Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» 1-5 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составляет 203 часа: в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 33 часа в год (1 час в неделю) во 2-4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю) в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю) Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. − расширение художественно-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1-5 КЛАССЫ Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. 1. Подготовительный период обучения. Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; размазывание по картону; скатывание, раскатывание, сплющивание; примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию: складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине; приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой; приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. 2. Обучение композиционной деятельности: Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. 3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация". Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. 4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок: Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись". Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка). Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 5. Обучение восприятию произведений искусства: Примерные темы бесед: "Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров". "Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. "Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. "Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина. "Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)» 1-5 КЛАССЫ Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; III. 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет"; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты по годам обучения. 1 класс Минимальный уровень: − правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; − правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть; − обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом; − проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; − различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; − узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки; − использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии) Достаточный уровень: − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; − знать названия основных цветов солнечного спектра; − знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий; − знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; − знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет».; − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; − узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине. 2 класс Минимальный уровень: −использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; −рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); −рисовать простым карандашом различные виды линий; −знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения; −организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; −владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); −уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Достаточный уровень: −знать о работе художника, ее особенностях; −выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; −рисовать предметы самостоятельно от руки; −передавать основные смысловые связи в несложном рисунке; −выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; −знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково); −знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.; −следовать при выполнении работы инструкциям учителя; −применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; −рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; −оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 3 класс Минимальный уровень: − использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; − рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); − рисовать простым карандашом различные виды линий; − знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения; − организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Достаточный уровень: − знать о работе художника, ее особенностях; − знать части конструкции изображаемого предмета; − иметь представление о приемах передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными вблизи); − рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображаемого времени года − выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; − рисовать предметы самостоятельно от руки; − передавать основные смысловые связи в несложном рисунке; − выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; − знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Каргополь); − знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 4 класс Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать и применять выразительные средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. 5 класс Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Система оценки достижений 1 класс Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; − «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; − «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %. Система оценки достижений (2-5 класс) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: −0 баллов - нет фиксируемой динамики; −1 балл - минимальная динамика; −2 балла - удовлетворительная динамика; −3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов оцениваются по результатам выполнения практических заданий. Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы. Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя. Оценка «2» - не ставится. IV. № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Количество часов Название раздела, темы 1. Подготовительный период обучения 3 2. «Обучение композиционной деятельности» 9 3. «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 11 4. Контро льные работы 4 33 2 класс № п/п 1 2 3 4 Название раздела, темы Количество часов «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Обучение восприятию произведений искусства» «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 11 10 Контро льные работы 2 11 34 3 класс № п/п 1. 2. 3. Название раздела, темы Количество часов «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 15 10 9 34 Контро льные работы 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, темы Количество часов «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Обучение восприятию произведений искусства» «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 11 9 Контро льные работы 4 10 34 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, темы Количество часов «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Обучение восприятию произведений искусства» «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 22 17 V. № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Контро льные работы 12 17 68 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Тема урока Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? Игровые упражнения на различение цветов Упражнения на развитие моторики рук Простые формы предметов. Рисование Сложные формы предметов. Рисование Сложные формы предметов. Рисование Знакомство с лепкой Знакомство с лепкой Лепка овощей и фруктов Лепка овощей и фруктов Знакомство с аппликацией Аппликация «Осеннее дерево» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Аппликация «Осеннее дерево» Игровые графические упражнения. Линии. Точки Игровые графические упражнения. Линии. Точки Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок Зима. Аппликация «Снеговик» «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок Изображение деревьев Пирамидка, рыбка. Рисование Сказка «Колобок». Рисование Сказка «Колобок». Рисование Аппликация «Дом в городе» Весна. Почки на деревьях. Рисование Рисование картины по опорным точкам «Кораблик» Знакомство с гуашью Рисование солнца на небе, травки на земле Рисование радуги Аппликация «Коврик для куклы» Аппликация «Коврик для куклы» Нарисуй свою картину. Обобщающий урок Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 2 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Тема урока Здравствуй, золотая осень! Рисование Рисование разных линий Ветка с вишнями. Лепка Грибы. Рисование Форма и цвет разных деревьев. Аппликация Деревья. Береза, елка осенью Овощи и фрукты. Рисование Смешивание красок. Гуашь Белые уточки на реке. Рисование Акварельные краски Рисование фона. Небо Главные цвета. Составные цвета Рисование картины. Акварель Лепка игрушек. Кубики Снеговик. Лепка Рисунок «Снеговики во дворе». Гуашь Рисование веточки ели с новогодними шарами Панорама «В лесу зимой» Панорама «В лесу зимой» Аппликация «Медведь» Знакомство с «Дымковской игрушкой». Элементы узора. Рисование Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Дымковской игрушки» Знакомство с «Дымковской игрушкой». Элементы узора. Рисование «Дымковской игрушки» Знакомство с «Дымковской игрушкой». Элементы узора. Рисование «Дымковской игрушки» Рисование птиц. Гуашь Аппликация «Домик для птиц» Рисунок «Ваза» Цветы в работах известных художников Открытка к 1 Мая Открытка к 9 Мая Рисование весенней веточки Рисование весенней веточки Аппликация «Весенние цветы» Нарисуй свою картину Нарисуй свою картину. Обобщающий урок Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 3 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тема урока Рисование осенних листьев Рисование узора в полосе из веточек с листочками Рисование предметов различной формы (фрукты и овощи) Рисование предметов различной формы (фрукты и овощи) Аппликация «Бабочка» Аппликация «Бабочка» Составление симметричного узора Рисование акварельными красками. Главные и составные цвета Рисование акварельными красками. Главные и составные цвета Рисование акварельными красками по сырой бумаге Одежда ярких и нежных цветов. Рисование Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна Лошадки из Каргополя. Лепка Лошадки из Каргополя. Лепка Лошадки из Каргополя рисование Лепка домашних животных (кошка, собака) Лепка домашних животных (кошка, собака) Деревья зимой в лесу. Рисование цветной и черной гуашью Деревья зимой в лесу. Рисование цветной и черной гуашью Зимние игры детей. Лепка из пластилина Рисование снеговика Элементы косовской росписи. Рисование Элементы косовской росписи. Рисование Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Сказочная птица». Рисование Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка Встречай птиц — вешай скворечники! Рисунок Закладка для книги. Рисование Закладка для книги. Рисование Украшение посуды орнаментом. Аппликация Украшение посуды орнаментом. Аппликация Эпизод из сказки «Колобок» Эпизод из сказки «Колобок». Обобщающий урок Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Тема урока «Дети собирают грибы». Аппликация Рисование симметричных форм «Листья осенью». Рисование Аппликация «Листья березы» Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах Знакомство с пейзажем. Рисование картины Знакомство с пейзажем. Рисование картины Рисование постановочного натюрморта Рисование постановочного натюрморта Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах Автопортрет. Лепка. Автопортрет. Лепка Автопортрет. Рисование Автопортрет. Рисование Рисование новогодней открытки Рисование новогодней открытки Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море Рисование «Море» Школьные соревнования в беге. Лепка Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Украшать изображение росписью. Роспись вазы Украшать изображение росписью. Роспись вазы Беседа улицы города. Люди на улице города Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. Беседа улицы города. Люди на улице города Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете Рисование венка из цветов и колосьев Рисование венка из цветов и колосьев. Обобщающий урок. Итого 1 1 1 1 1 34 5 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Тема урока Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Рисование постановочного натюрморта с драпировкой Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах Автопортрет. Рисование Автопортрет. Рисование Автопортрет. Рисование Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель Роспись гжельской посуды Роспись гжельской посуды Роспись гжельской посуды Беседа. Народное искусство. Городец Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Роспись разделочной доски «Городец» Беседа. Народное искусство. Хохлома Беседа. Народное искусство. Хохлома Кол-во часов 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Роспись посуды. Хохлома Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Роспись Богородской игрушки Беседа. Скульптура Беседа. Скульптура Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Животные в скульптуре. Лепка Фигура человека. Лепка Фигура человека. Лепка Музеи России. Музеи России. Рисование репродукции картин Музеев России по выбору Музеи России. Рисование репродукции картин Музеев России по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору Книга. Как построена книга. Книга. Как построена книга Книга. Как построена книга Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Иллюстрации к книгам Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование плакатов Рисование открыток Рисование открыток Рисование открыток Итого 68