Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора __________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Человек» 5-8 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2 г. Талица, 2023 1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» В 5 – 8 КЛАССАХ Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для учащихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития разработана на основе документов: - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - ФАООП ООО для детей с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); - учебного плана образовательного учреждения; с учѐтом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 1.2 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЧЕЛОВЕК Структура рабочей программы по учебному предмету «Человек» включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения предмета; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Окружающий мир» (Человек) на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий. Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе. 2 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Человек» является частью предметной области «Окружающий мир», реализуется в 5 – 8 классах. Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Задачи: формирование представлений о себе; формирование представлений о собственном теле; распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта; соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; отнесение себя к определенному полу; формирование способности осознавать и выражать свои интересы; формирование умений определять своѐ самочувствие (как хорошее, или плохое); формирование умения умываться, мыться под душем, чистить зубы, стричь ногти, причѐсываться, мыть руки перед едой, после посещения туалета и т.д. формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; формирование умения обслуживать себя; формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие элементарных целенаправленных действий. Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей. Количество часов на реализацию программы по предмету: Программа учебного предмета «Человек» в основной школе рассчитана на 4 года (с 5 по 8 класс). В учебном плане на изучение предмета выделен 170 часов: в 5 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю); в 6 классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю); в 7 классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю); в 8 классе составляет – 34 часа за год (1 час в неделю). 2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП 3 В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учѐтом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по окружающему миру (человек) представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребѐнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов: - личностных и предметных. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты освоения программы: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР предметные результаты по предмету «Человек» планируются с учѐтом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Предметные результаты освоения программы: Представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; представление о собственном теле; отнесение себя к определѐнному полу; умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания; учение сообщать общие сведение о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы; представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться, раздеваться и др. ; умение сообщать о своих потребностях и желаниях. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своѐ самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьѐ рук перед едой и после посещения туалета); умение следить за своим внешним видом. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и 5 своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. 2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» В 5 – 8 КЛАССАХ Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагает оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет делать; что из полученного применяет на практике; насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект". Критерии оценивания При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по учебному предмету «Человек» в 5 – 8 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путѐм наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения. 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 6 3.1.ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжѐлыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками: спокойное пребывание в новой среде; перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта; принятие контакта, инициированного взрослым; установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса; планирование учебного дня; ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий); следование расписанию дня. Формирование учебного поведения: поддержание правильной позы; направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; подражание простым движениям и действиям с предметами; выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.); принятие помощи взрослого; использование по назначению учебных материалов; выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию); выполнение действий с предметами (по подражанию); выполнение простых действий с картинками (по подражанию); соотнесение одинаковых предметов (по образцу); соотнесение одинаковых изображений (по образцу); выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу); соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу); выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу); 7 сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии; выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии; выполнение речевых инструкций на групповом занятии; выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии; принятие помощи учителя на групповом занятии; Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. выполнение задания полностью (от начала до конца); выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов); выполнение задания с заданными качественными параметрами; переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся. 3.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСC Представления о себе Идентификация себя как мальчика (девочки). Знание назначения частей лица человека. Знание назначения частей тела. Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Знание (называние) своего имени, фамилии. Знание своего возраста (показ или сообщение). Сообщение о состоянии своего здоровья. Туалет Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиена тела Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Очищение носового прохода. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Мытье глаз и ушей. Чистка ушей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Автоматическая сушка рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Одевание и раздевание 8 Узнавание (различение) предметов одежды и обуви. Узнавание (различение) видов головных уборов. Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды. Знание назначения видов обуви. Знание назначения головных уборов. Различение собственных видов одежды и обуви. Выбор одежды для прогулки. Виды застежек. Расстѐгивание (развязывание) застѐжек на одежде. Расстѐгивание (развязывание) застѐжек на обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды. Правый-левый ботинок и пр. Различение передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Лицевая и изнаночная сторона одежды. Выворачивание одежды. Контроль внешнего вида. Приѐм пищи Сообщение о желании пить. Питьѐ из кружки (стакана). Сообщение о желании есть. Еда руками, ложкой и вилкой. Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Семья Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Социальные роли членов семьи. Представление о досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи. 6 КЛАСС Представления о себе Идентификация себя как юноши (девушки). Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Туалет Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиена тела Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Уход за руками. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Уход за всеми частями лица. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при мытье, вытирании и сушки волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (полностью). Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. Одевание и раздевание Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно). Снятие предмета одежды 9 (самостоятельно). Снятие обуви (самостоятельно). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды (самостоятельно). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) (самостоятельно). Надевание предмета одежды (самостоятельно). Обувание обуви (самостоятельно). Контроль своего внешнего вида. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Приѐм пищи Сообщение о желании есть и пить. Самостоятельный приѐм пищи. Еда вилкой (совершенствование навыка еды). Использование ножа и вилки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Культура поведения за столом. Благодарность. Семья Социальные роли членов семьи. Представление о досуговой деятельности членов семьи. Профессиональная деятельность членов семьи. 7 КЛАСС Представления о себе Идентификация себя как юноши (девушки). Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Различение вредных привычек. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Различение возрастных изменений человека. Туалет Нужды человека. Сидение на унитазе. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиена тела Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Уход за руками. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Уход за всеми частями лица. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при мытье, вытирании и сушки волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (полностью). Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. Одевание и раздевание Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на манекене, себе и товарище). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, 10 шнурка) (самостоятельно на манекене и себе). Обувание (переобувании) обуви (самостоятельно). Контроль своего внешнего вида. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка и пр.). Соблюдение последовательности действий при одевании и снимании комплекта одежды. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Приѐм пищи Совершенствование навыка еды и питья. Культура поведения за столом. Сервировка стола. Культура еды (завтрак, обед, полдник, ужин, праздничный стол). Семья Социальная роль ученика в семье. Знание социальных ролей членов семьи. Знание о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Знание о профессиональной деятельности членов семьи. 8 КЛАСС Представления о себе Идентификация себя как юноши (девушки). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Знание возрастных изменений человека. Туалет Сообщение о желании сходить в туалет. Основные правила посещения туалетной комнаты. Гигиена тела Основные правила ухода за руками (пальцами) человека. Основные правила ухода за лицом человека. Основные правила ухода за волосами человека. Лысина. Основные правила ухода за телом человека. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком. Мытье интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. Одевание и раздевание Расстегивание (развязывание), застѐгивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на манекене, себе и товарище). Помощь в расстегивании (развязывании), застѐгивании (завязывании) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Самостоятельное одевание по погоде. Контроль своего внешнего вида. Самостоятельное одевание в зависимости от предстоящего мероприятия. Самостоятельное обувание в зависимости от предстоящего мероприятия. 11 Помощь в одевании и обувании товарища в зависимости от предстоящего мероприятия. Приѐм пищи Совершенствование навыка еды и питья. Культура поведения за столом. Сервировка стола (по выбору). Культура еды. Помощь в организации питания. Семья Праздник в семье. Роль ребѐнка в праздновании. Хобби членов семьи (в том числе ребѐнка). Профессиональное самоопределение. Профессии, доступные ребѐнку. 3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержательные линии Представления о себе Туалет Гигиена тела Обращение с одеждой и обувью Прием пищи Семья Итого Количество часов по классам Всего часов 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 39 11 8 10 10 10 27 52 4 9 28 2 5 10 2 5 8 2 8 6 23 19 170 9 7 68 4 5 34 5 4 34 5 3 34 3.4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Человек» 5 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количест во часов Представления о себе – 11 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Представления о себе. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), Знание назначения частей лица человека. Знание назначения частей тела. Строение человека (скелет, мышцы). Строение человека (мышцы, кожа). Строение человека (скелет, мышцы, кожа). Сообщение о состоянии своего здоровья. Знание (называние) своего имени и фамилии. Знание своего возраста (показ или сообщение). Сообщение о состоянии своего здоровья. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Гигиена тела – 9 часов 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Гигиена тела. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Очищение носового прохода. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Мытье глаз и ушей. Чистка ушей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). Автоматическая сушка рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос). Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном (включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос). Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног (намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног). Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обращение с одеждой и обувью – 28 часов 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки). Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Правый-левый ботинок (туфель, сапог, тапок) и пр. Контроль внешнего вида. Различение передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Контроль внешнего вида. Лицевая и изнаночная сторона одежды. Выворачивание одежды. Контроль внешнего вида. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Туалет – 4 часа 49 50 51 52 Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиенические процедуры после посещение туалета. 1 1 1 1 Приѐм пищи – 9 часов 53 54 55 56 57 58 59 Приѐм пищи. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Наливание жидкости в кружку, бокал, бутылку с узким горлом, стакан. Самостоятельное питьѐ. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку). Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Культура поведения за столом. Накладывание салата в тарелку. Культура поведения за столом. Накладывание первого блюда в тарелку. 1 1 1 1 1 1 1 14 60 61 Культура поведения за столом. Накладывание второго блюда в тарелку. Культура поведения за столом. Добрые слова. Использование салфетки во время приѐма пищи. 1 1 Семья - 7 часов 62 63 64 65 66 67 68 Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье (доступными средствами). 1 1 1 1 1 1 1 «Человек» 6 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Представления о себе – 8 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Идентификация себя как юноши, (девушки). Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. 1 1 1 1 1 1 1 1 Гигиена тела – 5 часов 9 10 11 12 13 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Уход за руками. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Уход за всеми частями лица. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при мытье, вытирании и сушки волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (полностью). Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. 1 1 1 1 1 Обращение с одеждой и обувью – 10 часов 14 15 16 17 18 Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно). Снятие предмета одежды (самостоятельно). Снятие обуви (самостоятельно). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды (самостоятельно). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, 1 1 1 1 1 15 19 20 21 22 23 шнурка) (самостоятельно). Надевание предмета одежды (самостоятельно). Обувание обуви (самостоятельно). Контроль своего внешнего вида. Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Контроль своего внешнего вида. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Контроль своего внешнего вида. 1 1 1 1 1 Туалет – 2 часа 24 25 Сообщение о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиенические процедуры после посещение туалета. 1 1 Приѐм пищи – 4 часа 26 27 28 29 Сообщение о желании есть и пить. Самостоятельный приѐм пищи. Еда вилкой (совершенствование навыка еды). Использование ножа и вилки во время приема пищи (отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа) Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Культура поведения за столом. Благодарность. 1 1 1 1 Семья – 5 часов 30 31 32 33 34 Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. 1 1 1 1 1 «Человек» 7 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Представления о себе – 10 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Идентификация себя как юноши, (девушки). Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Различение вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе (рассказ о себе). Различение возрастных изменений человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Гигиена тела – 5 часов 11 12 13 14 15 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Уход за руками. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Уход за всеми частями лица. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при мытье, вытирании и сушки волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (полностью). Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. 1 1 1 1 1 Обращение с одеждой и обувью – 8 часов 16 17 18 19 20 21 22 23 Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на манекене). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на себе). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на товарище). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) (самостоятельно на манекене). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) (самостоятельно на себе). Обувание (переобувании) обуви (самостоятельно). Контроль своего внешнего вида. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка и пр.). Соблюдение последовательности действий при одевании и снимании комплекта одежды. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Выворачивание одежды. Контроль своего внешнего вида. 1 1 1 1 1 1 1 1 Туалет – 2 часа 24 25 Сообщение о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете. Гигиенические процедуры после посещение туалета. 1 1 Приѐм пищи – 5 часов 26 27 28 29 30 Совершенствование навыка еды и питья. Культура поведения за столом. Сервировка стола. Культура еды (завтрак). Сервировка стола. Культура еды (обед). Сервировка стола. Культура еды (полдник, ужин). Сервировка стола. Культура еды (праздничный приѐм). 1 1 1 1 1 Семья – 4 часа 31 32 33 34 Социальная роль ученика в семье. Знание социальных ролей членов семьи. Знание о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Знание о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. 1 1 1 1 17 «Человек» 8 класс № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Представления о себе – 10 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Идентификация себя как юноши, (девушки). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Знание возрастных изменений человека. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Гигиена тела – 8 часов 11 12 13 14 15 16 17 18 Основные правила ухода за руками (пальцами) человека. Основные правила ухода за лицом человека. Основные правила ухода за волосами человека. Лысина. Основные правила ухода за телом человека. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком. Мытье интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами: дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами. 1 1 1 1 1 1 1 1 Обращение с одеждой и обувью – 6 часов 19 20 21 22 23 24 Расстегивание (развязывание), застѐгивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) (самостоятельно на манекене, себе и товарище). Помощь в расстегивании (развязывании), застѐгивании (завязывании) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Самостоятельное одевание по погоде. Контроль своего внешнего вида. Самостоятельное одевание в зависимости от предстоящего мероприятия. Контроль своего внешнего вида. Самостоятельное обувание в зависимости от предстоящего мероприятия. Контроль своего внешнего вида. Помощь в одевании и обувании товарища в зависимости от предстоящего мероприятия. Контроль внешнего вида. 1 1 1 1 1 1 Туалет – 2 часа 25 26 Сообщение о желании сходить в туалет. Основные правила посещения туалетной комнаты. 1 1 Приѐм пищи – 5 часов 27 28 Совершенствование навыка еды и питья. Культура поведения за столом. Сервировка стола (по выбору). Культура еды. 1 1 18 29 30 31 Сервировка стола (по выбору). Культура еды. Помощь в организации питания. Помощь в организации питания. 1 1 1 Семья – 3 часа 32 33 34 Праздник в семье. Роль ребѐнка в праздновании. Хобби членов семьи (в том числе ребѐнка). Профессиональное самоопределение. Профессии, доступные ребѐнку. 1 1 1 19