ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Рассмотрен и Принят» на педагогическом совете Протокол № 7 от 31.08.2023 «Утверждаю» Приказ №_____ от 31.08.2023 г. Исполняющая обязанности директора МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8» __________________ Сидорова М. П. Учебный план по АООП НОО для обучающихся для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) на 2023-2024 учебный год Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, коррекционных занятий, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Пояснительная записка (извлечение из АООП образования, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, (вариант 6.2.) Учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее ― Учебный план), реализующих АООП для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2.), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МКОУ «Талицкая ООШ № 8» (далее - школа ) включает две части: 1). Обязательная часть, включает: образовательные области, представленные учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, педагогомпсихологом, учителем; Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов Обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 2). II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: образовательные области, коррекционные курсы; Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения (учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и др.). 1.2.. Нормативно – правовое обоснование При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Cанитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2.),. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Локальные нормативные документы учреждения: Устав МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»; Выписка из реестра лицензий на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962 Образовательные программы начального общего, основного общего образования МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8», принятые педагогическим советом школы, утвержденные приказом директора школы; 1.3. Учебный план на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиНом 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15 1.4. Учебный план школы реализует: адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2.),). Нормативный срок обучения 10 лет (1 – 9 класс). С 01 сентября 2016 года введены пролонгированные сроки обучения в начальной школе, т.е обучение с дополнительным 1 классом. 1.5. Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объѐм рабочего времени, отводимого на их изучение, составлен с учѐтом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ. Образовательные учреждения для использования при реализации образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 с изм. от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535 ); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. 2. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Данный учебный план составлен для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2),. образовательная программа школы предусматривает инклюзивное обучение детей в общеобразовательных классах. 2.1. Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, согласованным с Учредителем и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год. Образовательное учреждение функционирует с 08.30 до 17.00, кроме выходных и праздничных дней. Образовательный процесс проводится во время учебного года. В соответствии с календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год устанавливается следующая продолжительность учебного года: Учебный год начинается 01.09.2023 года заканчивается 20.05.2024 года Класс Недели 1 33 учебные недели 2–9 34 учебные недели Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых во 2 - 9 классах выставляются отметки. В 1 (дополнительном) классе и в 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней, дополнительные каникулы в первых классах - 7 календарных дней, летом - 8 календарных недель. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней. Обучение осуществляется в одну смену. Начало уроков в 8 – 30минут. Проведение нулевых уроков запрещено Продолжительность уроков: 1 класс – 35 минут (I и II четверти) 1 класс - 40 минут (III и IV четверти) 2 – 9 классы - 40 минут Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков; − для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков − для обучающихся 5-9 классов – не более 7 уроков 4 (5) уроки в 1-х классах проводятся в иной образовательной среде по предметам. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и коррекционных занятий. Плотность учебной работы на уроках по основным предметам не превышает 80 %. 2.2. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. 2.3. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением в соответствии с СанПиНом 2.4.2.3286-15. В I-IX классах допускается только пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.3286-15). 2.4. При организации обучения в форме надомного обучения учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС общего образования или ФБУП. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательным учреждением. 2.5. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательного учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательного учреждения, также подлежат тарификации. 2.6. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях, в школе созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объѐме не менее 2 часов); − гимнастика до учебных занятий; − динамические паузы в середине учебного дня; − проведение гимнастики и физкультминуток на уроках; − подвижные игры на переменах; − уроки физической культуры; − внеклассные спортивные мероприятия. Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй половине дня после уроков. 2.7. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15. Максимально допустимое количество часов в режиме 5-ти дневной учебной недели: Классы I1 (I) II III IV V VI VII VIII IX Максимальная нагрузка, часов 21 23 23 23 29 30 32 33 33 2.8. Расписание звонков для 1 класса в соответствии с требованиями СанПиН I четверть II четверть 1 урок 8.30 – 9.05 2 урок 9.15 – 9.50 Динамическая пауза 10.00 – 10.40 3 урок 10.40 – 11.15 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок 1 урок 8.30 – 9.10 2 урок 9.20 – 10.00 Динамическая пауза 10.10 – 10.50 3 урок 10.50 – 11.30 4 урок 11.40 – 12.20 III-- IV четверти 1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 Динамическая пауза 10.20 – 11.00 3 урок 11.00 – 11.45 4 урок 11.55 – 12.40 5 урок 12.50 – 13.35 Расписание звонков для 2-9 классов в соответствии с требованиями СанПиН I четверть 2 четверть 3 четверть 8.30 - 9.10 8.30 - 9.10 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 9.20 -10.00 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 10.10 - 10.50 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 11.10 - 11.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 12.10 - 12.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 13.10 -13.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 14.00 - 14.40 14.00 - 14.40 4 четверть 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной деятельности и дополнительного образования - 30 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности – не менее 35 минут. 2.9. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в пределах 1 часа (во II- XII классах). 2.10. В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет. В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами. Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школа может использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», и др. Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения. 3. Особенности учебного плана. Учебный план образовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2),, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В процессе усвоения учебных предметов, учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. . Учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Так, в учебном плане на 2023/2024 учебный год в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и их особенностями основной акцент делается на воспитание культуры речи и общения; на развитие познавательных способностей детей, формирование прочных навыков учебной деятельности. 4. Особенности учебных предметов НОО УМК " Школа России".Учебно-методический комплекс «Школа России» имеет потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, дает реальную возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования, предусматриваетэффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. УМК «Школа России» построен на единые для всех учебные предметы основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает завершенные предметные линии. Учебный план в 1– 4 классах по ФГОС НОО определяет: Структуру обязательных предметных областей: Учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся. Организацию внеурочной деятельности (План работы воспитательно-внеурочной деятельности). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учебный план 1 – 4 классов на 2023 - 2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Трудоемкость учебных предметов учитывается при составлении расписания занятий с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании занятий различные по сложности предметы распределены в течение дня и недели. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 1 час 30 минут. 1. 2. 3. 4. 4.1.Особенности изучения учебных предметов. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Предметная область «Русский язык и литература» Русский язык Изучение курса русского языка на уровне начального общего образования направлено на формирование стремления к его грамотному использованию, русский язык становится для учеников 1 - 4 классов основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». После данного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Во 2 и 4 классах изучается курс «Русский язык». В процессе изучения русского языка, обучающиеся 1- 4 классов получают возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, учатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий Литературное чтение Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на формирование у обучающихся 1- 4 классов значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Ученики 1-4 классов должны научиться эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Предметная область «Иностранный язык» «Иностранный язык» (английский) Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Предметная область «Математика и информатика» «Математика» В ходе изучения учебного предмета «Математика» обучающиеся 1- 4 классов учатся навыкам счета, осваивают навыки использования начальных математических знаний для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладевают основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретают необходимые вычислительные навыки; учатся применять математические знания и представления, а также методы информатики для решения учебных задач в повседневных ситуациях. Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» Окружающий мир В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, приобрести целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук. Данные задачи решаются путем включения материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики Согласно приказу МО и РФ (от 18 декабря 2012г. № 1060) произошло изменение названия предметной области в системе ФГОС начального общего образования: вместо "Основы духовно-нравственной культуры народов России" введено "Основы религиозных культур и светской этики". Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе 1 час в неделю. Целью данного предмета является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителя других культур и мировоззрений. Основными задачами являются: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); - развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно- смысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; - развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Предметная область «Искусство» включает 2 учебных предмета: «Музыка», «Изобразительное искусство» Музыка Учебный предмет «Музыка» направлен на формирование у обучающихся 1уровня основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивает образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Изобразительное искусство Основная цель обучения учащихся изобразительному искусству в 1-4 классах формирование основы художественной культуры, развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств. Предметная область «Технология» Технология Основная задача курса «Технология» для учащихся 1-4 классов - обучение использованию приобретенных знаний и умений для творческой самореализации. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач закладывает пространственное воображение, эстетические представления, формирует внутренний план действий, мелкую моторику рук. Предметная область «Физическая культура» На освоение курса «Физическая культура» в учебном плане отводится 3 часа. В результате обучения учащихся 1-4 классов основам предмета предполагается, что они начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Во всех дисциплинах Учебного плана важное место отводится формированию первоначальных элементов информационно – коммуникативной компетентности, освоению компьютерной грамотности. Из-за организации учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели и с учѐтом требований СанПиН к максимальному количеству недельной нагрузки в учебном плане 1-4 классов отсутствуют часы в части, формируемой участниками образовательного процесса. Поэтому в 1-4 классах раздел учебного плана «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно - полезные дела, социальное проектирование и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их семей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся только учителями общеобразовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся. Система оценивания в начальной школе различна. В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Педагогами используется Портфолио, где фиксируются результаты продвижения ученика в учебной, воспитательной, досуговой, трудовой видах деятельности. Система отслеживания результатов достижений учащихся в условиях безотметочного обучения регламентируется соответствующим положением, системой оценки достижений планируемых результатов. Со второго класса используется 5-ти балльная система оценивания. По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля – это административные, районные, областные контрольные работы. Завершающим этапом, в конце 4 класса, является проведение тестирования учащихся по всем основным предметам. Мониторинг образования учащихся школы проводится в соответствии с программой мониторинга. В начальной школе реализуются технологии традиционного обучения, игровые, информационные, проектные, тестовые технологии и технологии, разработанные и рекомендованные УМК «Школа России». Для реализации потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Учебный план реализуется средствами УМК «Школа России», рекомендованных Федеральным перечнем учебников Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г. и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный перечень учебников № 08- 900 от 17 июня 2015 г. Учебный план в 1-4 классах на 100% обеспечен учебниками по всем предметам. 4.2. Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) недельный Предметные области Количество часов в неделю Учебные предметы 1 всего 2 3 4 5 5 5 5 20 4 4 4 4 16 – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 21 23 23 23 90 21 23 23 23 90 Классы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознаниеи естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Футбол в школу Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневнойучебной неделе 3 Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) годовой Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю 1 2 3 4 всего 170 170 675 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение 165 132 170 136 136 136 540 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Иностранный язык (английский) Математика 132 68 136 68 68 204 136 136 540 68 68 270 34 34 Окружающий мир 66 68 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Футбол в школу Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневнойучебной неделе 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 66 68 68 68 270 660 748 748 816 2972 Передана на увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» 33 34 34 101 693 782 782 816 3073 693 782 782 816 3073 5. Особенности учебных предметов ООО 1. 2. 3. 4. В 5 - 9 классах продолжится преемственность с начальной школой в работе по УМКО «Школа России». Учебный план в 5 – 9 классах по ФГОС ООО определяет: Структуру обязательных предметных областей: русский язык и литература иностранный язык общественно-научные предметы математика и информатика естественнонаучные предметы основы духовно-нравственной культуры народов России искусство технология физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся. Организацию внеурочной деятельности (План работы воспитательновнеурочной деятельности). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учебный план 5 – 9 классов на 2023 - 2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Трудоѐмкость учебных предметов учитывается при составлении расписания занятий с учѐтом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании занятий различные по сложности предметы распределены в течение дня и недели. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 40 минут. 5.1.Особенности изучения учебных предметов. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Предметная область «Русский язык и литература» «Русский язык» Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Литература Цель изучения литературы на этапе основного общего образования формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи: осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания творческого, - формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование у школьника стремления сознательно планировать своѐдосуговое чтение. Предметная область «Иностранный язык» Реализуется в рамках учебных предметов «Иностранный язык» (английский) В рамках учебного предмета «Иностранный язык» 5-9 классах изучается английский язык В 5 – 9-х классах – 3 часа в неделю (английский язык). Основной целью изучения иностранного языка является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, информационной, общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования). Изучение предмета «Английский язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др. Предметная область «Общественные и научные предметы Предметная область «Общественные и научные предметы» реализуется в рамках учебных предметов «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География» «Всеобщая история» Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно дает обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально¬культурных, политических, территориальных и иных условиях. Учебный предмет «Всеобщая история» изучается в 5 классе 2 часа в неделю «История России» Целью учебного предмета «История России» является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю. На изучение учебного предмета «История России» выделяется: в 6 – 9 классах – 2 часа в неделю «Обществознание» Изучение учебного предмета «Обществознание» обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности толерантности, приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальныхотношений. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». «География» Изучение учебного предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально- экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Математика и информатика» Учебный предмет «Математика» изучается в 5,6 классах. В 7-9 классах изучаются учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия». Математика Изучение учебного предмета «Математика» направлено на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования; интеллектуальное развитие (точность мысли, критичность, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений); воспитание культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса. Алгебра Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Геометрия Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолженияобразования. В курсе геометрии 7—9 классов представлены следующие содержательные линии: «Геометрические фигуры», «Отношения», «Измерения и вычисления», «Геометрические построения», «Геометрические преобразования», «Векторы и координаты на плоскости». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: развиваются представления о геометрии как науке; об истории возникновения геометрии как примера науки, первые проблемы которой были поставлены практической деятельностью человека; формируются знания учащихся о геометрических объектах и их свойствах, формулах вычисления геометрических величин; формируются навыки построения и измерения геометрических фигур, решения задач; развивается логическое мышление, воображение, математический язык и др. «Информатика» Учебный предмет «Информатика» как самостоятельный учебный предмет изучается с 7 по 9 класс по 1 часу в неделю. Данная программа реализуется по УМК под редакцией БосовойЛ.Л., выпускаемым издательством «БИНОМ». Цель изучения информатики в школе - достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Информатика» в соответствии с требованиями,утвержденными ФГОС. Изучение информатики в школе решает следующие образовательные задачи: обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание в процессе изучения предмета условий для: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одарѐнных; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека; формирование компетентностей в области практического использования информационнокоммуникационных технологий, развитие информационной культуры и алгоритмического мышления, реализация инженерного образованияна уровне основного общего образования. Теоретический материал излагается в виде проблемных лекций, направляющих текстов и сопровождается электронными образовательными ресурсами. При изучении учебного предмета «Информатика» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приѐмов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. Элементарная математика Программа курса «Элементарная математика», ориентирована на приобретение определѐнного опыта решения задач различных типов, позволит ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Курс способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики, систематизацию знаний по основным разделам школьной программы. Цели: систематизировать знания и умения по предмету, подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ГИА-9 в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам. Предметная область «Естественно –научные предметы» «Физика» Учебный предмет «Физика» знакомит обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развивает компетенции в решении инженерно-технических и научноисследовательских задач. Цели реализации программы: достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Физика»в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС; Задачами реализации программы учебного предмета являются: обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание в процессе изучения предмета условий для: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирование компетентностей в области практического использования информационнокоммуникационных технологий, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования; приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальныхисследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека. «Химия» Изучение учебного предмета «Химия» обеспечивает формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; овладение основами химической грамотности. Цели реализации программы: достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС. Задачами реализации программы учебного предмета являются: формирование первоначальных систематизированных веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. «Биология» Особенностью учебного предмета «Биология» является то, что общие биологические закономерности изучаются последовательно во всех классах на уровне основного общего образования. Изучение курса «Биология» начинается с вводного курса, изучаемого в 5 и 6 классах, который вводит учащихся в мир общих биологических понятий. В 7 - 9 классах изучение учебного предмета «Биология» продолжается. Изучение предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей: наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основы духовно-нравственной культуры народов России Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающиеся могут читать более серьѐзные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Предметная область «Искусство» «Музыка» Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение цели: развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Целью изучения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования является развитие творческого потенциала подростка в процессе формирования его музыкальной культуры. «Изобразительное искусство» Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5,6,7 классах направлено на решение задачи формирования художественного мировоззрения школьников, акцент делается на освоение изобразительных и выразительных средств изобразительного искусства в тесной связи с другими видами искусства. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально пространственного мышления учащихся как формы эмоционально- ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятиявизуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельнымдействиям в ситуации неопределѐнности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культурыкак к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ееархитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественнойкультуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Предметная область «Технология» «Технология» В результате изучения предмета, обучающиеся овладеют методами учебноисследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. Цели программы: Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных технологий и перспектив их развития. Формирование технологической культуры, проектно –технологического мышления, учебноисследовательской деятельности учащихся. Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных учебных действий. Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования вконтексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Предметная область «Физическая культура и Основы безопасностижизнедеятельности» Основы безопасности жизнедеятельности» Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Цель: понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных задач: безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию; формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам иасоциальному. «Физическая культура» В содержание учебного предмета «Физическая культура» включены теоретические сведения об истории физической культуры и спорта, необходимые предметные термины и понятия и, вместе с тем, содержатся материалы, позволяющие школьнику самостоятельно овладевать основами двигательной деятельности с оздоровительной направленностью. Общие цели образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятийфизическими упражнениями; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими курсами: «Биология» - 7 класс – 1 час в неделю, данный учебный предмет включен с целью формирование фундамента для дальнейшего изучения данного предмета в системном курсе предмета «Биология» 8 - 9 классов. Основы духовно-нравственной культуры народов России - введен 1 час в 5 классе и 1 час в 8 классе Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающиеся могут читать более серьѐзные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). «Элементарная математика» - введен в 9 классе – 1 час в неделю. Учитывая особое место и роль в основном общем образовании таких предметов, как математика, обязательность сдачи в формате ГИА-9 для всех без исключения выпускников школ, для подготовки конкурентоспособных обучающихся в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, для отработки практических навыков решения нестандартных математических задач, с целью получения дополнительной подготовки к государственной итоговой аттестации в новой форме. 5.2. Учебный план АООП основного общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) недельный Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литература Литература Иностранный язык. Иностранный язык (английский) Математика Математика и информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия Биология ОДНКНР ОДНКНР Музыка Искусство Изобразительное Искусство Технология Технология VI VII VIII IX Всего 5 3 3 6 3 3 4 2 3 3 2 3 3 3 3 21 13 15 5 5 10 9 6 2 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - 4 3 2 2 2 1 1 8 2 3 2 8 4 8 7 4 7 2 Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности и Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого обязательная Часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Элементарная информатика математика Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого по учебному плану Максимально допустимая недельная Нагрузка 1 1 2 3 3 3 3 3 14 28 30 31 32 33 154 1 1 1 1 2 29 30 32 33 33 157 29 30 32 33 33 157 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 0,5 0,5 2,5 9,5 Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Профориентация Введение в новейшую историю России Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 1 2 2 2 Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) годовой Предметные области Учебные предметы Количество часов за год Классы V Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литература Литература Иностранный язык Иностранный язык. (английский) Математика Математика и Алгебра информатика Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история Обществознание География Физика ЕстественноХимия научные предметы Биология ОДНКНР Искусство Технология ОДНКНР Музыка Изобразительное искусство Технология VI Всего VII VIII IX 136 68 102 102 68 102 102 68 102 714 408 510 102 68 34 102 68 34 102 68 34 340 306 204 102 34 34 34 34 68 34 34 68 34 68 68 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 34 68 68 68 68 68 34 68 102 68 68 34 34 34 68 68 68 34 170 102 102 204 102 102 170 170 68 34 102 68 272 136 272 238 136 238 68 136 102 272 Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Итого обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Элементарная информатика математика Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого по учебному плану Максимально допустимая недельная нагрузка Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Профориентация Введение в новейшую историю России Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности 102 34 34 68 102 102 102 102 510 952 1020 1054 1088 1088 5202 34 34 34 34 68 986 1020 1088 1122 1088 5304 986 1020 1088 1088 1088 5338 34 34 34 34 34 34 34 34 34 17 170 136 17 34 68 68 68 85 323 6. Программно-методическое обеспечение к учебному плану начального и основного общего образования (вариант 6.2) Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. При изучении предметов, компонента образовательного учреждения и предметов части формируемой участниками образовательного процесса допускается использование пособий рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации и утвержденных на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2020 года Русский язык Литературное чтение Наименование программы Статус государственная, авторская) ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык ФГОС НОО Образовательная Государствен ная Государствен ная Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) % обеспеченности Учебный предмет Перечень предметных учебных дисциплин Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Английский язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Родной язык система «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. ,Голованова М.В. и др. Литературное чтение М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Моро М.И. Математика ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Плешаков А.А. ФГОС НОО Кураев А.В.. Шемшурина А.И Основы светской этики. Основы светской этики. ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М./ ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Е.Д. Крицкая ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Роговцева Н.И., Боданова Н.В., Фрейтаг И.П. ФГОС НОО Образовательная система «Школа России». В.И. Лях Соответствует ФГОС НОО Авт. О. Александрова Государствен ная Издательство «Титул» 2-4 базовый 100 100 Государствен ная Москва Дрофа 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Дрофа 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый Государствен ная \ Москва Просвещение Государствен ная \ Москва Просвещение 2018 100 100 1-4 базовый 1-4 базовый 100 Предмет Русский язык Литература Математика Алгебра Геометрия Информатика Информатика ИКТ Физика Всеобщая история История России Естествознание География История Урала с древнейших времен до конца 19 века Биология Наименование программы ФГОС ООО Т.А. Ладыженская, М.Т Баранов и др. ФГОС ООО Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. – М.: ФГОС Виленкин Н.Я. ФГОС Колягин Ю.М. и др ФГОС Атанасян Л.С. и др. ФГОС БосоваЛ.Л. БосоваА.Ю. и ФГОС БосоваЛ.Л. БосоваА.Ю. ФГОС Перышкин А.В. ФГОС А.А. Вигасин ФГОС А.В. Торкунов 6,7 класс, Е.В. Агибалова 6 класс, А.Я Юдовская 7 класс. ФГОС Л.Н. Боголюбова 5-7 класс. ФГОС «Полярная звезда» А.И. Алексеев Н.Б.Виноградов, Г.Н. Чагин В.А .Шкерин ФГОС А.А Плешаков ФГОС Н.И Сонин ФГОС Технология В.Д.Симоненко, Иностранный язык ФГОС В. П. Кузовлев, «английский» Н.М. Лама ФГОС ООО Изобразительное Неменская Л.А., искусство Неменский Б.М. Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) Москва Просвещение Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) Москва, Дрофа 5-7-8 Москва, Мнемозина Москва, Просвещение Москва, Просвещение Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний Москва, Дрофа Москва «Просвещение» 5 – 6 -8 5-7-8 базовый 7-8 7-8 7-8 5–6-8 7-8 5 Москва «Просвещение» 6 -7-8 Москва «Просвещение» 5-6--7-8 Москва «Просвещение» 5-6-7-8 Издательство Сократ, Екатеринбург 2005 Москва, Дрофа. Москва, Дрофа. Москва, Вентана-Граф» Москва «Просвещение» 6-7-8 Москва «Просвещение» 5 6 – 7-8 5- 6 -7-8 6-7-8 -9 5-8 Музыка Физическая культура Русский язык ФГОС ООО Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ФГОС ООО Образовательная система «Школа России». В .И. Лях ФГОС ООО М.Разумовская Родной язык О. Александрова Литература ФГОС ООО В.Я.Коровина Алгебра ФГОС Колягин Ю.М. и др ФГОС А.И.Алексеев ФГОС Перышкин А.В. ФГОС Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.А. ФГОС Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. ФГОС Боголюбов Л.Н. ФГОС Алексеев А.И. ФГОС Пасечник В.В. ФГОС О.Афонасьева Геометрия Физика История России Всеобщая история Обществознание География Биология Английский язык Москва «Просвещение» 5-8 Москва Просвещение 5 6 7-8-9 базовый Москва Просвещение 9 базовый \Москва Просвещение 2018 \Москва Просвещение 2018 5 базовый 9 базовый Москва, Просвещение Москва, Просвещение Москва, Дрофа Москва «Просвещение» 9 базовый 9 базовый 9 Москва «Просвещение» 9 базовый Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» 9 базовый 9 базовый 9 базовый 9 базовый 9 базовый Учебно-методический комплекс части, формируемой участниками образовательных отношений Предмет Основы духовнонравственной культуры народов России Элементарная математика Наименование программы ФГОС. Н.Ф. Виноградова Основы духовнонравственной культуры народов России (ОДНКНР) ФГОС. А.Г. Мерзляк «Алгебра» Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) Москва, Вентана-Граф» Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) Москва, Вентана-Граф» 9 базовый 5,8 базовый 7. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года и осуществляется в формах административных контрольных работ, тестов, зачѐтов, диктантов, изложений, защиты реферата, проекта. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по итогам учебного года Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением. Перечень учебных предметов, сроки проведения промежуточной аттестации определяются планом работы школы на текущий учебный год, утверждаются приказом директора школы. График (проект) промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится за 1-2 недели до окончания четверти в соответствии с календарным учебным (годовым графиком) Учебный предмет 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Литературное чтение Тестирование Техника чтения Контрольная работа Тестировани Техника чтения Контрольная работа Тестировани Техника чтения Контрольная работа Контрольная работа ВПР Тестировани Техника чтения Контрольная работа Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный язык (английский) Математика Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Окружающий мир Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа ВПР Контрольная работа ВПР тестирование Родной (русский) язык Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство презентация презентация Презентация презентация презентация Презентация презентация Технология презентация презентация Презентация презентация Физическая культура Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Учебный предмет Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Контрольная работа тестирование тестирование Контрольная работа тестирование тестирование Контрольная работа тестирование тестирование КР в форме ОГЭ тестирование тестирование контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа 9 класс КР в форме ОГЭ тестирование КР в формате ОГЭ контрольная работа Математика Алгебра контрольная работа контрольная работа тестирование тестирование Геометрия тестирование тестирование Информатика контрольная работа контрольная работа тестирование История России. Всеобщая история Обществознание География тестирование тестирование контрольная работа тестирование проектная работа тестирование проектная работа тестирование проектная работа тестирование Физика тестирование Химия тестирование тестирование Биология тестирование тестирование Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология тестирование тестирование зачѐт проектная работа проектная работа контрольное тестирование Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура тестирование тестирование тестирование зачѐт проектная работа проектная работа зачѐт проектная работа проектная работа зачѐт контрольное тестирование контрольное тестирование контрольное тестирование проектная работа проектная работа КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ контрольная работа КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ проектная работа проектная работа контрольное тестирование 8.Внеурочная деятельность В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)