ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Рассмотрен и Принят» на педагогическом совете Протокол № 7 от 31.08.2023 «Утверждаю» Приказ №_____ от 31.08.2023 г. Исполняющая обязанности директора МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8» __________________ Сидорова М. П. Учебный план по АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями речи на 2023-2024 учебный год Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, коррекционных занятий, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Пояснительная записка (извлечение из АООП НОО для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МКОУ «Талицкая ООШ № 8» (далее - школа ) включает две части: 1). Обязательная часть, включает: образовательные области, представленные учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом, педагогом-психологом, учителем; Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов Обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 2). II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: образовательные области, коррекционные курсы; Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения (учителя.). 1.2. Нормативно – правовое обоснование При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Примерной АООП НОО для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Локальные нормативные документы учреждения: Устав МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»; Выписка из реестра лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962. 1.3. Учебный план на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиНом 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15 1.4. Учебный план школы реализует: АООП НОО для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет. (извлечение примерной АООП) 1.5. Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объѐм рабочего времени, отводимого на их изучение, составлен с учѐтом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ. Образовательные учреждения для использования при реализации образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 с изм. от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, программ. учебного плана основных общеобразовательных 2. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Данный учебный план составлен для детей для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) образовательная программа школы предусматривает инклюзивное обучение детей в общеобразовательных классах. 2.1. Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, согласованным с родителем (законным представителем) и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, календарным учебным графиком на 2020/2021 учебный год. В соответствии с календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год устанавливается следующая продолжительность учебного года: Учебный год начинается 01.09.2023 года заканчивается 20.05.2024 года Класс 1 2–4 5–8 9 Недели 33 учебные недели 34 учебные недели 34 учебные недели 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период) Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых во 2 - 9 классах выставляются отметки. В 1 (дополнительном) классе и в 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней, дополнительные каникулы в первых классах - 7 календарных дней, летом - 8 календарных недель. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней. Обучение осуществляется в одну смену. Начало уроков в 8 – 15 часов. Проведение нулевых уроков запрещено Продолжительность уроков: 1 класс – 35 минут (I и II четверти) 1 класс - 40 минут (III и IV четверти) 2 – 9 классы - 40 минут индивидуальные занятия от 25 минут Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков; − для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков; − для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков; − для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков. 4 (5) уроки в 1-х классах проводятся в иной образовательной среде по предметам. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и коррекционных занятий. Плотность учебной работы на уроках по основным предметам не превышает 80 %. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; − для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков − для обучающихся 5-9 классов – не более 7 уроков. 2.2. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. 2.3. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением в соответствии с СанПиНом 2.4.2.3286-15. В I-IX классах допускается только пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.3286-15). 2.4. При организации обучения в форме надомного обучения учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС общего образования или ФБУП. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательным учреждением. 2.5. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях, в школе созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объѐме не менее 2 часов); − гимнастика до учебных занятий; − динамические паузы в середине учебного дня; − проведение гимнастики и физкультминуток на уроках; − подвижные игры на переменах; − уроки физической культуры; − внеклассные спортивные мероприятия. Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй половине дня после уроков. 2.7. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15. Максимально допустимое количество часов в режиме 5-ти дневной учебной недели: Классы I1 (I) II III IV V VI VII VIII IX Максимальная нагрузка, часов 21 23 23 23 29 30 32 33 33 2.3. Расписание звонков для 1 класса в соответствии с требованиями СанПиН I четверть 1 урок 8.30 – 9.05 2 урок 9.15 – 9.50 Динамическая пауза 10.00 – 10.40 3 урок 10.40 – 11.15 II четверть III-- IV четверти 1 урок 8.30 – 9.10 2 урок 9.20 – 10.00 Динамическая пауза 10.10 – 10.50 3 урок 10.50 – 11.30 4 урок 11.40 – 12.20 1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 Динамическая пауза 10.20 – 11.00 3 урок 11.00 – 11.45 4 урок 11.55 – 12.40 5 урок 12.50 – 13.35 Расписание звонков для 2-9 классов в соответствии с требованиями СанПиН I четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 урок 8.30 - 9.10 8.30 - 9.10 8.30 - 9.10 8.30 - 9.10 2 урок 9.20 -10.00 9.20 -10.00 9.20 -10.00 9.20 -10.00 3 урок 10.10 - 10.50 10.10 - 10.50 10.10 - 10.50 10.10 - 10.50 4 урок 11.10 - 11.50 11.10 - 11.50 11.10 - 11.50 11.10 - 11.50 5 урок 12.10 - 12.50 12.10 - 12.50 12.10 - 12.50 12.10 - 12.50 6 урок 13.10 -13.50 13.10 -13.50 13.10 -13.50 13.10 -13.50 7 урок 14.00 - 14.40 14.00 - 14.40 14.00 - 14.40 14.00 - 14.40 . Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной деятельности и дополнительного образования - 30 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности – не менее 35 минут. 2.8. В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет. В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами. Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школа может использовать слудующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», и др. Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМСсообщения. 3. Прогнозируемый педагогический результат. 1. Повышение качества освоения образовательных программ учащимися с разными уровнями возможностей за счет создания и использования программно-педагогических средств, современных педагогических технологий и совершенствования материально-технической базы учебного процесса. 2. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. 3. Усиление социальной защищенности обучающихся. 4. Создание здоровьесозидающей образовательной среды. 5. Повышение уровня воспитанности обучающихся, развитие личностных качеств, способствующих их успешной социальной адаптации. 6. Расширение услуг дополнительного образования. 7. Удовлетворенность и комфорт для всех участников образовательного процесса. 4. .Особенности учебного плана. Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений. Цель учебного плана школы: дать обучающимся оптимальный объем знаний для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Цели работы коллектива: 1. Создание системы образования, обеспечивающей условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их особенностями. Задачи: 1. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи; 2. Психокоррекция и психолого-профилактическая работа с детьми; 3. Создание системы ориентации школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении. Цель и задачи школы позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает адаптацию выпускников в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в учреждениях профессионального образования и для работы в различных сферах. 4. Требования к объему домашних заданий. Обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью домашние задания не задаются. Учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Так, в учебном плане на 2023/2024 учебный год в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и их особенностями основной акцент делается на воспитание культуры речи и общения; на развитие познавательных способностей детей, формирование прочных навыков учебной деятельности. 4. Особенности учебных предметов НОО Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 1. Язык и речевая практика 1.1. Речь и альтернативная коммуникация. 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). 2. Математика. 2.1. Математические представления 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 3. Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. 3.2. Человек 1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. 3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умение следить за своим внешним видом. 4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. 3.3. Домоводство. 1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома. Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. 3.4. Окружающий социальный мир 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3) Развитие межличностных и групповых отношений. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. 4. Искусство 4.1. Музыка и движение. 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. 4.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. 5. Технологии 5.1. Профильный труд. 1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания. Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности. Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. 2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. 6. Физическая культура. 6.1. Адаптивная физкультура. 1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств). Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей. Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. 2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. 3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание. Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка. Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др. Во всех дисциплинах Учебного плана важное место отводится формированию первоначальных элементов информационно – коммуникативной компетентности, освоению компьютерной грамотности. Из-за организации учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели и с учѐтом требований СанПиН к максимальному количеству недельной нагрузки в учебном плане 1-4 классов отсутствуют часы в части, формируемой участниками образовательного процесса. Поэтому в 1-4 классах раздел учебного плана «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно - полезные дела, социальное проектирование и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их семей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся только учителями общеобразовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся. Система оценивания в начальной школе различна. В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Педагогами имеется возможность оценивания через Портфолио, где фиксируются результаты продвижения ученика в учебной, воспитательной, досуговой, трудовой видах деятельности. Система отслеживания результатов достижений учащихся в условиях безотметочного обучения регламентируется соответствующим положением, системой оценки достижений планируемых результатов. Со второго класса используется 5-ти балльная система оценивания. 4.Аттестация обучающихся. Аттестация обучающихся проводится в течение учебного года как результат освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Аттестация подразделяется на текущую, промежуточную и итоговую. Текущей аттестации подлежат все учащиеся школы. 1. Текущая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью в 1-ом и в I —ом полугодии 2-го класса осуществляется качественно, без фиксации отметок в классном журнале. 2. Учащиеся, находящиеся на лечении и обучающихся в лечебных учреждениях, аттестуются с учетом отметок, полученных в образовательных организациях при лечебных учреждениях. 3. Форму текущей аттестации выбирает учитель в соответствии с АООП. Избранная форма текущей аттестации указывается учителем в рабочей программе и классном журнале. 4. Отметки за работы контрольного характера обязательно выставляются в классный журнал. Учитель, проверяя и оценивая работы обучающихся, как устные ответы, уровень развития учебных умений и навыков, выставляет отметку в классный журнал и в дневник обучающихся. Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются обучающимся с умственной отсталостью во 2 - 9 классах по окончании учебного года. Аттестация осуществляется по пятибалльной системе оценивания. Четвертные отметки выставляются с учетом всех промежуточных (текущих) аттестаций за данный период по предмету. В случае спорных текущих отметок промежуточная итоговая отметка выставляется в пользу обучающегося. Четвертные (годовые) отметки выставляются классным руководителем в сводную ведомость классного журнала. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация включает в себя: проверку техники чтения в 1-4 классах для обучающихся с умственной отсталостью; контрольные работы по русскому языку и математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью; устный опрос, тестовые задания и другие формы итогового контроля по предметам учебного плана для всех обучающихся; Итоговая аттестация. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся образовательного учреждения, успешно освоившие АООП. Итоговая аттестация включает в себя: собеседование, опрос по билетам, выполнение практического задания по технологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (итоговая аттестация проводится в 9 классе и является обязательной) Для реализации потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). В прилагаемых таблицах представлен годовой и недельный учебный план для варианта II начального и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный на 10-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 9 классы). Годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1(дополнительный) – 4 классы Количество часов в неделю Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир Классы Учебные предметы I доп. I I. Обязательная часть 1.1 Речь и альтернативная 99 102 коммуникация 2.1.Математические 66 68 представления 3.1 Окружающий 66 68 природный мир 3.2 Человек 99 102 3.3 Домоводство Всего II III IV 102 68 68 439 68 68 68 338 68 68 68 338 102 68 68 439 - - - 102 102 204 33 34 34 68 68 237 4. Искусство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 66 68 68 68 68 338 99 102 102 102 102 507 5. Физическая культура 4.2 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 66 68 68 68 68 338 6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - - 7. Коррекционно-развивающие занятия 66 68 68 68 68 338 Итого 660 680 680 748 748 3 516 748 3 516 IV 102 102 68 68 340 204 Всего 507 507 338 338 1 690 1 014 1292 6220 Максимально допустимая недельная 660 680 680 748 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I доп. I II III 1. Сенсорное развитие 99 102 102 102 2. Предметно-практические действия 99 102 102 102 3. Двигательное развитие 66 68 68 68 4. Альтернативная коммуникация 66 68 68 68 Итого коррекционные курсы 330 340 340 340 Внеурочная деятельность 5 дней 198 204 204 204 Всего к финансированию 1188 1224 1224 1292 Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – 4 классы Количество часов в неделю Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир Классы Учебные предметы I доп. I I. Обязательная часть 1.1 Речь и альтернативная 3 3 коммуникация 2.1.Математические 2 2 представления 3.1 Окружающий 2 2 природный мир 3.2 Человек 3 3 Всего II III IV 3 2 2 13 2 2 2 10 2 2 2 10 3 2 2 13 3.3 Домоводство - - - 3 3 6 1 1 1 2 2 7 4. Искусство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура 4.2 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - - 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10 Итого 20 20 20 22 22 104 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 20 20 20 22 22 104 IV Всего 3 3 2 2 10 6 15 15 10 10 50 30 38 184 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I I II III доп. 1. Сенсорное развитие 3 3 3 3 2. Предметно-практические действия 3 3 3 3 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 10 Внеурочная деятельность 5 дней 6 6 6 6 Всего к финансированию 36 36 36 38 Годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классы Предметные области Учебные предметы Классы V VI Количество часов в неделю VII VIII IX Всего I. Обязательная часть 68 68 68 68 68 340 68 68 68 68 68 340 68 68 68 68 68 340 68 34 34 34 - 170 102 170 170 170 170 782 68 68 68 102 102 408 68 68 68 68 68 340 102 102 102 - - 306 68 68 68 68 68 340 68 68 68 68 68 136 68 170 68 442 340 Итого 748 850 850 850 850 4148 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) 748 850 850 850 850 4148 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3.Окружающий мир 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая 5.1 Адаптивная культура физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы V VI VII VIII IX Всего 1. Сенсорное развитие 102 68 68 68 68 374 2. Предметнопрактические действия 3. Двигательное развитие 102 68 68 68 68 374 68 68 68 68 68 340 4. Альтернативная коммуникация Итого коррекционные курсы Внеурочная деятельность: 5 дней - 68 68 68 68 68 340 340 272 272 272 272 1428 204 272 272 272 272 1292 1394 1394 1394 1394 Всего к финансированию 1292 6868 Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классы Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика Учебные предметы Классы 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек V VI Количество часов в неделю VII VIII IX I. Обязательная часть 2 2 2 2 Всего 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 1 1 1 - 5 3 5 5 5 5 23 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая 5.1 Адаптивная культура физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 3 3 12 2 2 2 2 2 10 3 3 3 - - 9 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 4 2 5 2 13 10 Итого 22 25 25 25 25 197 3.Окружающий мир 3.3 Домоводство Максимально допустимая недельная 22 25 25 25 25 нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы V VI VII VIII IX 197 Всего 1. Сенсорное развитие 3 2 2 2 2 17 2. Предметно-практические действия 3 2 2 2 2 17 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 2 16 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 16 Итого коррекционные курсы 10 8 8 8 8 66 Внеурочная деятельность: 5 дней - 6 8 8 8 8 62 Всего к финансированию 38 41 41 41 41 202 4. Программно-методическое обеспечение к учебному плану Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. При изучении предметов, компонента образовательного учреждения и предметов части формируемой участниками образовательного процесса допускается использование пособий рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации и утвержденных на заседании педагогического совета Протокол № 30 от 30.12.2020 года 5. Учебный предмет Речь и альтернативная коммуникация График (проект) промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с 22 апреля по 22 мая 2023 года. 1 класс 2 класс Техника чтения 3 класс 4 класс Тестирование Техника чтения Тестирование Техника чтения Тестирование Техника чтения Математические представления Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Окружающий природный мир Человек Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Домоводство Устный опрос Окружающий социальный мир Музыка и движение Устный опрос Тестирование Устный опрос Устный опрос Тестирование Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Тестирование Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Профильный труд Устный опрос Музыка и движение Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Учебный предмет Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Устный опрос Устный опрос 5 класс Техника чтения 6 класс Тестирование Техника чтения 7 класс Тестирование Техника чтения 8 класс Тестирование Техника чтения 9 класс Тестирование Техника чтения Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Тестовые задания Устный опрос Устный опрос Тестовые задания Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестовые задания Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Домоводство Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Окружающий социальный мир Музыка и движение Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Устный опрос Изобразительная Тестирование деятельность Устный опрос Устный опрос Адаптивная Тестирование физкультура Профильный труд Устный опрос Устный опрос Тестирование Музыка и движение Устный опрос Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование Устный опрос Тестирование 6. Внеурочная деятельность В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно – оценочных процедур. В этом случае могут исследоваться разные технологии, в т.ч и технология «Портфолио» и информация о занятости обучающихся во внеурочной деятельности, мониторинг воспитанности обучающихся (1 раз в год). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)