ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Рассмотрен и Принят» на педагогическом совете Протокол № от 31.08.2023 «Утверждаю» Приказ №_____ от 31.08.2023 г. Исполняющая обязанности директора МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8» __________________ Сидорова М. П. Учебный план (Вариант 1 по ФООП ООО) основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФООП ООО ФГОС МКОУ «Талицкая ООШ № 8» 3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования 1. Пояснительная записка 3.1. Учебный план основного общего образования Учебный план МКОУ «Талицкая ООШ № 8» определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования. Распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений обусловлено спецификой школы как образовательного учреждения, а также необходимостью полноценной реализации права обучающихся на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Учебный план разработан на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО); ФООП основного общего образования одобрены Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22) (вариант 1); Нормативно-правовые документы, регламентирующие учебный план: Федерального уровня Законы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; Закон Российской федерации от 25.10.1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Программы: ФООП основного общего образования одобрены Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22) (вариант 1). Постановления: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72), изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81). Приказы: приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39), от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609; приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994), от 01.02.2012 № 74); приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным 1.1. общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12.2013, от 28.05.2014, от17.07.2015); приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38); приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387); приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»; приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822). Письма: письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51 -263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесѐнных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; - письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»; письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»; письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями); Регионального уровня: Приказ Министерства образования общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области». Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011г. № 01-01/5893 «О внесении изменений в базисный учебный план» Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.12.2010г. № 01-01-05/7471 «О реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Свердловской области в 2010/2011 учебном году» Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. №15-пп. Приказа министра общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области». Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ «О комплексной программе "Уральская инженерная школа" О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 02-01-81/9784 от 10.11.2017г.) О направлениях методических рекомендаций (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 02-01-81/10860 от 11.12.2017г.) Локальные нормативные документы учреждения: Устав МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»; Выписка из реестра лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962. Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8», принятые педагогическим советом школы, утверждѐнные приказом директора школы; Положения регламентирующий учебный процесс. В учебном плане выделяются следующие образовательные ступени: основное (общее) образование. 1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы МКОУ «Талицкая ООШ № 8» согласно Выписки из реестра лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л03501277-66/00194962 имеет право ведения образовательной деятельности по следующим уровням образования Образовательные программы, направления и специальности Наименование Уровень Нормативный срок освоения 2 Основная общеобразовательная 5 лет Основное программа основного общего общее образования образование № 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебный план школы определяет максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Предельно допустимая нагрузка обучающихся МКОУ «Талицкая ООШ № 8» на каждом уровне обучения соответствует нормативно определѐнной в рамках пятидневной учебной недели. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», лицензией в МКОУ «Талицкая ООШ № 8» в 2023 - 2024 учебном году будут реализовываться следующие образовательные программы: основного общего образования (5-9 классы). 2.1. Приоритеты школы Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового основного общего образования и является механизмом реализации целей и задач развития ОУ. Ценностные приоритеты развития школы: направление деятельности школы определяется необходимостью обеспечить готовность (в настоящем и будущем) выпускника к полноценному функционированию в обществе. Основные приоритеты развития: – Стремление к созданию условий для образования творческой, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования учителей. Оптимизация системы дидактического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. На данном уровне образования сохраняется в необходимом объеме содержание, которое является обязательным для получения базового образования и способствует решению образовательных задач с учетом принципа непрерывности и преемственности образования. 2.2. Режим работы образовательного учреждения МКОУ «Талицкая ООШ № 8» организует образовательный процесс в одну смену. Режим занятий утверждается приказом директора школы и регламентируется расписанием занятий, Правилами поведения обучающихся и Правилами внутреннего распорядка. При составлении учебного плана на 2023 - 2024 учебный год учитывалась преемственность между уровнями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами и наличие необходимого кадрового, учебно-методического, материально-технического потенциала образовательного учреждения. Учебный план школы имеет двухуровневую структуру – состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляется на основании заявлений родителей (законных представителей), обучающихся и наличия условий в ОО: кадровых, материально-технических, учебно-методических. 2.2.1. Регламентирование учебного процесса в 2023– 2024 учебном году составляет: для уровня классы недели четверти каникулы в течение учебного года ( дней) основного общего 5 6 34 34 4 4 27 27 для 5 класса с 01 сентября 2023 для 6 класса с 01 сентября 2023 для 7 класса с 01 сентября 2023 для 8 класса с 01 сентября 2023 для 9 класса с 01 сентября 2023 образования (ООО) 7 8 9 34 34 34 4 4 4 27 27 27 года по 20 мая 2024 года по 20 мая 2024 года по 20 мая 2024 года по 20 мая 2024 года по 20 мая 2024 года года года года года 2.2.2. Расписание каникул для обучающихсяв 2023 - 2024 учебном году Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 27 календарных дней, летом – 97 дней. для 5 –х - 9 - х классов осенние каникулы – 9 календарных дней с 29 октября 2023 года по 06 ноября 2023 года зимние каникулы – 9 календарных дней с 30 декабря 2023 года по 07 января 2024 года весенние каникулы – 9 календарных дней с 23 марта 2024 года по 31 марта 2024 года итого: 27 календарных дней. 2.2.3. Требования к образовательной нагрузке (Составлены согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.6) Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 5 - 7 классов не более 7 уроков; для обучающихся 8 - 9 не более 7 уроков. Учебные занятия проводятся в форме уроков, практикумов, учебных экскурсий, проектной деятельности. 2.2.4. Расписание уроков (Составлено согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.7) Расписание уроков на 2023 – 2024 учебный год составлено с учѐтом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов согласно Приложения № 3 настоящих санитарных правил). 2.2.5. Продолжительность урока составляет (согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.9) Продолжительность урока (академический час) во 5 - 9 – х классах составляет – 40 минут 2.2.6. Объем домашних заданий Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в V классах – 2,0 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX классе – 3,5 часа. 2.2.7. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура» При планировании содержания занятий учитываются (согласно заключения медицинского учреждения): состояние здоровья учащихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»). Для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной деятельности используется пришкольная спортивная площадка, (стадион) учитываются: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912). 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Учебный план школы, призванный обеспечить выполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - «Об образовании», разработан с учѐтом профессиональных возможностей педагогического коллектива и образовательных потребностей, обучающихся и их родителей. Учебный план отражает приоритеты развития образовательного пространства региона, определяемые концепцией формирования национально-регионального компонента Свердловской области. Учебный план предполагает повышение качества образования и максимальное обеспечение возможностей самоопределения личности с учѐтом специфических условий микрорайона. Разработка содержания учебного плана осуществляется в соответствии со следующими позициями: соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщѐнных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности; формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (обучающихся и их родителей, педагогов); обеспечение реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации. 3.1. Общая характеристика учебного плана Общая направленность учебного плана: поддержка вариативности системы Российского образования, модернизации содержания образования; обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом; увеличение объема учебного времени, отводимого на изучение отдельных предметов естественно-математической направленности; формирование экономической и экологической компетентности школьников; поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах; на помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях. Цели и задачи учебного плана: 1. Обеспечение гарантий прав детей на образование; 2. Отработка компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно - воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения. 3. Реализация в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также родного языка, в том числе русского языка, из числа языков народов Российской Федерации. 4. Формирование у обучающихся системы специальных знаний, умений и навыков во всех изучаемых образовательных областях. 5. Организация работы с обучающимися, имеющими различную мотивацию к учебно- познавательной деятельности. Содержание образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Структура предметных областей: русский язык и литература (русский язык, литература); иностранные языки (английский язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика, информатика); *основы духовно-нравственной культуры народов России (Во внеурочной деятельности с учѐтом положений Программы воспитания и социализации обучающихся проходят занятия в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России». Кроме того, занятия по данной предметной области проводятся с учѐтом учебного плана и планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся. Вопросы духовно- нравственной культуры народов России рассматриваются при изучении учебных предметов других предметных областей; естественно - научные предметы (физика, биология, химия); искусство (музыка, изобразительное искусство); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). Учебные предметы части, формируемые участниками образовательного процесса, разрабатывается с учѐтом особенностей региона, статуса образовательного учреждения, образовательных потребностей, интересов, склонностей обучающихся, Учебные дисциплины определены совместно всеми участниками образовательного процесса на основе анкетирования обучающихся, их родителей, педагогов, анализа уровня профессиональной подготовленности педагогов школы. 3.2. Учебный план II уровня основного общего образования (ООО) Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. На 2 уровне в 2023 - 2024 учебном году школа реализует в 5 – 9-х классах ФГОС второго поколения. Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. При изучении предметов, компонента образовательного учреждения и предметов части формируемой участниками образовательного процесса допускается использование пособий рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации и утверждѐнных на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 года 3.2.1.Особенности учебного плана для 5-9 классов. В 5 - 9 классах продолжится преемственность с начальной школой в работе по УМК ОС «Школа России». Учебный план в 5 – 9 классах по ФГОС ООО определяет: 1. Структуру обязательных предметных областей: русский язык и литература иностранный язык общественно-научные предметы математика и информатика естественнонаучные предметы основы духовно-нравственной культуры народов России искусство технология физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. 2. Учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. 3. Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся. 4. Организацию внеурочной деятельности (План работы воспитательновнеурочной деятельности). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учебный план 5 – 9 классов на 2023 - 2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Трудоѐмкость учебных предметов учитывается при составлении расписания занятий с учѐтом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании занятий различные по сложности предметы распределены в течение дня и недели. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 40 минут. 3.2.2. Особенности изучения учебных предметов. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Предметная область «Русский язык и литература» «Русский язык» Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Литература Цель изучения литературы на этапе основного общего образования формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи: осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания творческого, - формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование у школьника стремления сознательно планировать своѐ досуговое чтение. Предметная область «Иностранный язык» Реализуется в рамках учебных предметов «Иностранный язык» (английский) В рамках учебного предмета «Иностранный язык» 5-9 классах изучается английский язык В 5 – 9-х классах – 3 часа в неделю (английский язык) Основной целью изучения иностранного языка является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, информационной, общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования). Изучение предмета «Английский язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др. Предметная область «Общественные и научные предметы Предметная область «Общественные и научные предметы» реализуется в рамках учебных предметов «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География» «Всеобщая история» Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно дает обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально¬-культурных, политических, территориальных и иных условиях. Учебный предмет «Всеобщая история» изучается в 5 классе 2 часа в неделю «История России» Целью учебного предмета «История России» является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю. На изучение учебного предмета «История России» выделяется: в 6 – 9 классах – 2 часа в неделю «Обществознание» Изучение учебного предмета «Обществознание» обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности толерантности, приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». «География» Изучение учебного предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Математика и информатика» Учебный предмет «Математика» изучается в 5,6 классах. В 7-9 классах изучаются учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия». Математика Изучение учебного предмета «Математика» направлено на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования; интеллектуальное развитие (точность мысли, критичность, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений); воспитание культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса. Алгебра Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Геометрия Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В курсе геометрии 7—9 классов представлены следующие содержательные линии: «Геометрические фигуры», «Отношения», «Измерения и вычисления», «Геометрические построения», «Геометрические преобразования», «Векторы и координаты на плоскости». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи: развиваются представления о геометрии как науке; об истории возникновения геометрии как примера науки, первые проблемы которой были поставлены практической деятельностью человека; формируются знания учащихся о геометрических объектах и их свойствах, формулах вычисления геометрических величин; формируются навыки построения и измерения геометрических фигур, решения задач; развивается логическое мышление, воображение, математический язык и др. «Информатика» Учебный предмет «Информатика» как самостоятельный учебный предмет изучается с 7 по 9 класс по 1 часу в неделю. Данная программа реализуется по УМК под редакцией Босовой Л.Л.,выпускаемым издательством «БИНОМ». Цель изучения информатики в школе - достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Информатика» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС. Изучение информатики в школе решает следующие образовательные задачи: обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание в процессе изучения предмета условий для: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одарѐнных; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека; формирование компетентностей в области практического использования информационно-коммуникационных технологий, развитие информационной культуры и алгоритмического мышления, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования. Теоретический материал излагается в виде проблемных лекций, направляющих текстов и сопровождается электронными образовательными ресурсами. При изучении учебного предмета «Информатика» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приѐмов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. Элементарная математика Программа курса «Элементарная математика», ориентирована на приобретение определѐнного опыта решения задач различных типов, позволит ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Курс способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики, систематизацию знаний по основным разделам школьной программы. Цели: систематизировать знания и умения по предмету, подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ГИА-9 в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам. Предметная область «Естественно –научные предметы» «Физика» Учебный предмет «Физика» знакомит обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развивает компетенции в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач. Цели реализации программы: достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Физика» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС; Задачами реализации программы учебного предмета являются: обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание в процессе изучения предмета условий для: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирование компетентностей в области практического использования информационно-коммуникационных технологий, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования; приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека. «Химия» Изучение учебного предмета «Химия» обеспечивает формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; овладение основами химической грамотности. Цели реализации программы: достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС. Задачами реализации программы учебного предмета являются: формирование первоначальных систематизированных веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. «Биология» Особенностью учебного предмета «Биология» является то, что общие биологические закономерности изучаются последовательно во всех классах на уровне основного общего образования. Изучение курса «Биология» начинается с вводного курса, изучаемого в 5 и 6 классах, который вводит учащихся в мир общих биологических понятий. В 7 - 9 классах изучение учебного предмета «Биология» продолжается. Изучение предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей: наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основы духовно-нравственной культуры народов России Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающиеся могут читать более серьѐзные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Предметная область «Искусство» «Музыка» Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение цели: развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Целью изучения учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования является развитие творческого потенциала подростка в процессе формирования его музыкальной культуры. «Изобразительное искусство» Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5,6,7 классах направлено на решение задачи формирования художественного мировоззрения школьников, акцент делается на освоение изобразительных и выразительных средств изобразительного искусства в тесной связи с другими видами искусства. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально - пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Предметная область «Технология» «Технология» В результате изучения предмета, обучающиеся овладеют методами учебноисследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий. Цели программы: Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных технологий и перспектив их развития. Формирование технологической культуры, проектно –технологического мышления, учебно-исследовательской деятельности учащихся. Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных учебных действий. Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» Основы безопасности жизнедеятельности» Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Цель: понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных задач: безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию; формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам иасоциальному. «Физическая культура» В содержание учебного предмета «Физическая культура» включены теоретические сведения об истории физической культуры и спорта, необходимые предметные термины и понятия и, вместе с тем, содержатся материалы, позволяющие школьнику самостоятельно овладевать основами двигательной деятельности с оздоровительной направленностью. Общие цели образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. 3.2.4.Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими курсами: «Биология» - 7 класс – 1 час в неделю, данный учебный предмет включен с целью формирование фундамента для дальнейшего изучения данного предмета в системном курсе предмета «Биология» 8 - 9 классов. Основы духовно-нравственной культуры народов России - введен 1 час в 5 классе и 1 час в 8 классе Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающиеся могут читать более серьѐзные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). «Элементарная математика» -введен в 9 классе – 1 час в неделю. Учитывая особое место и роль в основном общем образовании таких предметов, как математика, обязательность сдачи в формате ГИА-9 для всех без исключения выпускников школ, для подготовки конкурентоспособных обучающихся в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, для отработки практических навыков решения нестандартных математических задач, с целью получения дополнительной подготовки к государственной итоговой аттестации в новой форме. 3.3.Учебный план основного общего образования(ФГОС – 5 – 9 классы) на 2023-2024 учебный год (недельный) Недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5338 часов за весь уровень образования) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литература Литература Иностранный язык. Иностранный язык (английский) Математика Математика и информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия Биология ОДНКНР ОДНКНР Музыка Искусство Изобразительное Искусство Технология Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности и Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого обязательная Часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Элементарная информатика математика Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого по учебному плану Максимально допустимая недельная Нагрузка Курсы внеурочной деятельности VI VII VIII IX Всего 5 3 3 6 3 3 4 2 3 3 2 3 3 3 3 21 13 15 5 5 3 2 1 3 2 1 3 2 1 10 9 6 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - 4 3 2 2 2 1 1 1 1 8 2 3 3 3 3 3 14 28 30 31 32 33 154 2 2 - 1 1 3 2 8 4 8 7 4 7 1 1 2 29 30 32 33 33 157 29 30 32 33 33 157 Разговоры о важном 1 Профориентация 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 0,5 0,5 2,5 9,5 Введение в новейшую историю России Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 1 2 2 2 Учебный план основного общего образования (ФГОС – 5 – 9 классы) на 2023-2024 учебный год (годовой) Годовой учебный план основного общего образования Предметные области (минимальный в расчете на 5338 часов за весь уровень образования) Учебные предметы Количество часов за год Классы V Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литература Литература Иностранный язык. Иностранный язык (английский) Математика Математика и Алгебра информатика Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история Обществознание География Физика ЕстественноХимия научные предметы Биология ОДНКНР ОДНКНР Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Основы Физическая безопасности культура и Основы жизнедеятельности безопасности жизнедеятельности Физическая культура Итого обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Элементарная информатика математика Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Итого по учебному плану Максимально допустимая недельная нагрузка Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Искусство VI Всего VII VIII IX 136 68 102 102 68 102 102 68 102 714 408 510 102 68 34 102 68 34 102 68 34 340 306 204 102 34 34 34 34 68 34 34 68 34 68 68 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 34 68 68 68 68 68 34 68 102 68 68 34 34 34 68 68 68 34 34 34 34 272 68 102 102 102 102 102 510 952 1020 1054 1088 1088 5202 170 102 102 204 102 102 170 170 68 34 34 102 68 272 136 272 238 136 238 68 136 102 34 34 68 986 1020 1088 1122 1088 5304 986 1020 1088 1088 1088 5338 34 34 34 34 34 170 Профориентация Введение в новейшую историю России Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 34 34 34 34 34 17 136 17 68 68 68 85 323 3.4.Программно-методическое обеспечение к учебному плану основного общего образования для 5 – 6 – 7 – 8 - 9 классов Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. При изучении предметов, компонента образовательного учреждения и предметов части формируемой участниками образовательного процесса допускается использование пособий рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации и утверждѐнных на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 года Предмет Перечень предметных учебных программ (УМК) Наименование программы Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) ФГОС ООО Москва Русский язык Просвещение Т.А. Ладыженская, М.Т Баранов и др. Москва, Литература ФГОС ООО Коровина Дрофа В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. – М.: ФГОС Москва, Математика Виленкин Н.Я. Мнемозина ФГОС Москва, Алгебра Колягин Ю.М. и др Просвещение ФГОС Москва, Геометрия Атанасян Л.С. и др. Просвещение ФГОС Москва, Информатика БосоваЛ.Л. БосоваА.Ю. БИНОМ. Лаборатория знаний Москва, Информатика и ФГОС БосоваЛ.Л. БосоваА.Ю. БИНОМ. Лаборатория ИКТ знаний ФГОС Москва, Физика Перышкин А.В. Дрофа ФГОС Москва «Просвещение» Всеобщая история А.А. Вигасин ФГОС Москва «Просвещение» История России А.В. Торкунов 6,7 класс, Е.В. Агибалова 6 класс, А.Я Юдовская 7 класс. ФГОС Москва «Просвещение» Естествознание Л.Н. Боголюбова 5-7 класс. Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) 5-7-8 базовый 5-7-8 5 – 6 -8 7-8 7-8 7-8 5–6-8 7-8 5 6 -7-8 5-6--7-8 География История Урала с древнейших времен до конца 19 века Биология ФГОС «Полярная звезда» А.И. Алексеев Н.Б.Виноградов, Г.Н. Чагин В.А .Шкерин ФГОС А.А Плешаков ФГОС Н.И Сонин ФГОС Технология В.Д.Симоненко, Иностранный язык ФГОС В. П. Кузовлев, «английский» Н.М. Лама Аверин М.М., Джин Ф., Второй иностранный язык Рорман Л., Немецкий язык Михалак М. ФГОС ООО Изобразительное Неменская Л.А., искусство Неменский Б.М. ФГОС ООО Музыка Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ФГОС ООО Физическая Образовательная культура система «Школа России». В .И. Лях ФГОС ООО Русский язык М.Разумовская Родной язык О. Александрова Литература ФГОС ООО В.Я.Коровина Алгебра ФГОС Колягин Ю.М. и др ФГОС А.И.Алексеев ФГОС Перышкин А.В. ФГОС Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.А. ФГОС Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. ФГОС Боголюбов Л.Н. ФГОС Алексеев А.И. ФГОС Пасечник В.В. ФГОС О.Афонасьева Геометрия Физика История России Всеобщая история Обществознание География Биология Английский язык Москва «Просвещение» 5-6-7-8 Издательство Сократ, Екатеринбург 2005 Москва, Дрофа. Москва, Дрофа. Москва, Вентана-Граф» Москва «Просвещение» 6-7-8 5 6 – 7-8 5- 6 -7-8 6-7-8 -9 Москва «Просвещение» 8 -9 Москва «Просвещение» 5-8 Москва «Просвещение» 5-8 Москва Просвещение 5 6 7-8-9 базовый Москва Просвещение 9 базовый \Москва Просвещение 2018 \Москва Просвещение 2018 5 базовый 9 базовый Москва, Просвещение Москва, Просвещение Москва, Дрофа Москва «Просвещение» 9 базовый 9 базовый 9 Москва «Просвещение» 9 базовый Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» 9 базовый 9 базовый 9 базовый 9 базовый 9 базовый Учебно-методический комплекс части, формируемой участниками образовательных отношений Предмет Основы духовнонравственной культуры народов России Элементарная математика Наименование программы ФГОС. Н.Ф. Виноградова Основы духовнонравственной культуры народов России (ОДНКНР) ФГОС. А.Г. Мерзляк «Алгебра» Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) Москва, Вентана-Граф» Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) Москва, Вентана-Граф» 9 базовый 5,8 базовый 3.5.Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года и осуществляется в формах административных контрольных работ, тестов, зачѐтов, диктантов, изложений, защиты реферата, проекта. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по итогам учебного года Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением. Перечень учебных предметов, сроки проведения промежуточной аттестации определяются планом работы школы на текущий учебный год, утверждаются приказом директора школы. 3.5.1.График (проект) промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится за 1 неделю до окончания четверти в следующих формах Учебный предмет Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика Алгебра 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Контрольная работа тестирование тестирование Контрольная работа тестирование тестирование Контрольная работа тестирование тестирование КР в форме ОГЭ тестирование тестирование контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа контрольная работа тестирование тестирование 9 класс КР в форме ОГЭ тестирование КР в формате ОГЭ контрольная работа КР в формате ОГЭ Геометрия тестирование тестирование Информатика контрольная работа контрольная работа тестирование История России. Всеобщая история Обществознание География тестирование тестирование контрольная работа тестирование проектная работа тестирование проектная работа тестирование проектная работа тестирование Физика тестирование Химия тестирование тестирование Биология тестирование тестирование Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология тестирование тестирование зачѐт проектная работа проектная работа контрольное тестирование Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура тестирование тестирование тестирование зачѐт проектная работа проектная работа зачѐт проектная работа проектная работа зачѐт контрольное тестирование контрольное тестирование контрольное тестирование проектная работа проектная работа КР в формате ОГЭ контрольная работа КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ КР в формате ОГЭ проектная работа проектная работа контрольное тестирование 3.6.Внеурочная деятельность В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)