Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8» МКОУ «Талицкая ООШ № 8» «УТВЕРЖДАЮ» И.о.директора _________________ Сидорова М.П. приказ № __ от _________________ Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 1-4 классы Форма организации: кружок Направление: духовно-нравственное Срок реализации: 4 года Программа составлена: Шестерниной В. И., учителем первой категории МКОУ «Талицкая ООШ № 8» Талица, 2023 1.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” (духовнонравственное направление) для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через различные образовательные технологии; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда. Программа построена на принципах: -развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, классифицировать; -действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности; -свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея, ЦДТ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний. Ценностные установки: Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине. Закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям. Долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших. Справедливость и милосердие, честь, достоинство, толерантность. Родная земля, заповедная природа, планета Земля. Красота, гармония, духовный мир человека. Эстетическое развитие, художественное творчество. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 270 1 кл – 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), 2 – 4 кл. – по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели). 2. Планируемые результаты Личностные результаты: Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция. Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. Бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения. Метапредметные результаты: учить работать в группе, развивать способность регулировать собственную деятельность; приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). совершенствовать умения чтения, слушания историко-художественной литературы, сравнивать героев произведений; планировать проектную деятельность; находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать еѐ в презентацию; оформлять проект. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; знание наиболее значимых событий в истории России. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. 3. Содержание программы внеурочной деятельности Программа “Я – гражданин России” используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. 5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. 6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. 1 класс «Маленькие Россияне» - 66 ч 1. Я и я Я, ты, мы. Игра. Кто что любит делать. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. 2. Я и семья Моя семья – моя радость. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Конкурс стихотворений о маме. Фотографии из семейного альбома. Презентация .Загляните в мамины глаза. Праздник. 3. Я и культура Мисс Осени. Презентация Дары природы. Конкурс поделок из природного материала . История моего города. Экскурсия в музей. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. 4. Я и школа Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. Законы жизни в классе. Урок – игра. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Акция. Правила поведения в школе. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. 5. Я и мое Отечество Права и обязанности. Конкурс рисунков о Родине. Они защищают Родину. Конкурс стихов о ВОВ. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. Маленькие герои большой войны. С чего начинается Родина?. 6. Я и планета Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. В гости к зеленой аптеке.Экскурсия в природу. Маленькая страна. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. Чудесные загадки природы. 2 класс «Моя Малая Родина» - 68 ч 1.“Я и я” Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Обязанности ученика в школе. Беседа. Подумай о других. Беседа с элементами игры. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. Родной край в древности. Экскурсия в музей. Беседа с элементами игры. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. Мой портфель. Рейд. 2.“Я и семья” Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. 3.“Я и культура” Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. 4.“Я и школа” Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. 5.“Я и мое Отечество” Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. Наш город. Конкурс визиток. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. 6.“Я и планета” Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков. 3 класс «Россия – Родина моя» - 68 ч Быть человеком. Дискуссия. 1.“Я и я” Знакомства с символами Российского государства. Беседа. Игра. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. Быть человеком. Дискуссия. Мои любимые книги. Выставка книг. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 2."Моя семья» Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. 3.“Я и культура” Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. Новогодняя сказка. Праздник. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. 4.“Я и школа” Мой класс – моя семья. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Наша школа в будущем. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. 5.“Я и мое Отечество» Наша страна – Россия. Флаги России. Беседа с творческим заданием Дети войны. Литературное чтение. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. Дорогая моя столица. Богатыри земли русской. Заочное путешествие. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Там, где погиб неизвестный солдат. Честь имею. Вам, защитники Отечества! 6.“Я и планета” Осень в родном городе. Сад на окошке. День птиц. Викторина. Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. 4 класс «Я – гражданин России» - 68 ч 1.“Я и я” Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Правила жизни. Беседа с элементами игры. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. 2.“Я и семья” День пожилого человека. Акция «Доброта души». Моя семья. Мини – проект. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. 3.“Я и культура” О красоте, моде и хорошем вкусе. Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. Природа в поэзии. Конкурс стихов. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. 4.“Я и школа” Я и мой класс. Конкурс рисунков. Самое сильное звено. Игровая программа. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Конкурсы рисунков, сочинений. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. Школьный двор. Защита проекта. Школьный двор. Акция. Десант чистоты и порядка. 5.“Я и мое Отечество” Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. Я – гражданин России. Игра – викторина. Герои России. Сообщения учащихся. Образ русской женщины. Беседа – диалог. 6.“Я и планета” Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Семь чудес света. Растения из Красной книги . Берегите природу. Конкурс экологических сказок. Итоговое занятие. Виды деятельности игровая деятельность познавательная деятельность краеведческая деятельность художественное творчество проектная деятельность Формы организации внеурочной деятельности игровые занятия, праздники, инсценировки групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины экскурсии, культпоходы в музеи выставки ,конкурсы, концерты детские исследовательские проекты 4. Поурочное планирование 1 класс «Маленькие Россияне» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Тема занятия Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. Я, ты, мы. Игра. Я, ты, мы. Игра. Кто что любит делать. Кто что любит делать. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. Моя семья – моя радость. Моя семья – моя радость. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Слушаем сказки моей бабушки. Мисс Осени. Презентация Дары природы. Конкурс поделок из природного материала . Моя красивая мама. Презентация Конкурс рисунков о маме Конкурс стихотворений о маме. Фотографии из семейного альбома. Презентация . Загляните в мамины глаза. Праздник к Дню Матери История моего города. Экскурсия в краеведческий музей. Откуда пришли елочные игрушки. Откуда пришли елочные игрушки. Мастерская Деда Мороза Мастерская Деда Мороза Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. Законы жизни в классе. Урок – игра. Школа вежливости. Школа вежливости. Правила поведения в школе. Правила поведения в школе. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Тема занятия Встречаем Масленицу. Маленькая страна. Маленькая страна. Экологическая акция Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. Чудесные загадки природы. Чудесные загадки природы. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли. С чего начинается Родина? Конкурс рисунков о Родине. Они защищают Родину. Они защищают Родину. Конкурс стихов о ВОВ Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. Поклон тебе, солдат России. Поклон тебе, солдат России. Маленькие герои большой войны. Маленькие герои большой войны. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. Здравствуй, лето! Конкурс рисунков о лете Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Подведение итогов. Резервные часы Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 66 2 класс «Моя Малая Родина» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема занятия Урок Мира. Обязанности ученика в школе. Беседа. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Осень в родном городе. Осень в родном городе. Фотоконкурс. Подумай о других. Беседа с элементами игры. Я – ученик. Я – ученик. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Тема занятия Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей. Что посеешь, то и пожнешь. Что посеешь, то и пожнешь. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений о школе Мой портфель. Рейд «Что лежит в моем портфеле?» Моя любимая мамочка. Конкурс рисунков о маме Конкурс стихотворений о маме. Праздник к Дню Матери Школьная символика (гимн) Школьная символика (герб) Школьная символика (флаг) Мой любимый город. Мой любимый город. Мой любимый город. Наш город. Конкурс визиток. О чем шепчут названия улиц родного города. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков «Мой любимый город» Десант чистоты и порядка. Самый уютный класс. Экология нашего города. Экология нашего города. Конкурс поделок из бросового материала День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. Я помощник в своей семье. Я помощник в своей семье. Мы и наши права. Игры на развитие произвольных процессов. Игры на развитие произвольных процессов. Об отце говорю с уважением. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. Мама, папа, я – дружная семья. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. По каким правилам мы живем в школе? Игра. Поэты и писатели нашего города. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. Здесь живет моя семья. Здесь живет моя семья. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Тема занятия Кол-во часов Уж тает снег, бегут ручьи. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. День птиц. Выставка рисунков. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Открытка ветерану. Знай и люби свой край. Знай и люби свой край. Знай и люби свой край. Викторина. Резервные часы Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 68 3 класс «Россия – Родина моя» № п/п Тема занятия Кол-во часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Знакомства с символами Российского государства. Знакомства с символами Российского государства. Мой класс – моя семья. Беседа. Ты и твои друзья. Ты и твои друзья. Наша страна – Россия. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала «Наша страна – Россия» Каков я в школе? Анкетирование. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма Животные из Красной книги. Раз словечко, два словечко будет песенка. Конкурс под караоке. Мои любимые книги. Мои любимые книги. Выставка книг. Мы все такие разные. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов о бабушке 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Тема занятия Кол-во часов 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Город, в котором я живу. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. Конституция – основной закон жизни страны. Конституция – основной закон жизни страны. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. Родина Деда Мороза Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. Новогодняя сказка. Новогодняя сказка. Чем живет планета Земля? Чем живет планета Земля? Игра Мастерская по изготовлению сувениров. Мастерская по изготовлению сувениров. Богатыри земли Русской. Богатыри земли Русской. Там, где погиб неизвестный солдат. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. Народный лечебник. Бабушкины советы. Народный лечебник. Бабушкины советы. Быть человеком. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. Спешите творить добро! Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Что такое хорошо, а что такое плохо. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений «Школа будущего» День птиц. Чудесные загадки природы. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. Дети войны. Дети войны. Вам, защитники Отечества! Вам, защитники Отечества! Конкурс рисунков Флаги России. Беседа с творческим заданием Зеленые ладошки земли. 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 60. 61. 62. 63. 64. 65. Тема занятия Кол-во часов Сад на окошке. Десант чистоты и порядка. Путешествие по стране. Путешествие по стране. Путешествие по стране. Резервные часы Итого 1 1 1 1 1 4 68 4 класс «Я - гражданин России» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Тема занятия Кол-во часов Что такое толерантность? Поговорим о толерантности. Символы нашего края. Символы нашего края. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. Моя семья. Моя семья. Мини – проект. День пожилого человека. Акция «Доброта души». Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. Я и мой класс. Конкурс рисунков. Правила жизни. Беседа с элементами игры. Государственные праздники – День народного единства Государственные праздники –День Согласия и примирения. Кто я? Какой я? Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Знаменитые писатели и поэты. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Мастерская кормушек. Как встречают Новый год в разных странах. Как встречают Новый год в разных странах. Растения из Красной книги. Растения из Красной книги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Тема занятия Кол-во часов Самое сильное звено. Игровая программа. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. Мир моих интересов. Мир моих интересов. «Можно» и «нельзя» в жизни. «Можно» и «нельзя» в жизни. Природа в поэзии. Конкурс стихов. Природа в поэзии. Конкурс стихов. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Герои России. Герои России. Сообщения учащихся. Образ русской женщины. Беседа – диалог. Конкурс рисунков «Образ русской женщины». О красоте, моде и хорошем вкусе. О красоте, моде и хорошем вкусе. Семь чудес света. Семь чудес света. Геральдика – наука о гербах. Герб Российской Федерации Берегите природу. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. Волшебный мир руками детей. Герои Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны. Победа деда – моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках Победа деда – моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках Города-герои. Оформление альбома. Города-герои. Оформление альбома. Города-герои. Оформление альбома. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я – гражданин России. Я – гражданин России. Игра – викторина. Резервные часы Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 68 4. Источники информации 1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с. 2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с. 3. Концепция духовно – нравственного воспитания школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. российских 4. Н.И. Дереклеева. Информационные часы в школе. Москва. Вако.2008г. 5. Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия. 6. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003. 7. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992. 8. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.