Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8» МКОУ «Талицкая ООШ № 8» УТВЕРЖДЕНО И. о. директора ______________________ Сидорова М.П. Приказ №_______от «_____» _________________2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Дружина юных пожарных» Срок реализации- 2 года Возраст детей- 11-15 лет Программу разработала учитель начальных классов Слесарева И.А. г. Талица 2023 год Пояснительная записка Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ. Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнѐм, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре — это гибель детей. Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнѐм, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды. Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнѐм надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП). Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаѐтся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «... обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества. Содержание программы Цель: - повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности; - воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде; - привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности. Задачи: -Активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции; -Овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим в пожаре. Задачи пожарно – профилактической работы: -Воспитание у школьников чувства ответственности за сохранность социалистической собственности от огня; -Предупреждение пожаров, происходящих главным образом от шалости детей с огнем; -Поддержание в зоне действия дружины условий, обеспечивающих успешное тушение пожаров (связь, водоисточники, подъездные пути, содержание противопожарного оборудования в постоянной готовности). Формы пожарно -профилактической работы: -Проверки совместно со взрослыми противопожарного состояния закрепленных жилых домов и школы (в первую очередь лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров, квартир, лоджий, чердаков, подвалов); -Оказание помощи школе и жилищным организациям в уборке территории, чердаков, подвалов и других помещений от горючего хлама и различных предметов; -Контроль за состоянием телефонов, указателей источников противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов, пожарного оборудования; -Создание агитбригад и организация выступлений еѐ по вопросам пожарной безопасности в детских садах, в школе; -Проведение туристических походов, во время которых распространяют листовки, открытки, вывешивают плакаты и листовки по противопожарным темам; -Беседы с малышами об опасности игр с огнем, выступление агитбригад, наблюдение за детьми. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий. Работа кружка включает в себя 3 этапа: - Теоретический этап накопления знаний; - Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре); - Пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных листов, выступление перед учащимися школы. Особенностью программы является еѐ вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту. Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребѐнка. Программа рассчитана на детей 5-9 классов. Статус - детское объединение «Дружина юных пожарных». Срок реализации: 2 года. Форма занятий - группа детей 10-15 человек. Режим обучения - 2 часа в неделю. Учебная нагрузка - 68 часов в год. Учебный план первого года обучения: Формы и режим занятий. Режим занятий подчиняется требованиям СанПиН. Соблюдается режим проветривания помещений, санитарное содержание помещений и площадок проведения занятий. Оптимальная наполняемость учебной группы – 12-15 человек. Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) формы учебных занятий. Формы работы разнообразны. учебные занятия на базе школы и пожарной части работа агитбригады учебные экскурсии театрализованные представления походы военно-спортивные соревнования военно-спортивные игры на местности -издание боевых листков и стенгазет КТД (коллективное творческое дело) обучение проектированию Основной формой является работа группы в учебном классе, но это не предусматривает обязательного нахождения детей за рабочим местом сидя (только при просмотре визуального материала). В зависимости от конкретных целей и задач занятия дети принимают участие в практической деятельности. Планируемые знания, умения, навыки по всей программе К концу 1-го года обучения воспитанники будут Уметь Знать Надевать боевую одежду пожарного (норматив № 1) 2. Выполнять прокладку рукавной линии 3. Работа со стволом «Б» с подачей воды от ПК 4. Переноска пострадавшего на носилках и подручными способами 5. Наложение жгута 6. Наложение шины табельными и подручными способами 7. Наложение типовых повязок на различные участки тела табельными и подручными способами 1. Историю Пожарной охраны Основные задачи Пожарной охраны и Дружин юных пожарных 3. Причины возникновения пожаров 4. Правила поведения на пожаре 5. Опасные факторы пожара 6. Способы прекращения горения веществ и материалов 7. Пожарно-техническое вооружение, назначение и применение 1. 2. Правила оказания первой помощи Требования пожарной безопасности в быту и в детском учреждении 8. 9. Содержание программы 1 года обучения Раздел 1. ДЮП: цели и задачи Теория: Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год. Практика: Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками. Оформление противопожарного уголка (стенда). Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Теория: Пожарная охрана – еѐ история и традиции. История пожарной охраны. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. Практика: Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, ВДПО. Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях Теория: Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного). Практика: Организация и проведения рейда в ОУ по проверке выполнения правил пожарной безопасности. Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. Теория: Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном). Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки). Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении. Теория: Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий. Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного. Теория: Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолѐты и вертолѐты, суда, поезда), их назначение. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления. Практика: Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части. Раздел 7. Огнетушители и их предназначение. Теория: Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей. Практика: Экскурсия ППЧ. Раздел 8. Знаки пожарной безопасности. Теория: Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки. Практика: Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками. Раздел 9. Основы медицинских знаний. Теория: Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. Отравляющие ядовитые газы. Практика: Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему. Раздел 10. Агитационно - массовая работа Теория: Проведение бесед, викторин для начальных классов. Практика: Участие агитбригады в совместных рейдах с сотрудниками МЧС в профилактических беседах с местным населением по вопросам противопожарной безопасности (осень-весна). Раздел 11. Строевая подготовка. Теория: знакомство обучающихся с основами команд. Практика: Строевая подготовка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения. Раздел 12. Пожарно-прикладной спорт Теория: Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием Правила соревнований. Практика: Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развѐртывание. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. Практические занятия по ППС. Посещение соревнований профессиональных пожарных. Раздел 1.3 Итоговая диагностика. Практика: Контрольные зачѐты. Подведение итогов, награждение лучших воспитанников. Планирование и обсуждение плана работы на следующий год обучения. Итоговый контроль для проверки качества обучения. Содержание программы второго года обучения: Раздел 1. ДЮП: цели и задачи. (6 часов) 1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей. (2 ч) 2. Планирование работы на учебный год (2 ч.). 3. Оформление противопожарного уголка (стенда) (2 ч.). Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. (6 часов) 1. Пожарная охрана - еѐ история и традиции. (2ч.). 2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России (2 ч.). 3. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, ВДПО (2 ч.). Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. ( 14 ч.) 1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища (2 ч.). 2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами (2 ч.). 3. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека (2 ч.). 4. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках (2ч.). 5. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей (2 ч.). 6. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного) (2 ч.). 7. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности (2 ч.). Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. (10 часов) 1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном) (2 ч.). 2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне отдыха людей. (2 ч.). 3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) (2 ч.). 4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией (2ч.). 5. Виды костров. Правила разведения костра. (2 ч.) Раздел 5. Противопожарный режим в школе. (6 часов) 1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам (2 ч.). 2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре (2ч.). 3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий (2ч.). Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного. (4 часа) 1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолѐты и вертолѐты, суда, поезда), их назначение 2 ч.). 2. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления (2 ч.). Раздел 7. Первичные средства тушения пожаров. (2 час) 1. Огнетушители и их предназначение. Раздел 8. Знаки пожарной безопасности. (4 часа) 1.3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки (2 ч.). 2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками (2ч.). Раздел 9. Основы медицинских знаний. (10 часов) 1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека (2ч.). 2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге (1 ч.). 3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур (2ч.). 4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током (1 ч.). 5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему (4 ч.) Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. (11 часов) 1. Строевая подготовка (4 ч.). 2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развѐртывание (1 ч.). 3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения (1 ч.). 5. Практические занятия по ППС (2ч.). 6. Посещение соревнований профессиональных пожарных (3 ч.). Ожидаемые результаты. По окончании курса второго года обучения, предусмотренного программой Ученик должен знать: - принципы Положения ДЮП; - основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу; -причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами; - специфику применения первичных средств пожаротушения; - порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре; - правила разведения костра в лесу; -значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах. Ученик должен уметь: -оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности; -предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; -оказывать первую медицинскую помощь при пожаре; - пользоваться огнетушителями; - убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения; - планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками; -применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности; -реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки; -изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы); - проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста; взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы: - выполнять элементы пожарно-прикладного спорта. Календарно-тематическое планирование Второй год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование темы часы дата Кор рекция Раздел 1. ДЮП: цели и задачи. (6 часов) 2 Положение о ДЮП, распределение обязанностей. планирование работы на учебный год. Вводный инструктаж по ТБ. Планирование работы на учебный год. 2 Оформление противопожарного уголка (стенда) 2 Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. (6 часов) Пожарная охрана - еѐ история и традиции. 2 2 Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, 2 ВДПО. Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. ( 16 ч.) 2 . Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища 2 Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия 2 возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации 2 электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека. 2 Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых 2 приборов, отопительных печей. 2 Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного) 14 Организация и проведения рейда в школе по проверке 2 выполнения правил пожарной безопасности Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. (10 часов) 15 Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. 2 Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном) 16 Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне 2 отдыха людей.. 17 Основные причины пожаров при праздновании Нового года 2 (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) 18 Молниезащита. Меры предосторожности от поражения 2 молнией 19 Виды костров. Правила разведения костра. 2 Раздел 5. Противопожарный режим в школе. (6 часов) 20 Противопожарные требования к территории и помещениям 2 детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам 21 Первичные средства пожаротушения (огнетушители, 2 внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. 22 Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, 2 дискотек, массовых мероприятий. Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного. (4 часа) 23 Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолѐты и 2 вертолѐты, суда, поезда), их назначение. 24 Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов 2 дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления. Раздел 7. Первичные средства тушения пожаров. (2 час) 25 Огнетушители и их предназначение. 2 Раздел 8. Знаки пожарной безопасности .(4 часа) 26 3наки пожарной безопасности: запрещающие, 2 предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки. 27 Укомплектование здания школы знаками пожарной 2 безопасности, изготовленными своими рук. Раздел 9. Основы медицинских знаний. (10 часов) 28 Общая характеристика повреждений и их последствий для 2 здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. 13 29 30 31 32 33 34 35 36 37 2 Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания 2 помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур. 2 Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи 2 пострадавшему. Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. (10 часов) Строевая подготовка. 2 2 Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развѐртывание. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. 2 Посещение соревнований профессиональных пожарных. 2 Итоговое тестирование 2 Список литературы: 1. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007. 2. Верховский Е.И. ОБЖ. 1 – 4 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1998. 3. Горбачѐва Л.А. Вперѐд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006. 4. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю.Л. Воробьев и др.; под общ. Ред. С.К. Шойгу]. М., 2005. 5. Зайцев А.П. Искусство выживания / А.П.Зайцев. – М., 1995. 6. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006. 7. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005. 8. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005. 9. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006. 10. Павлова О.В. Пожарная безопасность. - Волгоград, Учитель, 2006. 11. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007. 12. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998. 13. Энциклопедия туризма. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Список литературы для детей и родителей СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности / И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006. - №9. 2. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом /М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности. -2004. - № 12.- С.9-11. 3. Горбачѐва Л.А. Вперѐд, пожарные! [Текст]: сборник игр / Л. А. Горбачева. – Екатеринбург, 2006. 4. Дмитриева Л. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа /Л. Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности. -2006. -№6.- С.33-54. 5. Карпов А. Ангел-хранитель огнетушитель и другие первичные средства пожаротушения / А. Карпов, М. Комова, Г. Прытков // Основы безопасности жизнедеятельности. -2004. - №11.- С.6-11. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар [Текст]: (правила пожарной безопасности для населения) /М. Комова, Г. Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006.- №11.- С.20-25. 7. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника [Текст]: памятка / М. И. Кузнецов. – М., НЦ ЭНАС, 2005. 8. Лунд Э. Пожарная памятка для обывателя / Э. Лунд // ОБЖ. – 2003. -№4. С.5-8. 9. Малькова Е. За ложный вызов - вызовут милицию [Текст] /Е. Малькова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2006.- №4.- С.23-25. 10. Миронова Е. Права и обязанности граждан при пожаре /Е. Миронова //Гражданская защита. - 2004.- №6/июнь/. - С .34-35. 11. Опасные ситуации в жилище. Откуда они только берутся? // Основы безопасности жизнедеятельности 5 касс /М. П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А. Т.Смирнов и др./Под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: ООО Изд-во Астрель,2005. 12. Осторожно, Новый год! Пожарные предупреждают [Текст] // Учительская газета.2005.-13 декабря. - С.19. 13. Попова Г.П. ОБЖ. [Текст]: школьный курс в тестах. 5 – 8 классы/ Г. П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2005. 14. Семенов А. С. Когда огонь – враг [Текст] /А. С.Семенов //Физическая культура в школе. -1999.- N2.- С.75-79. 15. Ситников В.П. ОБЖ [Текст]: справочник школьника / В. П. Ситников. – М., Слово, 1998. 2. Материально-техническое обеспечение 1. Учебное оборудование и компьютерная техника компьютер Цифровая фотокамера Мультимедиапроектор Экран настенный Принтер. 2. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса) 6. Название сайта МЧС России Министерство образования и науки РФ Портал компании «Кирилл и Мефодий» Электронный адрес http://www.emercom.gov.ru http://mon.gov.ru/ http://www.km.ru Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru Личный сайт Дреминой С.В. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября) Энциклопедия безопасности Личная безопасность Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности «Мой компас» (безопасность ребѐнка) http://www. svd67.info http://festival.1september.ru http://www.opasno.net http://personal-safety.redut-7.ru http://www.alleng.ru http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det - www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию Российской Федерации; - www.mil.ru – сайт Министерства обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, где размещены все новости касающиеся Вооруженных Сил; - www.v-zn.ru – сайт журнала «Военные знания»; - www.school-obz.org – информационно-методическое издание для преподавателей основ безопасности жизнедеятельности; - www.spasatel.ru - сайт газеты «Спасатель» Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации; - www.soldatru.ru – сайт, пропагандирующий службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, где размещены материалы рекламного характера Вооруженных Сил; - www.terrorunet.ru, www.beslan.ru, www.voina.ru – сайты, где размещены материалы по антитеррору, практические советы по безопасности; www.rescuaer.ru, www.centrospas.ru, www.emercom.gov.ru – сайты спасателей Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации; www.obzh.ru – информационно-образовательный портал, посвященный обучению и воспитанию основам безопасности жизнедеятельности; www.ruswar.ru – сайт, прославляющий русскую (советскую и российскую) армию, подвиги ее воинов.. Мультимедиапродукция Коллекция видеоклипов о пожарных Коллекция фотоматериала Записи песен и клипов по тематике Видеофильмы, выпущенные МЧС и ВДПО для работы с детьми Коллекция видеоклипов по применению способов и методов спасения в ЧС 3. Учебно - практическое оборудование. Противогаз ГП-7 – 15 шт. Респиратор Р-2 – 1 шт. Аптечка индивидуальная АИ-2 – 1 щт. Сумка санинструктора – 1 шт. ОЗК – 2 шт. Комплект боевой одежды пожарного (куртка, полукомбинезон, пояс спасательный пожарный, каска, краги) Пожарно-техническое вооружение: стволы ручные 51мм, рукава 51 мм, трехходовое разветвление, карабин, спасательная веревка, противогазы ГП-5, КИП-8 (нерабочий), АСВ-2 (нерабочий) Спасательное оборудование: носилки, шины транспортные, санитарная сумка Парадная форма для участия в официальных мероприятиях Компасы Топографическая карта Туристические коврики Рюкзаки Котелки Канн (общий котел) Приложение 1 Тест по теме «Пожарная безопасность» 1. Вопрос: что такое Пожар? Пожар — это распространение огня, опасное для человека. 2. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровья граждан, интересам общества и государства. 3. Пожар — это горение, вышедшее из-под контроля человека и приносящее материальный ущерб. 4. Горение, возникающее по вине человека и несущее опасность, ущерб и разрушение. 1. 2. Вопрос: Каковы основные причины пожара? 1. Неосторожное обращение с огнем, неправильные действия граждан и поджоги. 2. Разведение огня в помещениях, использование самодельных электронагревателей, использование горючих материалов в быту. 3. Неосторожное обращение с огнем, неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования, шалости детей. 4. Использование открытого огня в качестве освещения и нагревательного устройства. 3. Вопрос: Поражающие факторы огня (пожара)? 1. Высокая температура, световое излучение, плохая видимость из-за задымления. 2. Огонь, дым и разрушающее давление пламени. 3. Разрушение зданий и сооружений и паника, возникшая при обнаружении пожара. 4. Высокая температура, ядовитые продукты горения, вторичные поражающие факторы. 5. Вопрос: Назовите факторы, пожара. вторичные поражающие 1. Поражения электрическим током, взрыв газа, разрушениезданий и сооружений. 2. Задымление помещений, нехватка кислорода, световое излучение. 3. Паника, хаотические действия людей пожаре. 4. Значительный материальный ущерб. Вопрос: Назовите пожарной безопасностью? 5. службы, на занимающиеся Аварийно-спасательная служба в составе МЧС. Противопожарная служба в составе МЧС. Служба газа составе управления газового хозяйства. 4. Отделения пожаротушения на объектах. 1. 2. 3. 6. Вопрос: Какова основная задача пожарной охраны? 1. Обучение населения правилам пожарной безопасности. 2. Подготовка пожарных и инспекторов пожарной охраны. 3. Подготовка необходимого пожарного оборудования и организация тушения пожаров. 4. Организация пожарного надзора, охраны населения от пожаров и тушения пожаров. 7. Вопрос: Каково первое действие школьников, обнаруживших пожар? 1. Немедленно потушить огонь имеющимися средствами. 2. Немедленно сообщить взрослым, учителям, администрации о пожаре. 3. Немедленно покинуть здание, где обнаружен пожар. 4. Немедленно оповестить всех о пожаре. 8. Вопрос: при сильном задымлении помещения необходимо: 1. Приложить к органам дыхания ткань и дыша через ткань, опуститься на колени и передвигаться к выходу. 2. Оставаться на месте, спрятавшись в шкаф или закрытое помещение типа туалета или служебного помещения. 3. Открыть окна и проветривать помещение. 4. Использовать средства индивидуальной защиты типа противогаза или респиратора. 9. Вопрос: чтобы успешно эвакуироваться при пожаре необходимо знать: 1. Состав пожарной и спасательной дружины школы. 2. Правила тушения пожара и средства пожаротушения. 3. Правила эвакуации и план эвакуации. 4. Меры профилактики пожаров. 10. Вопрос: Средства пожаротушения находятся? 1. У завхоза в кабинете. 2. В коридоре, свободно закрепленное на стене на видном месте. 3. На вахте у выхода из школы. 4. В кабинете основ жизнедеятельности. безопасности Приложение 2 Тест по пожарной безопасности Укажите правильный вариант ответа на вопрос теста. В некоторых вопросах вариантов ответа может быть от 1 до 3. 1. Выберите предметы, с которыми можно безопасно играть. А) бенгальские свечи; Б) плюшевый медвежонок; В) спички; Г) деревянный кубик; Д) зажигалка; Е) резиновый мячик. 2. Выберите предметы, неправильное обращение с которыми может привести к пожару. А) электроутюг; Б) электрический фонарик; В) настольная лампа; Г) радиоприѐмник на батарейках; Д)ѐлочные игрушки; Е) электропаяльник. 3. Если в доме отключили электричество, чем наиболее безопасно воспользоваться для освещения? А) Б) В) Г) можно спичками; свечой; зажигалкой; электрическим фонариком. 4. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны? А) бензин; Б) молоко; В) клей резиновый; Г) сок яблочный; Д) лак для ногтей. 5. Какие безопасности? А) Б) В) Г) «Вход воспрещен!»; «Не курить!»; «Берегись автомобиля»; «Огнеопасно». надписи предупреждают о А) над газовой плитой; Б) рядом с газовой плитой; В) на балконе. 6. Где можно сушить бельѐ? 7. Какие из предложений являются правилами пожарной безопасности? А) нельзя оставлять включѐнными электроприборы без присмотра; Б) отключили электричество, у тебя нет фонарика, воспользуйся свечей; В) нельзя разжигать костѐр, используя керосин; Г) использованные баллончики из-под дезодорантов можно сжигать; Д) если тебе нужно срочно идти, но твоя обувь мокрая, высуши еѐ у плиты. 8. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой? А) электроутюг; Б) кресло; В) включѐнный в сеть телевизор; Г) жир на сковороде. 9. При возникновении пожара ты наберѐшь номер телефона «01» и расскажешь: А) как тебе страшно; Б) как начался пожар; В) что горит, адрес, свою фамилию и номер телефона. 10. В случае возникновения пожара в школе первоклассник должен: А) бежать от него; Б) строго следовать указаниям учителя; В) начать тушить пожар. Ключ теста: 1 – б, г, е. 2 – а, в, е. 3 – г. 4 – а, в, д. 5 – б, г. 6 – в. 7 – а, б, в. 8 – в. 9 – в. Приложение 3 Тест «Правила пожарной безопасности». Вариант №1 Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности: 1. а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения; б) открыть окно для удаления дыма; в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь; г) позвать на помощь взрослых; д) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы: а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом; б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни; в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней; г) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком; д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны; е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу; ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы; з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком. 2. Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали запах дыма. Открыв дверь, вы увидели что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно: а) вбежать или заглянуть на кухню и посмотреть что горит; б) быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату; в) пригнувшись выходить из квартиры; г) подойти к телефону и вызвать пожарных; д) взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо, если есть возможность, смочить ее водой и прижать к лицу так, чтобы она закрывала нос и рот; е) налить воды в чайник и начать тушить; ж) зайти к соседям и вызвать пожарных. 3. Вы идете вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым, и из него выбегают дети. Выберите правильный вариант действий: а) подойти и спросить, что там дымит; б) войти внутрь и посмотреть, что горит; в) пойти домой и позвонить в пожарную охрану. 4. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Ваши действия: а) взять отвертку и починить розетку; б) позвонить родителям; в) обрезать провод; г) отключить электричество; д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку; е) открыть окно, чтобы было чем дышать; ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если он дымится). 5. Вариант №2 1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях: а) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами; б) отсутствие первичных средств пожаротушения; в) неосторожное обращение с огнем; г) неисправность внутренних пожарных кранов; д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; е) беспечность и небрежность при обращении с огнем; ж) неисправность телефонной связи; з) утечка газа; и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями; к) неисправность системы водоснабжения. 2. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Что необходимо сделать в этом случае? Ваши действия: а) взять ведро с водой и залить пламя; б) обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире; в) сообщить о возгорании в пожарную охрану; г) если телевизор взорвался, и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя; д) если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна; е) если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его плотной тканью. 3. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Ваши действия: а) войти в квартиру и узнать причину задымления; б) взять у соседей ведро и потушить огонь; в) пойти к соседям и позвонить 01; г) позвонить родителям. 4. Основные правила пожарной безопасности: а) пользоваться неисправными электроприборами; б) не играть с открытым огнем; в) не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки; г) пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями; д) соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями; е) украшать елку самодельными электрогирляндами. 5. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы: а) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком; б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни; в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней; г) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом; д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны; е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу; ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы; з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком. Приложение 4 Тест «Помощь при термических ожогах» Что означает понятие «термический ожог»? А) повреждение тканей тела, вызванное воздействием низкой температуры; Б) воздействие на кожу солнечных лучей, кислот и щелочей; В) повреждение тканей тела, вызванное воздействием высокой температуры. 1. 2. Основными причинами ожогов являются: А) небрежное поведение на кухне, шалости с огнем, у костра, тушение пожара, спешка и невнимательность при обращении с нагретыми или раскаленными предметами; Б) ссора с соседями, пожар в соседнем доме, укус собаки, отравление угарным газом, удар грома; В) поражение молнией, поражение электрическим разрядом при замыкании проводов: горячими газами и паром, небрежное обращение с горючими и лакокрасочными веществами. 3. С какими частями тела чаще всего случаются ожоги? А) туловищем и головой; Б) руками и ногами; В) руками и ногами, туловищем и головой. 4. От каких факторов зависит тяжесть ожога? А) от площади горения и пламени воздействия на кожу; Б) температуры и длительности ее воздействия солнечных лучей; В) площади и глубины повреждения тела и возраста пострадавшего; Г) от всех вышеперечисленных. Какой ожог поверхности тела может закончиться смертью? А) ½;Б) 1/3;В) ¼. 6. Сколько степеней ожогов существует? А) 2;Б) 3;В) 4;Г) 5. 5. Какие признаки появляются на поверхности кожи при ожоге первой степени? А) побледнела кожа и в этом месте ощущается боль; Б) покраснела кожа и ощущается 7. незначительная боль; В) посинела кожа и ощущается боль. Какими признаки появляются на поверхности кожи при ожоге второй степени? А) образуются волдыри (пузыри с жидкостью); Б) покраснела кожа на месте ожога; В) видна обнаженная рана. 8. Как выглядит на поверхности кожи ожог третьей степени? А) покраснела кожа на месте ожога; Б) образуются волдыри; В) обнаженная рана; Г) произошло обугливание и пахнет жареным мясом. 9. 10. Как выглядит на поверхности кожи ожог четвертой степени? А) образуются волдыри; Б) обнаженная рана; В) обугливание, под кожей видна жировая клетчатка, мышцы, связки, сухожилия, кости. 11. Что непомерно страдает в организме человека при ожогах? А) нервная система, головной мозг; Б) печень, почки; В) возникает сердечная недостаточность. 12. Если на человеке загорелось одежда, как рекомендуется ее тушить? А) песком, снегом, водой, укутать несинтетической плотной тканью; Б) способом самотушения, перекатываясь по земле, траве, полу (недолго и очень быстро). В) утопить в ванной, вызвать пожарную машину. Можно ли укрывать горящего человека плотной тканью более чем на 5-10 секунд? А) да;Б) нет;В) в зависимости от обстановки. 13. Как рекомендуется стаскивать, или отдирать одежду, нижнее белье или обувь, если они «приварились» к поверхности? А) сначала рукава, потом остальную часть; Б) разрезать на части; В) ничего не трогать до приезда скорой помощи. 14. Что рекомендуется проделать в первую очередь для уменьшения боли при ожогах первой степени? А) обожженное место завернуть в чистую ткань, подставить под струю холодной воды на 10 минут; Б) выпить обезболивающую таблетку; В) приложить лед или снег, повязку пропитанную спиртом; Г) засунуть обожженную часть в морозильную камеру. 15. Как следует поступать при тяжелых ожогах (3-й и 4-й степени) для предотвращения ожогового шока? А) дать выпить обезболивающее средство с горячим чаем, или минеральной водой, уложить спать, позвонить по телефону «03»; Б) освободить пострадавшего от одежды, дать выпить обезболивающее средство, придать телу удобное положение, обеспечить обильным питьем. 16. 17. При ожогах категорически нельзя делать: А) давать пострадавшему обильное питье, обезболивающие таблетки, разрезать одежду и обувь, отслаивать кожу, раздевать пострадавшего, обрабатывать раны различными животными жирами; Б) отрывать одежду от тела, вскрывать волдыри, обрабатывать раны различными мазями и посыпать порошками, накладывать на ожог лейкопластырь; В) отрывать часть одежды вместе с кожей, придавать обожженной части удобное положение, давать обезболивающее средство, транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение, обрабатывать место ожога различными мазями и порошками. Приложение 5 ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации. 2. Основными задачами дружин юных пожарных являются: а) активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции; б) оказание практической помощи взрослым в сохранении собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров; в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре. 3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами. 4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает организатора работы с дружиной юных пожарных из числа работников пожарной охраны, учителей, воспитателей. 5. Подготовка организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления: 5. Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. 6. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, «молний» и уголков юных пожарных. 7. Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях. 8. Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных. 9. Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарнотехнического моделирования юных пожарных. III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ 10. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин. 11. Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья. В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек. IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО Юный пожарный обязан: 15. Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее. 16. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин. 17. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности. 18. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров. 19. Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров. 20. Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом. 21. Всемирно беречь и приумножать собственность, участвовать в борьбе за экономию. Юный пожарный имеет право: 22. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных. 23. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения. 24. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ. V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ 28. Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций. 29. Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ. 30. Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны: а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров; б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.; в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ. 31. Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных. VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ 32. Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных. 33. Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов, а также пожарную технику, оборудование и снаряжение. VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров. Учебные занятия с дружинниками должны проводиться работниками пожарной охраны добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных. Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.