Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8" МКОУ "Талицкая ООШ № 8" УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 1-4 классов Разработана и реализуется в соответствии с ФАООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 г. Талица, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составляет 168 часов: в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). во 2- 4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи обучения: ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях; накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации; первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1-4 КЛАССЫ 1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь. Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры обучающихся в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара). 2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. 3. Живая природа: Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным. Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек", "взрослый", "пожилой"). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения обучающегося. 4. Магазины "Овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный. Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. 5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. 6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. 7. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 1-4 КЛАССЫ Личностные: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: представление о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия); III. называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Предметные результаты по годам обучения. 1 класс Минимальный уровень: иметь первоначальные представления об объектах изучения; узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; относить изученные объекты к определенным группам; прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; приобщать к кормлению зимующих птиц; знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации. Достаточный уровень: иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; знать основные правила гигиены органов чувств; иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. 2 класс Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися. 3 класс Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц; составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; использовать сформированные умения при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач. 4 класс Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; знать правила гигиены тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. Система оценки достижений 1 класс Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %; «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%; «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %. Система оценки достижений (2-4 класс) Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объѐму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определѐнную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. Во 2-4 классах осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале. Текущий контроль Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости. Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах: устный опрос; творческие и практические работы; самостоятельные работы. Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста. Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные». В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; «хорошо» - от 51% до 65% заданий; «удовлетворительно» (зачѐт) - от 35% до 50% заданий. Устный опрос является одним из методов учѐта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов: Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Оценка «2» - не ставится. IV. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Количество часов Название раздела,темы Неживая природа Времена года. Осень Живая природа. Растения Времена года. Зима Живая природа. Животные Времена года. Весна Живая природа. Человек Времена года. Лето Итого: 12 6 12 6 8 6 11 5 66 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов Название раздела,темы Неживая природа. Долгота дня Времена года. Осень Неживая природа. Вода Времена года. Зима Живая природа. Растения Живая природа. Животные Времена года. Весна Живая природа. Человек Времена года. Лето Итого: 4 4 4 4 3 3 4 4 4 34 Практическая работа 1 1 2 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела,темы Неживая природа Времена года. Осень Живая природа. Растения Времена года. Зима Живая природа. Животные Времена года. Весна Живая природа. Человек Времена года. Лето Итого: Количество часов Практическая работа 4 3 7 3 7 3 5 2 34 1 1 1 3 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов Название раздела,темы Времена года. Осень Живая природа. Растения Времена года. Зима Неживая природа Живая природа. Животные Времена года. Весна Живая природа. Человек Безопасное поведение Времена года. Лето Итого: V. № п\п 3 7 3 4 4 3 3 2 5 34 Практическая работа 1 1 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Тема урока Неживая природа - 12 часов 1. Живая и неживая природа 2. Живая и неживая природа 3. Земля и Солнце 4. Смена времен года 5. День и ночь 6. Небо днем и ночью 7. Сутки 8. Сутки. Занятие людей в течение суток 9. Сутки. Занятие людей в течение суток 10. Значение Солнца в жизни человека 11. Солнце и жизнь растений 12. Времена года Времена года. Осень – 6 часов 13. Осень. Признаки осени. Экскурсия 14. Осень . Признаки осени 15. Осень. Признаки осени. Осенние месяцы 16. Занятия и одежда людей осенью 17. Осень. Урожай 18. Осень. Грибы Живая природа. Растения– 12часов 19. Растения. Части растений 20. Растения. Строение и сходство растений 21. Различия растений. Разнообразие растений 22. Семена растений 23. Плоды. Овощи 24. Плоды. Фрукты 25. Ягоды 26. Овощи, фрукты, ягоды 27. Приспособление растений к сезонным изменениям Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. Приспособление растений к разным условиям жизни 29. Уход за растениями 30. Растения (обобщающий урок) Времена года. Зима – 6 часов 31. Зима. Признаки зимы. Экскурсия 32. Признаки зимы. Зимние месяцы 33. Зимующие птицы 34. Животные зимой 35. Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой 36. Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой Живая природа. Животные – 8 часов 37. Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые 38. Сходство и различие животных 39. Сходство и различие животных 40. Детѐныши животных 41. Домашние животные 42. Дикие животные 43. Приспособление животных к смене времѐн года 44. Животные (обобщающий урок) Времена года. Весна – 6 часов 45. Весна. Признаки весны. Экскурсия 46. Признаки весны. Весенние месяцы 47. Перелѐтные птицы весной 48. Животные весной 49. Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной 50. Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной Живая природа. Человек – 11 часов 51. Человек. Отличия по полу и возрасту 52. Человек. Части тела 53. Человек. Части тела 54. Гигиенические навыки 55. Лицо человека 56. Глаза. Охрана зрения 57. Уши. Орган слуха 58. Нос. Орган дыхания 59. Рот. Орган вкуса 60. Кожа. Орган осязания 61. Осанка. Скелет и мышцы человека Времена года. Лето - 5 часов 62. Лето. Признаки лета. Экскурсия 63. Признаки лета Летние месяцы 64. Животные и растения летом 65. Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы 66. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 66 2 класс № п\п Кол-во часов Тема урока Неживая природа. Долгота дня – 4 часа 1. Влияние солнца на смену времен года 2. Сутки 3. Долгота дня летом 4. Долгота дня зимой Времена года. Осень – 4 часа 5. Изменения в природе осенью. Экскурсия 6. Растения осенью 7. Животные и птицы осенью. Перелѐтные птицы 8. Занятия людей осенью Неживая природа. Вода – 4 часа 9. Вода. Свойства воды 10. Температура воды Термометр. Практическая работа 11. Вода в природе. Водоемы 12. Значение воды Времена года. Зима – 4 часа 13. Время года: зима Признаки зимы. Названия зимних месяцев 14. Природа зимой. Экскурсия 15. Растения и животные зимой 16. Занятия людей зимой Живая природа. Растения – 3 часа 17. Растения. Части растений 18. Жизнь растений. Комнатные растения. Практическая работа 19. Овощи. Сад Живая природа. Животные - 3 часа 20. Животные домашние и дикие 21. Породы животных Сходство и различия 22. Рыбы Времена года. Весна - 4 часа 23. Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия 24. Растения весной 25. Животные и птицы весной 26. Занятия людей весной Живая природа. Человек – 4 часа 27. Гигиена тела человека. Закаливание 28. Питание человека. Органы пищеварения 29. Пища человека. Правильное питание 30. Профилактика пищевых отравлений Времена года. Лето - 4 часа 31. Изменения в природе летом. Экскурсия 32. Растения летом 33. Животные летом 34. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 34 3 класс № п\п Кол-во часов Тема урока Неживая природа – 4 часа 1. Солнце. Режим дня 2. Календарь 3. Воздух. Термометр. Практическая работа 4. Ветер. Поведение человека во время урагана Времена года. Осень – 3 часа 5. Осень. Календарь 6. Растения и животные осенью 7. Занятия людей осенью Живая природа. Растения – 7 часов 8. Сравнение растений 9. Части растений: корни, стебли 10. Части растений: листья, цветы. Практическая работа 11. Растения сада 12. Лес. Растения леса 13. Плоды и семена. Лесные ягоды 14. Грибы Времена года. Зима – 3 часа 15. Зима. Признаки зимы 16. Растения и животные зимой 17. Занятия людей зимой Живая природа. Животные – 7 часов 18. Дикие животные 19. Домашние животные 20. Сравнение животных 21. Правила ухода за домашними животными 22. Птицы 23. Перелетные, зимующие птицы 24. Хищные, певчие птицы Времена года. Весна - 3 часа 25. Весна. Признаки весны 26. Растения и животные весной 27. Занятия людей весной Живая природа. Человек – 5 часов 28. Человек. Дыхание человека 29. Профилактика простудных заболеваний 30. Сердце. Кровь. Пульс. Практическая работа. 31. Окружающая среда и здоровье человека 32. Питание человека Времена года. Лето – 2часа 33. Изменения в природе летом. Экскурсия 34. Занятия людей лето. Безопасные летние каникулы Итого 34 4 класс № п\п Кол-во часов Тема урока Времена года. Осень - 3 часа 1. Сезонные изменения в природе. Осень 2. Растения и животные осенью 3. Труд людей осенью. Огород Живая природа. Растения - 7 часов 4. Растения. Огород 5. Лес. Сад 6. Растения культурные и дикорастущие 7. Лекарственные растения 8. Красная книга 9. Парки 10. Растения поля Времена года. Зима - 3 часа 11. Зима. Признаки зимы 12. Растения и животные зимой 13. Труд людей зимой Неживая природа - 4 часа 14. Неживая природа. Почва 15. Песок, глина, перегной 16. Камни. Практическая работа 17. Рельеф. Горы и равнины Живая природа. Животные - 4 часа 18. Домашние животные 19. Птицы 20. Дикие птицы 21. Зоопарки Времена года. Весна - 3 часа 22. Весна. Растения весной 23. Животные весной 24. Труд людей весной Живая природа. Человек – 3 часа 25. Человек. Мозг человека 26. Режим дня. Практическая работа 27. Охрана природы Безопасное поведение – 2 часа 28. Безопасное поведение дома и в школе 29. Правила дорожного движения. Транспорт Времена года. Лето - 5 часов 30. Лето. Растения летом 31. Животные летом 32. Труд людей летом 33. Безопасные летние каникулы 34. Безопасные летние каникулы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 34