ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Рассмотрен и Принят» на педагогическом совете Протокол № 7 от 31.08.2023 «Утверждаю» Приказ №_____ от 31.08.2023 г. Исполняющая обязанности директора МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8» __________________ Сидорова М. П. Учебный план по АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, коррекционных занятий, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. (извлечение из АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, раздел 2.3.1.) Пояснительная записка Учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее ― Учебный план), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МКОУ «Талицкая ООШ № 8» (далее - школа ) включает две части: 1). Обязательная часть, включает: образовательные области, представленные учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом, педагогом-психологом, учителем; Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов Обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 2). II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: образовательные области, коррекционные курсы; Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники образовательного учреждения (учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и др.). 1.2.. Нормативно – правовое обоснование При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (для I классов образовательных учреждений и II классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Локальные нормативные документы учреждения: Устав МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8» Выписка из реестра лицензий на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962 1.3.Учебный план на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиНом 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15 1.4.Учебный план школы реализует: адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 – для обучающихся с легкойумственной отсталостью. Нормативный срок обучения 10 лет (1 – 9 класс). С 01 сентября 2016 года введены пролонгированные сроки обучения в начальной школе, т.е обучение с дополнительным 1 классом. 1.5. Учебный план школы как нормативный акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объѐм рабочего времени, отводимого на их изучение, составлен с учѐтом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ. Образовательные учреждения для использования при реализации образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 с изм. от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535 ); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. 2. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Данный учебный план составлен для детей с умственной отсталостью. образовательная программа школы предусматривает инклюзивное обучение детей в общеобразовательных классах. 2.1. Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, согласованным с Учредителем и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год. Образовательное учреждение функционирует с 08.00 до 17.00, кроме выходных и праздничных дней. Образовательный процесс проводится во время учебного года. В соответствии с календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год устанавливается следующая продолжительность учебного года: Учебный год начинается 01.09.2023 года заканчивается 20.05.2024 года Класс Недели 1 33 учебные недели 2–4 34 учебные недели 5–8 34 учебные недели 9 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период) Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых во 2 - 9 классах выставляются отметки. В 1 (дополнительном) классе и в 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней, дополнительные каникулы в первых классах - 7 календарных дней, летом - 8 календарных недель. Количество часов, отведѐнных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней. Обучение осуществляется в одну смену. Начало уроков в 8 – 30 часов. Проведение нулевых уроков запрещено Продолжительность уроков: 1 класс – 35 минут (I и II четверти) 1 класс - 40 минут (III и IV четверти) 2 – 9 классы - 40 минут Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков; − для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков; − для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков; − для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков. 4 (5) уроки в 1-х классах проводятся в иной образовательной среде по предметам. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и коррекционных занятий. Плотность учебной работы на уроках по основным предметам не превышает 80 %. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: − для обучающихся 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; − для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков; − для обучающихся 5-9 классов – не более 7 уроков. 2.2. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. 2.3. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением в соответствии с СанПиНом 2.4.2.3286-15. В I-IX классах допускается только пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.3286-15). 2.4. При организации обучения в форме надомного обучения учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС общего образования или ФБУП. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательным учреждением. 2.5. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательного учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательного учреждения, также подлежат тарификации. 2.6. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях, в школе созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности (в объѐме не менее 2 часов); − гимнастика до учебных занятий; − динамические паузы в середине учебного дня; − проведение гимнастики и физкультминуток на уроках; − подвижные игры на переменах; − уроки физической культуры; − внеклассные спортивные мероприятия. Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй половине дня после уроков. 2.7. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15. Максимально допустимое количество часов в режиме 5-ти дневной учебной недели: Классы I1 (I) II III IV V VI VII VIII IX Максимальная нагрузка, часов 21 23 23 23 29 30 32 33 33 2.8. Расписание звонков для 1 класса в соответствии с требованиями СанПиН I четверть II четверть III-- IV четверти 1 урок 8.30 – 9.05 2 урок 9.15 – 9.50 Динамическая пауза 10.00 – 10.40 3 урок 10.40 – 11.15 1 урок 8.30 – 9.10 2 урок 9.20 – 10.00 Динамическая пауза 10.10 – 10.50 3 урок 10.50 – 11.30 4 урок 11.40 – 12.20 1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 Динамическая пауза 10.20 – 11.00 3 урок 11.00 – 11.45 4 урок 11.55 – 12.40 5 урок 12.50 – 13.35 Расписание звонков для 2-9 классов в соответствии с требованиями СанПиН 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок . I четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 8.30 - 9.10 9.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.10 - 11.50 12.10 - 12.50 13.10 -13.50 14.00 - 14.40 Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной деятельности и дополнительного образования - 30 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности – не менее 35 минут. 2.9. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в пределах 1 часа (во II- XII классах). 2.10. В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет. В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами. Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школа может использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», и др. Информационно-коммуникационные средства, используемые в школеинтернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения. 3. Особенности учебного плана. Учебный план образовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В процессе усвоения учебных предметов, учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. Учебный план реализуется в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Так, в учебном плане на 2023/2024 учебный год в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и их особенностями основной акцент делается на воспитание культуры речи и общения; на развитие познавательных способностей детей, формирование прочных навыков учебной деятельности. Таким образом, введение дополнительных часов в предметную область «Язык и речевая практика» в начальных классах поможет решению практических задач, которые состоят в том, чтобы сформировать первоначальные навыки письма, элементарные представления о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний. В старших классах дополнительный час по русскому языку будет способствовать развитию коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности. Добавление 1 часа на ручной труд в 1 классе поможет формированию мелкой моторики у обучающихся, трудовой культуры и подготовке к последующему профильному обучению в старших классах. Добавление дополнительного часа математики позволит уделить больше внимания развитию вычислительных навыков и решению арифметических задач. На занятиях по основам социальной жизни и профильному труду учащиеся V-IX классов делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача. 4. Особенности учебных предметов НОО Предметная область «Язык и речевая практика» Русский язык Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: « Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика». В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); Формирование первоначальных ≪дограмматических≫ понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; Развитие навыков устной коммуникации; Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Чтение Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки Речевая практика Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения (Обращение, привлечение внимания, знакомство, представление, приветствие и прощание, приглашение, предложение, поздравление, пожелание, одобрение, комплимент, телефонный разговор, просьба, совет, благодарность, замечание, извинение, сочувствие, утешение, одобрение, комплимент.) Предметная область «МАТЕМАТИКА» «Математика» Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Предметная область «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» Мир природы и человека Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: — полисенсорности восприятия объектов; — практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; — накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно - познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; — закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; — постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Предметная область «Искусство» Музыка «Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета: — накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). — приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. — развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. — формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. — развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Содержание учебного предмета В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Изобразительное искусство Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: — коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; — развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; — коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. — развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Предметная область «Физическая культура» «Физическая культура» Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета: Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: — коррекция нарушений физического развития; — формирование двигательных умений и навыков; — развитие двигательных способностей в процессе обучения; — укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; — раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; — формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; — формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; — поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; — формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; — воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; — воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: — обогащение чувственного опыта; — коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; ―формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: — беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; — выполнение физических упражнений на основе показа учителя; — выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; — самостоятельное выполнение упражнений; — занятия в тренирующем режиме; — развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Предметная область «ТЕХНОЛОГИЯ» Ручной труд Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: — формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. — формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нѐм человека. — расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей. — расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. — формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. — формирование интереса к разнообразным видам труда. — развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). — развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). — развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. — развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). — формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. — формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: — коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; — развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; — коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Часть, формируемая участниками образовательныхотношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося и предусматривает: - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебныхпредметов обязательной части; Предметные области Учебные предметы Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевая практика Язык и речевая практика Русский язык Технология Ручной труд I I (д всего I II I I I V 3 3 3 11 2 1 6 1 ) 1 1 1 2 1 2 Математика Математика 1 1 1 3 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательным учреждением самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. 4. Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость дополнительный первый - IV классы Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Язык и речевая Чтение практика Речевая Практика Математика Математика Естествознание Мир природы и Человека Музыка Искусство Изобразительное искусство Физическая Физическая культура Культура Технологии Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Математика Ручной труд Речевая практика Максимально допустимая недельная нагрузка Количество часов в неделю Всего I1 I II III IV 2 2 2 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 14 17 10 3 2 3 2 4 1 4 1 4 1 18 7 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 7 6 3 3 3 3 3 15 2 20 1 1 20 1 1 20 3 1 20 3 1 20 3 6 100 11 1 21 1 21 2 1 23 2 1 23 2 1 23 6 3 1 1 111 Годовой учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость дополнительный первый - IV классы Количество часов в год Предметные Учебные Всего области предметы I1 I II III IV Обязательная часть 66 99 102 102 102 471 Русский язык Язык и речевая 66 99 136 136 136 573 Чтение практика 66 66 68 68 68 336 Речевая практика 99 99 136 136 136 606 Математика Математика 66 66 34 34 34 234 Естествознание Мир природы и человека 66 66 34 34 34 234 Музыка Искусство Изобразительное 66 33 34 34 34 201 искусство 99 99 102 102 102 504 Физическая Физическая культура культура 66 33 34 34 34 201 Технологии Ручной труд 660 660 680 680 680 3360 Итого Часть, формируемая участниками 33 33 102 102 102 372 образовательных отношений 68 68 68 204 Русский язык 34 34 34 102 Математика 33 33 Ручной труд 33 33 Речевая практика Максимально допустимая недельная 693 693 782 782 782 3732 Нагрузка Особенности учебных предметов ООО Предметная область «Язык и речевая практика» Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач. Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различныхвидах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География. Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества. Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Предметная область «Искусство». Учебные предметы: Рисование, Музыка. Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Предметная область «Технологии». Учебные предметы: Ручной труд, Профильный труд. Основные задачи реализации содержания: Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость V – IX классы Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего V VI VII VIII IX Обязательная часть Язык и речевая Русский язык практика Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 Математика Математика Информатика Природоведение Биология География Мир истории Основы социальной Жизни История отечества Обществоведение Этика Изобразительное Искусство Музыка Физическая культура 4 4 3 1 3 1 3 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17 3 4 6 8 2 8 2 2 2 6 Профильный труд Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технологии 1 2 2 1 2 2 1 3 3 3 3 3 1 15 6 6 7 8 8 35 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений КБЖ Максимально допустимая недельная Нагрузка 27 28 30 31 31 147 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 29 30 32 33 33 157 Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – легкая умственная отсталость V – IX классы Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык Язык и речевая практика Чтение(Литературное 136 136 136 136 136 544 136 136 136 136 136 544 Математика 136 136 102 102 102 578 34 34 34 102 чтение) Математика Информатика Естествознание Природоведение 68 68 Биология Человек и общество География 68 Мир истории 68 Основы социальной Жизни История отечества 34 34 136 68 68 68 204 68 68 68 272 68 68 68 68 272 68 68 68 204 Обществоведение Этика Искусство Физическая культура Технологии Итого Изобразительное Искусство Музыка 68 68 Физическая культура 34 102 102 102 102 102 34 510 Профильный труд 204 204 238 272 272 1190 918 952 1020 1054 1054 4998 Часть, формируемая участниками 68 68 68 68 68 340 образовательных отношений Русский язык 68 68 68 68 68 340 Максимально допустимая недельная 986 1020 1088 1122 1122 5338 Нагрузка Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета. К коррекционным занятиям в 5-9 классах относится – занятия по социально-бытовой ориентировке реализуются во внеурочной деятельности, через учреждения дополнительного образования (по договору) Социально-бытовая ориентировка (СБО), обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Занятия СБО способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся, причем состав групп может меняться. Эти занятия не являются обязательными для посещения всеми учащимися, проводятся как в первой, так и во второй половине дня вне сетки школьного расписания Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы еѐ организации с учетом реальных условий, особых образовательных потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. . 4.4. График (проект) промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится за 1-2 недели до окончания четверти, в соответствии с календарным графиком работы школы НОО с 1 – 4 класс Учебный предмет 1 класс 2 класс Русский язык Чтение Речевая практика Техника чтения Математика Мир природы и человека Музыка Изобразительное искусство Физическая культура Ручной труд Учебный предмет Русский язык Тестирование 3 класс 4 класс Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Техника чтения Контрольная работа Техника чтения Контрольная работа Техника чтения Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа презентация Контрольная работа презентация Контрольная работа презентация тестирование тестирование тестирование презентация 5 класс ООО с 5 - 9 класс 6 класс 7 класс 8 класс презентация 9 класс Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование работа Контрольная работа Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование Контрольная работа тестирование тестирование тестирование контрольная работа контрольная работа контрольная работа тестирование зачѐт тестирование зачѐт тестирование зачѐт контрольная работа контрольная работа контрольная работа тестирование Чтение(Литературное чтение) Контрольная Математика Информатика Природоведение презентация Биология География контрольная работа Мир истории Основы социальной жизни История отечества Изобразительное искусство Музыка Физическая культура тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование тестирование Профильный труд зачѐт зачѐт зачѐт зачѐт проектная работа Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)