РП Ручной труд УО вариант 1 (1-4)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная
общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
________________________
Сидорова М.П.
Приказ №____
от «_____» __________ 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РУЧНОЙ ТРУД»
1-4 классов
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

г. Талица, 2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» составляет 168 часов:
 в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год
(2 часа в неделю);
 во 2-4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в
год (1 час в неделю)
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нѐм человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;

− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1-4 КЛАССЫ
1. Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов,
цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для
изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами:
конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы:
"разминание", "отщипывание кусочков пластилина", "размазывание по
картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками"
(аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до
овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание",
"пришипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина
геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина,
изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
2. Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят, виды природных материалов). Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с
природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
3. Работа с бумагой.
1) Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы
с бумагой и картоном:
2) Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

— разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка
по шаблонам сложной конфигурации;
— разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение
и устройство;
— разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа.
Чтение чертежа.
3) Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой
линии", "разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой
прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по незначительно
изогнутой линии", "округление углов прямоугольных форм", "вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму", "вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам", "симметричное вырезание из
бумаги, сложенной несколько раз", "тиражирование деталей".
4) Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
5) Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
"сгибание треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол";
"сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине",
"сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу "гармошки",
"вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
6) Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
7) Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
8) Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем
и кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое
соединение деталей (щелевой замок).
9) Картонажно-переплетные работы.
10) Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта
картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:
"окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона листом
бумаги".
4. Работа с текстильными материалами.
1) Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы
с нитками:
— наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
— связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);

— шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверхвниз";
— вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка
"прямой строчкой", вышивка прямой строчкой "в два приема",
"вышивка стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой
косого стежка "в два приема".
2) Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится,
лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие,
гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью.
Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье,
вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание,
набивка рисунка).
3) Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя
деталей из ткани.
4) Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из
ткани, прямой строчкой, строчкой "косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
5) Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
6) Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление
кукол-скруток из ткани в древние времена).
7) Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
8) Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными
отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки.
5. Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия
"дерево" и "древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины.
Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства
древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и
приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление,
заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных
материалов.

6. Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды
металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.
Инструменты для работы по металлу.
7. Работа с алюминиевой фольгой.
Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание",
"скручивание", "скатывание", "разрывание", "разрезание".
8. Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо",
"сгибание в спираль", "сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на
карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных
фигурок птиц, зверей, человечков.
9. Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из
металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки,
пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты
для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение
планок винтом и гайкой.
10. Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин,
природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки;
проволока, пластилин, скорлупа ореха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД» 1-4 КЛАССЫ
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
III.

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления
на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
 знание видов трудовых работ;
 знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение правил
их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
 знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
 знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
 анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние
его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
 пользование доступными технологическими (инструкционными)
картами;
 составление стандартного плана работы по пунктам;
 владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;

 использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой
и
металлом;
древесиной;
конструировать
из
металлоконструктора);
 выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
 знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
 знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
 знание видов художественных ремесел;
 нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
 знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
 осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
 отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономное расходование материалов;
 использование в работе с разнообразной наглядности: составление
плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков,
схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
 осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
 оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
 установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
 выполнение общественных поручений по уборке класса и (или)
мастерской после уроков трудового обучения.
Предметные результаты по годам обучения.
1 класс
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать виды трудовых работ;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;

− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
− знать приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения
детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
− организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
помощью учителя;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства;
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень
− правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для первоклассников наглядностью:
− составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.
2 класс
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и организовать свое рабочее
место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
− называть виды трудовых работ;

− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
− называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения
детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие
(красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.
3 класс
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы
для третьего класса;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними;

− знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на
уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы
колющими и режущими инструментами;
− знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали
из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
− знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью
линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания,
сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки;
вышивания, аппликация).
− подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
частичной помощью учителя и самостоятельно;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;
− определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя
и самостоятельно;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
− работать с доступными материалами (с бумагой и картоном,
текстильными материалами, древесиной и проволокой).
− владеть некоторыми технологическими операциями и приемами
ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и
самостоятельно.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и
рациональное использование их в том или ином виде работы;
− физические и художественно-выразительные свойства материалов, с
которыми работают на уроках ручного труда.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− самостоятельно рассматривать образец несложного изделия,
определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;

− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков
ручного труда.
4 класс
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
− знать виды трудовых работ;
− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их
хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными)
картами;
− составлять стандартный план работы по пунктам;
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
− работать с доступными материалами;
− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин;
природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл;
древесину; конструировать из металлоконструктора);
− выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
− знать виды художественных ремесел;
− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические
требованиями при выполнении трудовых работ;

− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономно расходовать материалы;
− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировать ход практической работы;
− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской)
после уроков трудового обучения.

Система оценки достижений 1 класс
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений
обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися, даже незначительные по объѐму и элементарные по
содержанию знания и умения, выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определѐнную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводиться. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
обучающихся, используя только качественную оценку. Результат
продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их
продуктивной деятельности: поделок; уровня формирования учебных
умений, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:

− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

Система оценки достижений (2-4 класс)
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка
предметных
результатов
основана
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного
подходов.
Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объѐму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определѐнную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью
наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки
допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры
поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи
учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечѐтко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

IV.
№
п/п

.1
2
3
4
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Количество
часов

Название раздела, темы

Введение
Работа с глиной и пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с нитками
Итого:

Контрольные
работы

2
12
7
35
10
66

2 класс
№
п/п

1
2
3
4

Количество
часов

Название раздела, темы

Работа с глиной и пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Итого:

Контрольные
работы

8
5
12
9
34

3 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Количество
часов

Название раздела, темы

Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с древесиной
Работа с проволокой
Работа с металлоконструктором
Итого:

Контрольные
работы

4
15
6
3
3
3
34

4 класс
№
п/п

Количество
часов

Название раздела, темы

Работа с бумагой
Работа с текстильными материалами
Работа с древесными материалами
Работа с металлом
Итого:

20
8
2
4
34

Контрольные
работы

V.
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Тема урока

Введение. Вводное занятие. «Человек и труд»
Введение. «Урок труда»
Работа с глиной и пластилином. Работа с глиной и пластилином. Приѐмы
работы с пластилином
Работа с глиной и пластилином. Приѐмы работы с пластилином.
Аппликация из пластилина «Яблоко»
Работа с глиной и пластилином. Работа с пластилином и природными
материалами «Коллекция из листьев»
Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев
«Осенний букет»
Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев
«Птичка»
Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев
«Бабочка»
Работа с бумагой и картоном. Работа с бумагой. «Коллекция образцов
бумаги»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из бумаги «Ёлочка»
Работа с бумагой и картоном. Стаканчик для игрушки «Поймай
пуговицу»
Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. «Наборная
линейка»
Работа с глиной и пластилином. Работа с глиной и пластилином
«Домик», «Ёлочка»
Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов шаровидной и
овальной формы «Помидор», «Огурец»
Работа с бумагой и картоном. Работа с бумагой. Инструменты для работы
с бумагой
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Геометрический орнамент из
квадратов»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Парусник из треугольников»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Орнамент из треугольников»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из геометрических фигур
«Ракета»
Работа с глиной и пластилином. Работа с глиной и пластилином. Лепка
предметов «Морковь», «Свѐкла», «Репка»
Работа с глиной и пластилином. Приѐмы работы с пластилином
(сплющивание шара) «Пирамидка из четырѐх колец»
Работа с глиной и пластилином. Приѐмы работы с пластилином
(сплющивание шара) «Грибы»
Работа с природными материалами «Ёжик»
Работа с природным материалом «Чудо-животное»
Работа с природным материалом «В лес за грибами»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывных кусочков бумаги
«Осеннее дерево»
Работа с бумагой и картоном. Складывание фигурок из бумаги
«Открытка со складным цветком»
Работа с бумагой и картоном. Складывание фигурок из бумаги

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

«Открытка со складной фигуркой кошечки»
Работа с глиной и пластилином. Работа с глиной и пластилином
«Цыплѐнок»
Работа с бумагой и картоном. Конструирование «Бумажный фонарик»
Работа с бумагой и картоном. Конструирование «Декоративная веточка»
Работа с бумагой и картоном. Плоские ѐлочные игрушки
Работа с бумагой и картоном. Конструирование «Флажки»
Работа с бумагой и картоном. Конструирование «Бумажный цветок»
Работа с глиной и пластилином. Работа с пластилином. Животные
«Котик»
Работа с бумагой и картоном. Работа с бумагой «Листочки»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Ветка рябины»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветы в корзине»
Работа с нитками. Работа с нитками «Клубок ниток»
Работа с нитками. Изготовление изделий из ниток «Бабочка»
Работа с нитками. Изготовление изделий из ниток «Кисточка»
Работа с бумагой и картоном. Работа с бумагой. Аппликация «Фрукты на
тарелке»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Снеговик»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Гусеница»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование. Игрушка
«Цыплѐнок в скорлупе»
Работа с бумагой и картоном. Складывание фигурок из бумаги
«Пароход»
Работа с бумагой и картоном. Складывание фигурок из бумаги «Стрела»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование «Плетѐный
коврик из полос бумаги»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование. «Плетѐный
коврик из полос бумаги»
Работа с бумагой и картоном. Объѐмное конструирование «Птичка»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование «Закладка
для книг с геометрическим прорезным орнаментом»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование «Закладка
для книг с геометрическим прорезным орнаментом»
Работа с бумагой и картоном. Плоскостное конструирование «Закладка
для книг с геометрическим прорезным орнаментом»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Самолѐт в облаках»
Работа с глиной и пластилином. Макет «Снегурочка в лесу»
Работа с глиной и пластилином. Макет «Снегурочка в лесу»
Работа с природными материалами. Конструирование из тростниковой
травы и пластилина «Ежик»
Работа с бумагой и картоном. Работа с бумагой. Коллективная
аппликация «Букет цветов»
Работа с бумагой и картоном. Конструирование. «Декоративная птица со
складными крыльями»
Работа с нитками. Приѐмы шитья «Шитьѐ по проколам»
Работа с нитками. Приѐмы шитья. «Шитьѐ по проколам»
Работа с нитками. Приѐмы шитья. «Шитьѐ по проколам» (треугольник,
квадрат, круг)
Работа с нитками. Приѐмы шитья «Шитьѐ по проколам» (треугольник,
квадрат, круг)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64.
65.
66.

Работа с нитками. Вышивание. Приѐмы вышивания «Вышивание по
проколам»
Работа с нитками. Вышивание. Приѐмы вышивания. «Вышивание по
проколам»
Работа с нитками. Вышивание. Приѐмы вышивания «Вышивание по
проколам»
Итого

1
1
1
66

2 класс
№ п\п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.

Тема урока
Работа с глиной и пластилином. Повторение пройденного в 1 классе.
Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.
«Ворота»
Работа с глиной и пластилином. Лепка столярных инструментов,
имеющих прямоугольную геометрическую форму. «Молоток»
Работа с природными материалами. Работа с природными материалами.
«Рамка для фотографий, украшенная сухими листьями»
Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей.
«Птичка», «Собачка», «Зайчик», «Поросенок»
Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы
ореха. «Кораблик», «Черепаха», «Рыбка»
Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1 классе по
теме «Виды и сорта бумаги». «Подставка для кисти»
Работа с бумагой и картоном. Технология изготовления аппликации из
мятой бумаги по образцу. Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом»,
«Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом»
Работа с бумагой и картоном. Технология складывания фигурки из
бумаги. «Маска собачки»
Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрических фигур по
шаблонам. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг, овал»
Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных ягод
из ниток, связанных в пучок. «Ягоды»
Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя
сквозными отверстиями.
Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина предметов
цилиндрической формы. «Кружка»
Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина предметов
конической формы (конструктивный способ). «Чашка из пластилиновых
жгутиков»
Работа с природными материалами. Работа с природными материалами.
Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка»
Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам
сложной конфигурации. «Машина»
Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских елочных игрушек,
украшенных аппликацией. «Яблоко», «Рыба»
Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных
фигурок из связанных пучков нитей. «Девочка», «Мальчик»
Работа с глиной и пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара.
«Чайник для заварки»

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги игрушек в форме
шара. «Шар из кругов»
Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из
бумаги. «Шар из полос»
Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок.
«Шарики из ниток разной величины»
Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур
животных. «Медвежонок»
Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц.
«Утка»
Работа с природными материалами. Изготовление из шишки
стилизованных фигурок человечка и птички. «Человечек из шишки».
«Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Грузовик»
Работа с текстильными материалами. Составление коллекции тканей.
«Коллекция тканей»
Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки
изделия. «Квадраты из ткани 5 Х 5 см»
Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных
из ткани, прямой строчкой. «Игольница»
Работа с бумагой и картоном. Поздравительная открытка «Сказочный
цветок»
Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке
«Колобок»
Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции к сказке
«Колобок» из складных бумажных фигурок
Работа с бумагой и картоном. Изготовление модели дорожного знака.
Модель дорожного указателя «Переход»
Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком.
«Закладка из канвы»
Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом
(«шнурок»). «Салфетка из канвы»
Итого

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

3 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока
Вводный урок. Повторение учебного материала 1 и 2 классов
Работа с природными материалами. Работа с природными материалами.
Аппликация из засушенных листьев «Птица»
Работа с природными материалами. Аппликация из скорлупы ореха
«Воробьи на ветках»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги
«Елка»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги
«Медведь»
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона полосками бумаги
«Картина на окантованном картоне»
Работа с проволокой. «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из
проволоки
Работа с проволокой. «Паук»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Работа с древесиной. Экскурсия в школьную столярную мастерскую
Работа с древесиной. Изготовление изделия из древесины «Опорный
колышек для растений»
Работа с природными материалами. «Птица из пластилина и сухой
тростниковой травы»
Экскурсия в слесарную мастерскую. Работа с металлоконструктором
«Две планки, соединенные винтом и гайкой»
Работа с металлоконструктором: «Треугольник», «Квадрат»
Работа с металлоконструктором «Дорожный знак»
Работа с проволокой «Буквы Л, С, О, В из проволоки»
Работа с бумагой и картоном. Новогодние игрушки из бумажных полос
«Складная Гирлянда»
Работа с бумагой и картоном. Новогодние игрушки из бумажных колец
«Цепочка из бумажных колец»
Работа с бумагой и картоном. Карнавальные полумаски «Плоская
полумаска»
Работа с бумагой и картоном. Карнавальные головные уборы «Каркасная
шапочка»
Работа с бумагой и картоном. Карнавальные головные уборы
«Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем»
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги
«Складная доска для игры»
Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги
«Складная доска для игры»
Работа с текстильными материалами «Образцы, сшитые строчкой
прямого стежка»
Работа с текстильными материалами «Образцы, сшитые строчкой косого
стежка»
Работа с текстильными материалами «Закладка из фотопленки»
Работа с древесиной. Аппликация из древесных опилок «Собака»
Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия
строчкой косого стежка «Прихватка»
Работа с бумагой и картоном. Объемные изделия из картона «Коробка,
склеенная с помощью клапанов»
Работа с бумагой и картоном. Объемные изделия из картона «Коробка с
бортами, соединенными встык»
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков «Образец,
прошитый строчкой прямого стежка в два приема»
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков «Образец,
прошитый строчкой косого стежка в два приема»
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков «Закладка с
вышивкой строчкой прямого и косого стежка»
Работа с бумагой и картоном. Объемные игрушки на основе
геометрических тел «Птица»
Работа с бумагой и картоном. Объемные игрушки на основе
геометрических тел «Воробьи на ветках»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

4 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Работа с бумагой и картоном. Свойства, сорта бумаги. Виды работ с
бумагой
Работа с бумагой и картоном. Геометрическая фигура, раскладка
Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата
Фигурка «Рыбка»
Работа с бумагой и картоном. Игра «Геометрический конструктор»
Работа с текстильными материалами. Бумажная схема полотняного
переплетения нитей
Работа с текстильными материалами. Игрушка «Кукла скрутка»
Работа с текстильными материалами. Салфетка с аппликацией
Работа с бумагой и картоном. Игрушка с подвижным соединением
деталей «Цыпленок»
Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Летающий диск»
Работа с бумагой и картоном. Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
Работа с бумагой и картоном. Конверт для писем с клеевым соединением
деталей
Работа с бумагой и картоном. Конверт без клеевого соединения деталей
Работа с бумагой и картоном. Елочное украшение «Птица»
Работа с бумагой и картоном. Елочное украшение «Снежинка»
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Коврик с геометрическим
орнаментом»
Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг из зигзагообразных
полос
Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг со «свободным
плетением»
Работа с текстильными материалами. Изделие «Салфетка-прихватка»
Работа с металлом. Изделие «Дерево»
Работа с металлом. Изделие «Паук»
Работа с бумагой и картоном. Изделие «Геометрическая фигурараскладка»
Работа с бумагой и картоном. Объемное елочное украшение, елочная
игрушка «Солнышко»
Работа с бумагой и картоном. Растягивающаяся игрушка «Матрешка»
Работа с бумагой и картоном. Летающая модель «Планер»
Работа с бумагой и картоном. Летающая модель «Самолет»
Работа с текстильными материалами. Аппликация «Цветок из ниток»
Работа с проволокой. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков
Работа с проволокой. «Муха»
Работа с бумагой и картоном. Изделие «Открытая коробочка»
Работа с древесиной. Аппликация из карандашной стружки «Цветок»
Работа с древесиной. Аппликация из древесных заготовок «Дом»
Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с четырьмя
сквозными отверстиями
Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с ушком
Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды.
Изготовление и пришивание вешалки
Итого

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».