РП Окружающий социальный мир (5-9)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная
общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора
___________________
Сидорова М.П.
Приказ №____
от «_____» __________ 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
5-9 классов
Разработана и реализуется в соответствии
с ФАООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
Вариант 2

г. Талица, 2023

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В 5-9 КЛАССАХ
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный
мир» для учащихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
тяжѐлыми
и
множественными нарушениями развития разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)";
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФАООП ООО для детей с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
тяжѐлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2);
- учебного плана образовательного учреждения;
с учѐтом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ
ПРИРОДНОМУ МИРУ.
Структура рабочей программы по «Окружающему социальному миру»
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения предмета;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения
программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования
обучающихся по предмету «Окружающий природный мир» на всех годах
обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных
результатов освоения программы и развития жизненных компетенций
учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование
на всех годах обучения предмету в основной школе.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является частью
предметной области «Окружающий мир», реализуется в 5-9 классах.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Задачи:
 знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность, общепринятые нормы поведения);
 формирование представлений о предметном мире, созданном
человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Окружающий социальный мир» в основной школе
рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета
выделен 408 часов:
 в 5 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
 в 6 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
 в 7 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
 в 8 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
 в 9 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю).
2.2ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР
результативность обучения каждого ученика оценивается с учѐтом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы по окружающему природному миру
представляет собой описание возможных результатов образования детей
данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися
по
предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в
специальную индивидуальную программу развития каждого ребѐнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения
программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
к определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с
умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР
предметные результаты по предмету «Окружающий природный мир»
планируются с учѐтом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
1) Представления о мире, созданном руками человека
 Интерес к объектам, созданным человеком.

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и
др.), о транспорте и т.д.
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в
доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие
возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
 Умение находить друзей на основе личных симпатий.
 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них.
 Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о
внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
 Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери,
внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
 Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе
(селе), месте проживания.
 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся
людях России.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В 5-9 КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету
предполагает
оценивание
результатов
освоения
специальной
индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций
учащихся.
При выполнении заданий оценивается уровень
сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается
динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное
реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним
взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации,
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета,
которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и
развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения
обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет делать;
 что из полученного применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий:
 "выполняет действие самостоятельно",
 "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),
 "выполняет действие по образцу",
 "выполняет действие с частичной физической помощью",
 "выполняет действие со значительной физической помощью",
 "действие не выполняет";
 "узнает объект",
 "не всегда узнает объект",
 "не узнает объект".
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения
АООП по
«Окружающему социальному миру» в 5-9 классах, отметка
выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель
учебного года путѐм наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся
с
умеренной,
тяжѐлой
и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными
нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к
овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего
школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному
конструктивному
взаимодействию
с
взрослыми
(родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
 спокойное пребывание в новой среде;
 перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
 принятие контакта, инициированного взрослым;
 установление контакта с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса;
 ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание)
класса;
 планирование учебного дня;
 ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий);
 следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
 поддержание правильной позы;
 направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
 подражание простым движениям и действиям с предметами;
 выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь,
подними и др.);
 принятие помощи взрослого;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
 выполнение действий с предметами (по подражанию);
 выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
 соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
 соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
 выполнение простых действий с предметами и изображениями (по
образцу);
 соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
 выполнение простых действий по наглядным алгоритмам
(расписаниям) (по образцу);

 сидение за столом в течение определенного периода времени на
групповом занятии;
 выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по
образцу на групповом занятии;
 выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
 выполнение задания в течение определенного временного промежутка
на групповом занятии;
 принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными
характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
 выполнение задания полностью (от начала до конца);
 выполнение задания в течение периода времени, обозначенного
наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
 выполнение задания с заданными качественными параметрами;
 переход от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения
помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских
отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание
(различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и
открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время
движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах
общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не
залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования
мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская,
гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание
своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего
адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха,
игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей,
место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с
мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление
(батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина),
электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание
(различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы,
мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные
насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение)
часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные,
настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон,
компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения
технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.).
Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном
(плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.),
выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический
чайник,
фен,
кондиционер).
Знание
назначения
электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,
стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание
назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная,
спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание

(различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало,
штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов
интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт,
творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения
молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления)
(мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета,
фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание
(различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный
фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных
продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание
(различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки,
сухари), требующих обработки
(приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание
правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых:
готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.
крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и
бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение)
кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание
правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные

игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла
(прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла
(ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность,
непрозрачность,
водонепроницаемость).
Узнавание
предметов,
изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
Знание свойств металла (прочность, твѐрдость – трудно сломать, тонет в
воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла,
кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть,
штора, покрывала, постельное бельѐ, обивка мебели и др.). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью
(ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лѐгкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы
(Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади
(Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение),
назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал,
морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника,
парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель,
цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание
особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)
правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей
территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение)
технических средств организации дорожного движения (дорожный знак
(«Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание
(соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего
города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник
княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.).
Транспорт.
Узнавание
(различение)
наземного
транспорта
(рельсовый,
безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание
(различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание
(различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного
транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного
транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического

транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание
(различение) составных частей космического транспортного средства. Знание
(называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного
транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном
транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная
машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения
специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание
места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8
марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание
символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия,
свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на
фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы
России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы
(Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото,
видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань,
Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России.
Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение)
документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических
событий России. Знание выдающихся людей России.
3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов по классам

Содержательные
линии

Всего
часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Школа
Квартира, дом,
двор
Предметы быта.
Продукты питания
Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком

50
53

16
14

12
12

10
9

6
9

6
9

44
35
49

4
6
4

2
0
10

7
9
4

15
12
14

16
8
17

Город
Транспорт
Традиции, обычаи
Страна
Итого

54
49
39
35
408

9
6
6
3
68

3
9
8
12
68

8
5
10
6
68

21
15
5
5
102

13
14
10
9
102

3.4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Окружающий социальный мир» 5 класс
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество
часов

Школа – 16 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Мы не просто дети, мы - ученики
Школа – твой дом
Твой школьный вид
Организация своего рабочего места
Школьные принадлежности
Школьные принадлежности
Режим дня в школе
Режим дня в школе
Я – член коллектива
Вежлив ли я?
Дружеские отношения
Дружеские отношения
Мои одноклассники
Профессии людей в школе
Профессии людей в школе
Все профессии важны! Обобщение изученного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Квартира, дом, двор – 14 часов
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Дом
Квартира
Помещения дома
Помещения дома
Помещения дома
Мой домашний адрес
Мой домашний адрес
Адрес школы
Правила поведения в доме
Безопасность в доме
Правила безопасности в доме
Правила безопасности во дворе
Правила безопасности на улице
Правила безопасности на улице. Обобщение изученного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы быта – 4 часа
31

Бытовая техника

1

32
33
34

Бытовая техника
Игрушки
Игрушки

1
1
1

Продукты питания – 6 часов
35
36
37
38
39
40

Напитки
Молочные продукты
Фрукты и овощи
Хлебобулочные изделия
Мясные продукты
Обобщение изученного

1
1
1
1
1
1

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 4 часа
41
42
43
44

Бумага
Бумага
Предметы из дерева
Предметы из дерева

1
1
1
1

Город – 9 часов
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Город, в котором я живу. Город Талица
Службы помощи (больница, поликлиника)
Службы помощи (скорая помощь)
Службы помощи (полиция)
Службы помощи (парикмахерская)
Все профессии важны
Безопасность на дорогах в городе
Правила перехода улицы
Правила поведения на улице

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Транспорт – 6 часов
54
55
56
57
58
59

Наземный транспорт
Правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в общественном транспорте
Специальный транспорт
Специальный транспорт
Безопасность на улицах города. Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1

Традиции, обычаи – 6 часов
60
61
62
63
64
65

Какие я знаю праздники?
Какие я знаю праздники?
Праздник - День рождения
Праздники весной
Наши школьные традиции
Наши школьные традиции

1
1
1
1
1
1

Страна – 3 часа
66
67
68

Россия – страна, в которой мы живем
Государственная символика
Президент России. Обобщающий урок

1
1
1

«Окружающий социальный мир» 6 класс
№

ТЕМА УРОКА

Количество

п/п

часов

Школа – 12 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Здравствуй школа!
Здравствуй школа!
Я -ученик
Я -ученик
Мой класс. Моя парта.
Мой класс. Моя парта.
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение)
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение)
Школа. Правила поведения.
Школа. Правила поведения.
Работники школы
Работники школы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Квартира, дом, двор – 12 часов
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Дом (деревянный/каменный, одноэтажный/многоэтажный )
Дом, в котором я живу.
Мебель, предметы интерьера
Мебель, предметы интерьера
Посуда (столовая, кухонная)
Посуда (столовая, кухонная)
Благоустройство квартиры
Благоустройство квартиры
Придомовая территория, двор
Дворовая территория
Чрезвычайные ситуации в доме
Чрезвычайные ситуации в доме

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы быта – 2 часа
25
26

Бытовые электроприборы и электронные устройства
Бытовые электроприборы и электронные устройства

1
1

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 10 часов
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Предметы, созданные человеком вокруг нас
Предметы, созданные человеком вокруг нас
Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их свойства
Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их свойства
Материалы, используемые в изготовлении одежды и их свойства.
Материалы, используемые в изготовлении одежды и их свойства.
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их свойства
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их свойства
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их свойства.
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их свойства.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Транспорт – 9 часов
37
38
39
40
41

Наземный транспорт (личный, общественный), виды и его назначение
Наземный транспорт (личный, общественный), виды и его назначение
Железнодорожный транспорт, виды и его назначение
Железнодорожный транспорт, виды и его назначение
Воздушный транспорт, виды и его назначение

1
1
1
1
1

42
43
44
45

Воздушный транспорт, виды и его назначение
Правила пользования общественным транспортом
Профессии людей, работающих на транспорте
Профессии людей, работающих на транспорте

1
1
1
1

Город – 3 часа
46
47
48

Безопасность на дорогах в городе. Правила дорожного движения
Безопасность на дорогах в городе. Правила дорожного движения
Безопасность на дорогах в городе. Правила дорожного движения

1
1
1

Традиции, обычаи – 8 часов
49
50
51
52
53
54
55
56

Праздники
Праздники
Традиционные школьные праздники
Традиционные школьные праздники
Национальные праздники, традиции народов России
Национальные праздники, традиции народов России
Религиозные праздники и их атрибуты
Религиозные праздники и их атрибуты

1
1
1
1
1
1
1
1

Страна – 12 часов
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Государство Россия и его символика (флаг, герб, гимн)
Государство Россия и его символика (флаг, герб, гимн)
Состав Российской Федерации
Состав Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Права и обязанности граждан России
Значимые исторические события России
Значимые исторические события России
Выдающиеся люди России.
Выдающиеся люди России.
Выдающиеся люди России.
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Окружающий социальный мир» 7 класс
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество
часов

Школа – 10 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9

День Знаний
Школьная форма
Организация своего рабочего места
Школьные принадлежности
Правила поведения на уроке
Правила поведения в школе
Режим дня в школе
Дружеские отношения
Мои одноклассники

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10

Профессии людей в школе

1

Традиции, обычаи – 1 час
11

Покров день

1

Квартира, дом, двор – 9 часов
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Дом, квартира, помещения в доме
Дом, квартира, помещения в доме
Мой домашний адрес. Адрес школы
Правила поведения и безопасность в доме.
Правила безопасности и поведения во дворе
Правила безопасности и поведения во дворе
Правила безопасности на улице
Мой путь от дома да школы и обратно
Мой путь от дома да школы и обратно

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы быта – 7 часов
21
22
23
24
25
26
27

Помощники в быту
Помощники в быту
Холодильник
Микроволновая печь
Пылесос
Утюг
Стиральная машина

1
1
1
1
1
1
1

Традиции, обычаи – 2 часа
28
29

Новый год
Рождество

1
1

Продукты питания – 9 часов
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Продукты питания животного происхождения
Молочные продукты
Мясные продукты
Мед и его полезные свойства
Мед и его полезные свойства
Хлебобулочные и кондитерские изделия
Правильное питание
Полезные продуты
Вредные продукты

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 4 часа
39
40
41
42

Бумага
Бумага
Предметы из стекла и зеркала
Предметы из стекла и зеркала

1
1
1
1

Традиции, обычаи – 1 час
43

Масленица

1

Город – 8 часов
44
45
46
47
48

Город, в котором я живу. Город Талица, поселок Троицкий
Службы экстренной помощи. 02
Службы экстренной помощи. 03
Службы экстренной помощи. 04
Службы экстренной помощи (обобщение)

1
1
1
1
1

49
50
51

Все профессии важны. Профессии экстренных служб.
Все профессии важны. Профессии экстренных служб.
Безопасность на дорогах в городе. Правила поведения на улице

1
1
1

Транспорт – 5 часов
52
53
54
55
56

Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.
Правила пользования общественным транспортом
Специальный транспорт
Специальный транспорт
Безопасное поведение на улице. Соблюдение правил дорожного движения.

1
1
1
1
1

Традиции, обычаи – 6 часов
57
58
59
60
61
62

Праздники весной
Какие я знаю праздники?
Праздники в школе
Праздники в школе
Наши школьные традиции
Наши школьные традиции

1
1
1
1
1
1

Страна – 6 часов
63
64
65
66
67
68

Россия – наше Отечество
Наш президент
Государственная символика России
Гимн Российской Федерации
Москва – столица России
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1

«Окружающий социальный мир» 8 класс
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество
часов

Школа –6 часов
1
2
3
4
5
6

Территория и помещения школы
Профессии людей, работающих в школе
Профессии людей, работающих в школе
Школьные принадлежности и их назначение.
Школьные принадлежности и их назначение.
Ученик и ученица, положительные качества обучающихся.

1
1
1
1
1
1

Квартира, дом, двор – 9 часов
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Виды жилых помещений.
Виды жилых помещений.
Части дома и его помещения.
Части дома и его помещения.
Мой дом. Дом, в котором я живу.
Коммунальные удобства в квартире
Правила безопасности в доме и во дворе
Правила безопасности в доме и во дворе
Узнавание (различение) вредителей, представления о их вреде.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы быта – 15 часов
16

Технические устройства.

1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Технические устройства.
Технические устройства.
Предметы посуды.
Предметы посуды.
Кухонный инвентарь.
Кухонный инвентарь.
Электробытовые приборы.
Электробытовые приборы.
Предметы мебели.
Предметы мебели.
Предметы интерьера.
Предметы интерьера.
Часы, их строение и виды
Часы, их строение и виды

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Продукты питания – 12 часов
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Напитки.
Напитки.
Молочные продукты.
Молочные продукты.
Мясные и рыбные продукты
Мясные и рыбные продукты
Крупы и бобовые.
Крупы и бобовые.
Мучные изделия и макароны
Мучные изделия и макароны
Кондитерские изделия.
Кондитерские изделия.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 14 часов
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Бумага, ее виды и свойства.
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой.
Дерево, его свойства; предметы из дерева
Дерево, его свойства; предметы из дерева
Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Резина, еѐ свойства; предметы из резины.
Резина, еѐ свойства; предметы из резины.
Пластмасса, еѐ свойства; предметы из пластмассы.
Пластмасса, еѐ свойства; предметы из пластмассы.
Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.
Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Город – 21 час
57
58
59
60

Городская инфраструктура.
Городская инфраструктура.
Городская инфраструктура.
Профессии в селе (поселке)

1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

Профессии в селе (поселке)
Профессии в городе
Профессии в городе
Профессии в городе
Профессии в городе
Профессии в моем городе
Профессии в моем городе
Улица и движение
Улица и движение
Улица и движение
Улица и движение
Правила поведения на улице.
Правила поведения на улице.
Правила поведения на улице.
Достопримечательности моего города
Достопримечательности моего города
Достопримечательности моего города

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Транспорт – 15 часов
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

Наземный транспорт
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт.
Водный транспорт.
Водный транспорт.
Космический транспорт.
Профессии людей, работающих на транспорте.
Профессии людей, работающих на транспорте.
Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина)
Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина)
Правила пользования и поведения в общественном транспорте.
Правила пользования и поведения в общественном транспорте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Традиции, обычаи – 5 часов
93
94
95
96
97

Новый год.
23 февраля и 8 марта
Масленица, пасха
День Победы
Традиции нравственного поведения

1
1
1
1
1

Страна – 5 часов
98
99
100
101
102

Наша страна, символика и документы гражданина России.
Столица и ее достопримечательности.
Города России.
Значимые исторические события. Выдающиеся люди России
Выдающиеся люди России. Обобщающий урок.

1
1
1
1
1

«Окружающий социальный мир» 9 класс
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество
часов

Школа –6 часов
1
2
3
4
5
6

Территория и помещения школы.
Ученик и ученица, положительные качества обучающихся
Школьные принадлежности и их назначение
Школьные принадлежности и их назначение
Профессии людей, работающих в школе
Профессии людей, работающих в школе

1
1
1
1
1
1

Квартира, дом, двор – 9 часов
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Виды жилых помещений. Мой дом.
Санитарная обработка помещений.
Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.
Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.
Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.
Телефон. Пользование квартирным телефоном
Пользование телефонным справочником.
Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа и др.
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы быта – 15 часов
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Технические устройства
Технические устройства
Технические устройства
Предметы посуды.
Предметы посуды.
Кухонный инвентарь.
Кухонный инвентарь.
Электробытовые приборы.
Электробытовые приборы.
Электробытовые приборы
Предметы мебели.
Предметы мебели.
Предметы интерьера.
Предметы интерьера.
Часы, их строение и виды.
Часы, их строение и виды.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Продукты питания – 8 часов
32
33
34
35
36
37
38
39

Растительные продукты питания
Мясные продукты питания
Значение блюд из овощей, рыбы, мяса.
Представление о квашении, соление овощей.
Варка варенья из фруктов и ягод.
Чтение рецептов и подбор продуктов для составления меню на день.
Чтение рецептов и подбор продуктов для составления меню на день.
Чтение рецептов и подбор продуктов для составления меню на день.

1
1
1
1
1
1
1
1

Предметы и материалы, изготовленные человеком – 17 часов
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Бумага, ее виды и свойства. Работа с бумагой и картоном
Бумага, ее виды и свойства. Работа с бумагой и картоном
Дерево, его свойства; предметы из дерева.
Дерево, его свойства; предметы из дерева.
Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Резина, еѐ свойства; предметы из резины.
Резина, еѐ свойства; предметы из резины.
Пластмасса, еѐ свойства; предметы из пластмассы.
Пластмасса, еѐ свойства; предметы из пластмассы.
Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.
Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.
Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Город –13 часов
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

Элементы городской инфраструктуры (районы, улицы, площади и др.)
Элементы городской инфраструктуры (районы, улицы, площади и др.)
Различение назначения зданий (кафе, вокзал, банк и др.)
Различение назначения зданий (кафе, вокзал, банк и др.)
Различение назначения зданий (кафе, вокзал, банк и др.
Узнавание (различение ) профессий в городе.
Узнавание (различение ) профессий в городе.
Узнавание достопримечательностей своего города.
Узнавание достопримечательностей своего города.
Правила поведения на улице.
Правила поведения на улице.
Улица и движение. Знание правил перехода улицы.
Улица и движение. Знание правил перехода улицы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Транспорт – 14 часов
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Транспорт. Виды транспорта.
Транспорт. Виды транспорта.
Междугородный автотранспорт. Автовокзал.
Междугородный автотранспорт. Расписание. Порядок приобретения билетов
Водный транспорт. Основные маршруты.
Водный транспорт. Расписание. Порядок приобретения билетов
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт. Расписание. Порядок приобретения билетов
Общественный транспорт. Расписание. Порядок приобретения билетов
Пользование общественным транспортом.
Специальный транспорт.
Специальный транспорт.
Профессии людей, работающих на разных видах транспорта.
Профессии людей, работающих на разных видах транспорта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Традиции, обычаи – 10 часов
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

Традиции нравственного поведения.
Золотое правило нравственности
Повторение. Праздники
Школьные праздники
Государственные праздники России
Государственные праздники России
Праздник – 23 февраля. Признаки и атрибуты праздника
Праздник – 8 марта. Признаки и атрибуты праздника
Праздник – 1 мая. Признаки и атрибуты праздника
Праздник – 9 мая. Признаки и атрибуты праздника

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Страна – 9 часов
Россия – наше Отечество. Государственная символика России
Москва – столица России. Московский Кремль и Красная площадь. Президент
РФ
96 Конституция РФ. Права и обязанности жителей России. Документы
гражданина России.
97 Города России.
98 Города России.
99 Города России.
100 Значимые исторические события. Выдающиеся люди России
101 Значимые исторические события. Выдающиеся люди России
102 Выдающиеся люди России. Обобщающий урок.
94
95

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».