемые гласные и согласные в корне
58. Непроверяемые написания в корне
59. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
60. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов
61. Состав слова. Закрепление знаний.
62. Состав слова. Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова»
63. Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление
64. Деловое письмо. Поздравление
65. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану
66. Работа над ошибками. Повторение изученного
Части речи. Текст – 51 час
67. Названия предметов, действий и признаков
68. Понятие о частях речи. Существительное
69. Глагол

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.

Прилагательное
Различение частей речи по вопросу и значению
Различение частей речи по вопросу и значению
Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Проверочная
работа
Работа над ошибками. Употребление разных частей речи в предложении
и тексте.
Значение существительных в речи
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные существительные
Собственные и нарицательные существительные
Правописание имѐн собственных
Текст. Тема и основная мысль текста
Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и
множественном числе существительных
Употребление существительных в единственном и множественном
числе
Изменение существительных по числам
Род существительных. Знакомство с понятием рода
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
Существительные среднего рода
Различение существительных по родам
Различение существительных по родам
Существительное. Закрепление знаний.
Существительное. Контрольные вопросы и задания по теме «Имя
существительное»
Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление
Деловое письмо. Поздравление
Изложение текста, воспринятого на слух
Работа над ошибками. Повторение изученного
Значение прилагательных в речи
Различение признаков, обозначаемых прилагательными
Изменение прилагательных по родам. Зависимость рода прилагательных
от рода существительных
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
Изменение прилагательных по родам
Прилагательное. Закрепление знаний.
Прилагательное. Контрольные вопросы и задания по теме «Имя
прилагательное»
Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка
Деловое письмо. Записка
Значение глаголов в речи
Различение действий, обозначаемых глаголами
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
Глагол. Закрепление знаний.
Глагол. Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол»
Изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным
словам
117. Работа над ошибками. Повторение изученного
Предложение. Текст - 11 часов
118. Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены
предложения
119. Второстепенные члены предложения
120. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным
членам
121. Нераспространѐнные и распространѐнные предложения
Различение нераспространѐнных и распространѐнных предложений
122. Распространение предложений
123. Однородные члены предложения. Знакомство с однородными членами
предложения
124. Дополнение предложения однородными членами
125. Предложение. Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение»
126. Работа над ошибками. Повторение изученного
127. Деловое письмо. Записка
128. Деловое письмо. Записка
Итоговое повторение – 8 часов
129. Повторение. Состав слова
130. Повторение. Имя существительное
131. Повторение. Имя прилагательное
132. Повторение. Глагол
133. Повторение. Предложение
134. Итоговая контрольная работа.
135. Работа над ошибками. Повторение. Текст
136. Деловое письмо. Обобщение изученного за год
Итого:
113.
114.
115.
116.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136

6 класс
№п/п

Наименование раздела и темы урока

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 8 часов
1. Гласные и согласные. Их различение.
2. Безударные гласные в словах.
3. Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
4. Сомнительные гласные и согласные в словах.
5. Текст. Части текста. Красная строка.
6. Непроверяемые гласные и согласные в словах.
7. Звуки и буквы. Контрольные вопросы и задания
8. Раьота над ошибками. Деловое письмо. Адрес.
Предложение. Текст – 10 часов
9. Деление текста на предложения.
10. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
11. Нераспространенные и распространенные предложения.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
13. Распространение предложений с помощью рисунков.
14. Распространение предложений с помощью вопросов.
15. Однородные члены предложения.
16. Предложение. Контрольные вопросы и задания
17. Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление.
18. Деловое письмо. Поздравление.
Состав слова. Текст. – 29 часов
19. Корень и однокоренные слова.
20. Окончание как изменяемая часть слова.
21. Образование смысловой связи между словами с помощью окончания.
22. Приставка как часть слова.
23. Изменение значения слова в зависимости от приставки.
24. Суффикс как часть слова.
25. Разбор слов по составу.
26. Правописание безударных гласных в корне . Написание гласных в корне
однокоренных слов.
27. Проверяемые и проверочные слова.
28. Проверка безударных гласных в корне.
29. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных
в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.
30. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
31. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
Контрольные вопросы и задания.
32. Изложение зрительно воспринимаемого текста.
33. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала
34. Правописание приставок. Приставка и предлог.
35. Различение приставки и предлога.
36. Наблюдение за правописанием гласных в приставках.
37. Правописание гласных в приставках.
38. Правописание безударных гласных в корне и приставке.
39. Текст. Деление текста на части по данному плану.
40. Наблюдение за правописанием согласных в приставках.
41. Правописание приставок на согласную.
42. Разделительный твердый знак в словах с приставками.
43. Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него.
44. Состав слова. Контрольные вопросы и задания.
45. Работа над ошибками. Закрепление знаний
46. Деловое письмо. Записка.
47. Деловое письмо. Записка.
Части речи – 2 часа
48. Существительное, прилагательное, глагол.
49. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.
Имя существительное – 30 часов
50. Значение существительных в речи.
51. Существительные, обозначающие явления природы.
52. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.
53. Существительные, противоположные по значению.
54. Род и число существительных. Различение существительных по родам.
55. Изменение существительных по числам.
56. Правописание имен собственных .Существительные собственные и

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

нарицательные.
Большая буква в именах собственных.
Кавычки в именах собственных.
Различение написаний существительных собственных и нарицательных.
Различение написаний существительных собственных и нарицательных.
Имя существительное. Контрольные вопросы и задания.
Работа над ошибками. Повторение изученного
Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении.
Определение падежей по вопросам.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж – кем? чем?
Предложный падеж – о ком? о чем?
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными
фактами.
72. Понятие о начальной форме.
73. Постановка существительных в начальную форму.
74. Изменение существительных по падежам. Контрольные вопросы и
задания.
75. Работа над ошибками. Повторение изученного
76. Деловое письмо. Письмо.
77. Деловое письмо. Письмо.
78. Сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
79. Работа над ошибками. Закрепление знаний
Имя прилагательное – 25 часов
80. Значение прилагательных в речи.
81. Описание явлений природы с помощью прилагательных.
82. Описание человека, животных с помощью прилагательных.
83. Прилагательные, противоположные по значению.
84. Изменение прилагательных по родам и числам. Изменение
прилагательных по родам.
85. Окончания прилагательных мужского рода.
86. Окончания прилагательных женского рода.
87. Окончания прилагательных среднего рода.
88. Определение родовых окончаний прилагательных.
89. Определение родовых окончаний прилагательных. Проверочная работа
90. Изменение прилагательных по числам.
91. Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
92. Род и число прилагательных. Закрепление знаний.
93. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о
склонении прилагательных.
94. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.
95. Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
96. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
97. Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
98. Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
99. Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
100. Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
101. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

знаний. Контрольные вопросы и задания.
102. Работа над ошибками. Повторение изученного
103. Деловое письмо. Объявление.
104. Деловое письмо. Объявление.
Глагол – 16 часов
105. Значение глагола в речи.
106. Глаголы, противоположные по значению.
107. Различение существительных, прилагательных и глаголов.
108. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
109. Прошедшее время глаголов.
110. Будущее время глаголов.
111. Различение глаголов по временам.
112. Различение глаголов по временам.
113. Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число
глаголов настоящего времени.
114. Единственное и множественное число глаголов будущего времени.
115. Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.
116. Текст. Связь частей в тексте.
117. Текст. Связь частей в тексте.
118. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
119. Составление рассказа на основе распространения данного текста.
120. Работа над ошибками. Закрепление знаний

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предложение. Текст. – 8 часов

121. Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных
предложений.
122. Однородные члены предложения .Определение однородных членов
предложения.
123. Однородные члены предложения без союзов.
124. Однородные члены предложения с союзом и.
125. Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.
126. Обращение. Знакомство с обращением.
127. Место обращения в предложении.
128. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговое повторение – 8 часов

129. Повторение. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и
приставке.
130. Повторение. Имя существительное.
131. Повторение. Имя прилагательное.
132. Повторение. Глагол.
133. Повторение. Деловое письмо. Объявление.
134. Итоговая контрольная работа за год.
135. Работа над ошибками. Обобщение изученного
136. Обобщение изученного. Подведение итогов за год.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
136

7 класс
№п/п

Наименование раздела и темы урока

Повторение – 17 часов
1. Звуки и буквы. Текст. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

Кол-во
часов
1

Разделительные мягкий и твердый знаки.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих в словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Работа над ошибками. Предложение. Текст. Предложения
нераспространенные и распространенные.
7. Однородные члены предложения.
8. Распространение предложений однородными членами.
9. Составление предложений с однородными членами.
10. Составление предложений с однородными членами.
11. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
12. Обращение. Его место в предложении.
13. Употребление обращения в диалоге.
14. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
15. Работа над ошибками. Повторение изученного
16. Деловое письмо. Адрес.
17. Деловое письмо. Адрес.
Состав слова. Текст – 20 часов
18. Корень. Однокоренные слова.
19. Приставка.
20. Суффикс.
21. Окончание.
22. Правописание гласных и согласных в корне. Безударные гласные в корне.
23. Звонкие и глухие согласные в корне.
24. Правописание в корне. Закрепление знаний.
25. Правописание в корне. Закрепление знаний
26. Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках.
27. Разделительный твердый знак после приставок.
28. Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.
29. Сложные слова. Знакомство со сложными словами.
30. Правописание сложных слов.
31. Образование сложных слов.
32. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
33. Работа над ошибками. Состав слова. Закрепление знаний.
34. Изложение повествовательного текста с предварительным анализом.
35. Работа над ошибками. Повторение изученного
36. Деловое письмо. Поздравление.
37. Деловое письмо. Поздравление.
Части речи. Текст 2 часа
38. Различение частей речи.
39. Образование одних частей речи от других.
Имя существительное - 26 часов
40. Значение существительных в речи.
41. Использование существительных для сравнения одного предмета с
другим.
42. Род и число существительных.
43. Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на
конце.
44. Правописание существительных с шипящей на конце.
45. Три склонения существительных в единственном числе.
Существительные 1-го склонения.
2.
3.
4.
5.
6.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2-го склонения.
Существительные 3-го склонения.
Различение существительных 1,2 и 3-го склонений. Проверочная работа
1-е склонение существительных в единственном числе Ударные и
безударные окончания существительных 1-го склонения.
51. Замена существительных с ударным окончанием существительными с
безударным окончанием.
52. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го
склонения.
53. 2-е склонение существительных в единственном числе Ударные и
безударные окончания существительных 2-го склонения.
54. Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го
склонения.
55. 3-е склонение существительных в единственном числе Ударные и
безударные окончания существительных 3-го склонения.
56. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го
склонения.
57. Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
58. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
59. Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
60. Существительное. Закрепление знаний.
61. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
62. Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка.
63. Деловое письмо. Записка.
64. Сочинение по данному плану и опорным словам.
65. Работа над ошибками. Закрепление знаний
Имя прилагательное – 16 часов
66. Значение прилагательных в речи.
67. Описание предмета и его частей.
68. Использование прилагательных для сравнения предметов.
69. Словосочетания с прилагательными.
70. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и
падеже.
71. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном
числе.
72. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Постановка
вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.
73. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.
74. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода.
75. Склонение прилагательных женского рода. Изменение прилагательных
женского рода по падежам.
76. Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных
падежах.
77. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.
78. Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
79. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе.
80. Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
81. Работа над ошибками. Закрепление знаний
46.
47.
48.
49.
50.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Глагол – 20 часов
82. Значение глаголов в речи.
83. Использование глаголов для сравнения предметов.
84. Время и число глаголов. Различение глаголов по временам.
85. Изменение глаголов по временам.
86. Различение глаголов по числам.
87. Изменение глаголов по числам.
88. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
89. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем
времени.
90. Время и число глаголов. Закрепление знаний.
91. Текст. Составной план текста.
92. Неопределенная форма глагола. Понятие о неопределенной форме
глагола.
93. Правописание глаголов в неопределенной форме.
94. Постановка глаголов в неопределенную форму.
95. Частица не с глаголами. Использование частицы не в значении
отрицания.
96. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.
97. Правописание частицы не с глаголами.
98. Глагол. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
99. Работа над ошибками. Закрепление знаний
100. Деловое письмо. Письмо.
101. Деловое письмо. Письмо.
Местоимение – 11 часов
102. Личные местоимения.
103. Значение личных местоимений в речи.
104. Лицо и число местоимений. Местоимения 1-го лица.
105. Местоимения 2-го лица.
106. Местоимения 3-го лица.
107. Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
108. Различение местоимений по лицам и числам.
109. Личные местоимения. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
110. Работа над ошибками
111. Изложение рассказа по началу и опорным словам.
112. Работа над ошибками. Закрепление знаний
Предложение – 15 часов
113. Простое предложение. Однородные члены предложения без союза и с
союзом и.
114. Однородные члены предложения с союзами а, но.
115. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
116. Обращение.
117. Знаки препинания при обращении.
118. Простое предложение. Закрепление знаний.
119. Простое предложение. Закрепление знаний.
120. Сложное предложение. Части сложного предложения.
121. Знаки препинания в сложном предложении.
122. Составление сложных предложений.
123. Простое и сложное предложения. Контрольные вопросы и задания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

124. Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.
125. Сочинение по серии картинок.
126. Работа над ошибками. Закрепление знаний
127. Деловое письмо. Объявление.
Повторение – 9 часов
128. Повторение. Состав слова. Правописание в приставке и корне.
129. Повторение. Имя существительное.
130. Повторение. Имя прилагательное.
131. Повторение. Глагол.
132. Повторение. Местоимение.
133. Повторение. Деловое письмо. Объяснительная записка.
134. Контрольная работа за год.
135. Работа над ошибками. Обобщение изученного
136. Обобщение изученного. Подведение итогов за год.

1
1
1
1

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
136

8 класс
№п/п

Наименование раздела и темы урока

Повторение. Предложение – 8 часов
1. Простые и сложные предложения.
2. Составление сложных предложений.
3. Однородные члены предложения. Выделение однородных членов из
предложения.
4. Использование однородных членов в предложении.
5. Обращение. Знаки препинания при обращении.
6. Использование обращений в предложениях.
7. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
8. Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.
Состав слова. Текст – 17 часов
9. Корень. Однокоренные слова.
10. Приставка, суффикс, окончание.
11. Разбор слов по составу.
12. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Проверка
орфограмм в корне.
13. Нахождение орфограмм в корне и приставке.
14. Правописание приставок.
15. Орфограммы в корне и приставке.
16. Текст. Составление плана текста.
17. Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными о, е.
18. Сложные слова без соединительной гласной.
19. Сложные слова с соединительной гласной и без нее.
20. Состав слова. Контрольные вопросы и задания.
21. Работа над ошибками. Состав слова. Закрепление знаний.
22. Сочинение по данному началу частей.
23. Работа над ошибками. Повторение изученного
24. Деловое письмо. Поздравление.
25. Части речи. Текст. Различение частей речи.
Имя существительное – 17 часов

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Значение существительных в речи.
Существительные, близкие по значению.
Род, число и падеж существительных.
Склонение существительных в единственном числе. Определение
склонения существительных.
30. Ударные и безударные окончания существительных.
31. Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.
32. Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
33. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
34. Правописание падежных окончаний существительных в единственном
числе.
35. Склонение существительных во множественном числе. Изменение по
падежам существительных во множественном числе.
36. Постановка падежных вопросов к существительным во множественном
числе.
37. Падежные окончания существительных во множественном числе.
38. Ударные и безударные падежные окончания существительных во
множественном числе.
39. Правописание падежных окончаний существительных во множественном
числе.
40. Окончания родительного падежа существительных во множественном
числе.
41. Склонение существительных. Закрепление знаний.
42. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
Имя прилагательное – 17 часов
43. Работа над ошибками. Значение прилагательных в речи.
44. Прилагательные, близкие по значению.
45. Словосочетания с прилагательными.
46. Род и число прилагательных.
47. Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение окончаний
прилагательных по вопросам.
48. Постановка вопросов к прилагательным.
49. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе.
50. Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.
51. Склонение прилагательных во множественном числе. Выделение
словосочетаний с прилагательными во множественном числе.
52. Изменение по падежам прилагательных во множественном числе.
53. Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.
54. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном
числе.
55. Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
56. Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
57. Работа над ошибками. Деловое письмо. Записка.
58. Характеристика литературного героя.
59. Характеристика литературного героя.
Местоимение – 19 часов
60. Значение местоимения в речи.
61. Различение местоимений по лицам и числам.
62. Склонение личных местоимений. Наблюдение за склонением
местоимения 1-го лица единственного числа (я).
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63. Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
64. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного
числа (мы).
65. Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.
66. Склонение местоимения 1-го лица единственного и множественного
числа (я, мы)
67. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа
(ты).
68. Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.
69. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного
числа (вы).
70. Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.
71. Склонение местоимения 2-го лица единственного и множественного
числа (ты, вы)
72. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа
(он, она, оно).
73. Склонение местоимения 3-го лица единственного числа.
74. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного
числа (они).
75. Склонение местоимения 3-го лица множественного числа.
76. Склонение местоимения 3-го лица единственного и множественного
числа(он, она, оно, они) .
77. Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
78. Работа над ошибками. Деловое письмо. Письмо.
Глагол – 21 час
79. Значение глаголов в речи.
80. Глаголы, близкие по значению.
81. Частица не с глаголами.
82. Неопределенная форма глагола.
83. Изменение глаголов по временам и числам.
84. Изменение глаголов по лицам. Знакомство с глаголами 1-го лица.
85. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.
86. Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного
числа.
87. Знакомство с глаголами 2-го лица.
88. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.
89. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
90. Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного
числа. Проверочная работа
91. Знакомство с глаголами 3-го лица.
92. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.
93. Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного
числа.
94. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся, -ться.
95. Различение глаголов по лицам и числам.
96. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
97. Работа нал ошибками. Деловое письмо. Объявление.
98. Изложение отрывка из повести.
99. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
Наречие – 15 часов
100. Наречие как часть речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101. Наречие – неизменяемая часть речи.
102. Значение наречий в речи.
103. Образование наречий из прилагательных.
104. Наречия, противоположные и близкие по значению.
105. Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Наречия, отвечающие на вопрос как?
106. Наречия, отвечающие на вопрос где?
107. Наречия, отвечающие на вопрос когда?
108. Наречия, отвечающие на вопрос куда? откуда?
109. Постановка вопросов к наречиям.
110. Подбор наречий с опорой на вопросы.
111. Наречия. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
112. Работа над ошибками. Закрепление знаний
113. Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям.
114. Деловое письмо. Объяснительная записка.
Предложение. Текст. – 11 часов
115. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.
116. Распространение предложений однородными членами.
117. Сложное предложение. Сложное предложение без союзов.
118. Сложные предложения с союзами и, а, но.
119. Составление сложных предложений с союзами и, а, но.
120. Сравнение простых и сложных предложений.
121. Распространение простых и сложных предложений.
122. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
123. Работа над ошибками. Деловое письмо. Заявление.
124. Сочинение по личным наблюдениям.
125. Работа над ошибками. Закрепление изученного
Итоговое повторение. – 11 часов
126. Повторение. Состав слова.
127. Повторение. Имя существительное.
128. Повторение. Имя прилагательное.
129. Повторение. Местоимение.
130. Повторение. Глагол.
131. Повторение. Наречие.
132. Повторение. Предложение.
133. Контрольная работа за год.
134. Работа над ошибками. Деловое письмо. Расписка.
135. Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям.
136. Работа над ошибками. Обобщение изученного
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136

9 класс
№п/п

Наименование раздела и темы урока

Повторение. Предложение – 6 часов
1. Простые предложения.
2. Сложные предложения.
3. Распространение предложений.
4. Распространение предложений.

Кол-во
часов
1
1
1
1

5. Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания.
6. Работа над ошибками. Повторение изученного
Состав слова. Текст - 12 часов
7. Корень и однокоренные слова.
8. Образование слов с помощью суффиксов.
9. Образование слов с помощью приставок.
10. Правописание в корне и приставке.
11. Правописание в корне и приставке.
12. Сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова.
13. Сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова.
14. Сложносокращенные слова.
15. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
16. Работа над ошибками. Повторение изученного
17. Деловое письмо. Автобиография.
18. Деловое письмо. Автобиография.
Части речи. Текст. Имя существительное – 17 часов
19. Значение существительных в речи. Значение предметности.
20. Существительные, близкие и противоположные по значению.
21. Существительные, обозначающие черты характера.
22. Использование существительных для сравнения одного предмета с
другим.
23. Склонение существительных. Склонение существительных в
единственном и множественном числе.
24. Склонение существительных в единственном и множественном числе.
Проверочная работа
25. Правописание безударных окончаний существительных.
26. Правописание безударных окончаний существительных.
27. Несклоняемые существительные. Знакомство с несклоняемыми
существительными.
28. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.
29. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.
30. Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми
существительными.
31. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
32. Работа над ошибками. Закрепление знаний
33. Деловое письмо. Записка.
34. Изложение содержания текста биографии писателя.
35. Работа над ошибками. Повторение изученного
Имя прилагательное – 16 часов
36. Значение прилагательных в речи. Значение признака предмета
37. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
38. Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с
существительными.
39. Правописание падежных окончаний прилагательных.
40. Правописание падежных окончаний прилагательных. Проверочная работа
41. Знакомство с прилагательными, обозначающими признак
принадлежности.
42. Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ьи.
43. Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ьи.
44. Склонение прилагательных в женском роде на –ья.
45. Склонение прилагательных в женском роде на –ья.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.
47. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания.
48. Работа над ошибками. Повторение изученного
49. Прилагательное. Закрепление знаний.
50. Прилагательное. Закрепление знаний.
51. Деловое письмо. Объяснительная записка.
Местоимение – 13 часов
52. Значение местоимений в речи.
53. Употребление местоимений в тексте.
54. Лицо и число местоимений.
55. Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам.
56. Правописание местоимений с предлогами.
57. Правописание местоимений 3-го лица.
58. Правописание местоимений 3-го лица.
59. Местоимение. Контрольные вопросы и задания.
60. Работа над ошибками. Местоимение. Закрепление знаний.
61. Деловое письмо. Письмо.
62. Деловое письмо. Письмо.
63. Сочинение с элементами рассуждения.
64. Работа над ошибками. Повторение изученного
Глагол – 22 часа
65. Значение глаголов в речи. Значение действия предмета.
66. Глаголы, близкие и противоположные по значению.
67. Использование глаголов для выражения сравнения.
68. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
69. Употребление глаголов со значением отрицания.
70. Неопределенная форма глагола. Выделение глаголов в неопределенной
форме.
71. Правописание глаголов в неопределенной форме.
72. Правописание глаголов в неопределенной форме.
73. Изменение глаголов по лицам и числам. Различение глаголов по лицам и
числам.
74. Изменение формы лица и числа глаголов.
75. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
76. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Проверочная
работа
77. Повелительная форма глагола. Знакомство с повелительной формой
глаголов.
78. Правописание глаголов в повелительной форме.
79. Правописание глаголов в повелительной форме.
80. Использование в речи глаголов в повелительной форме.
81. Правописание глаголов. Закрепление знаний.
82. Правописание глаголов. Закрепление знаний.
83. Глагол. Контрольные вопросы и задания.
84. Глагол. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
85. Сочинение по данному началу и словосочетаниям.
86. Работа над ошибками.
Наречие – 14 часов
87. Наречие как часть речи.
88. Значение наречий в речи. Наречия противоположные и близкие по

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

значению.
89. Значение наречий в речи. Наречия противоположные и близкие по
значению.
90. Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую
деятельность.
91. Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую
деятельность.
92. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном
значении.
93. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном
значении.
94. Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с
гласными а ио на конце.
95. Правописание наречий с гласными а ио на конце.
96. Правописание наречий с гласными а ио на конце.
97. Различение наречий и прилагательных.
98. Различение наречий и прилагательных.
99. Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
100. Работа над ошибками.
Числительное – 13 часов
101. Числительное как часть речи.
102. Простые и составные числительные.
103. Словосочетания с числительными.
104. Правописание числительных. Правописание числительных от 5 до 20 и
30.
105. Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.
106. Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.
107. Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.
108. Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.
109. Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
110. Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
111. Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
112. Работа над ошибками. Закрепление изученного
113. Деловое письмо. Доверенность.
Предложение. Текст – 16 часов
114. Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных
предложений.
115. Союз и в простых и сложных предложениях.
116. Союз и в простых и сложных предложениях.
117. Сложные предложения с союзом что.
118. Сложные предложения с союзом что.
119. Сложные предложения с союзом чтобы.
120. Сложные предложения с союзом чтобы.
121. Сложные предложения с союзом потому что.
122. Сложные предложения с союзом потому что.
123. Сложные предложения с союзом когда.
124. Сложные предложения с союзом когда.
125. Сложные предложения. Закрепление знаний.
126. Сложные предложения. Закрепление знаний.
127. Предложение. Закрепление знаний.
128. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

129. Работа над ошибками.Обобщение изученного материала
Итоговое повторение – 7 часов
130. Повторение. Состав слова.
131. Повторение. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное.
132. Повторение. Части речи. Местоимение. Глагол.
133. Повторение. Наречие.
134. Итоговая контрольная работа
135. Работа над ошибками. Повторение. Предложение.
136. Обобщение изученного.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».