ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Рассмотрен и Принят» на педагогическом совете Протокол № 7 от 31.08.2023 «Утверждаю» Приказ №_____ от 31.08.2023 г. Исполняющая обязанности директора МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8» __________________ Сидорова М. П. Учебный план (Вариант 1 по ФООП ООО) начального общего образования в соответствии с ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоѐмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФООП НОО ФГОС МКОУ «Талицкая ООШ № 8» 3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования 1. Пояснительная записка 3.1. Учебный план основного общего образования Учебный план МКОУ «Талицкая ООШ № 8» определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий. Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Начальное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ начального общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования. Распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений обусловлено спецификой школы как образовательного учреждения, а также необходимостью полноценной реализации права обучающихся на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Учебный план начального общего образования школы сформирован с целью реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью. Учебный план разработан на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО); примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15 в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15). 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие учебный план: Законы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; Закон Российской федерации от 25.10.1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Программы: ФООП основного общего образования одобрены Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22) (вариант 1). Постановления: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72), изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81). Приказы: приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12.2013, от 28.05.2014,от17.07.2015); приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38); приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387); приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»; приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822). Письма: письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51 -263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; - письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»; письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»; письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями); Регионального уровня: Приказ Министерства образования общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области». Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011г. № 01-01/5893 «О внесении изменений в базисный учебный план» Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.12.2010г. № 01-01-05/7471 «О реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Свердловской области в 2010/2011 учебном году» Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. №15-пп. Приказ министра общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области». Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453УГ «О комплексной программе "Уральская инженерная школа" О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 02-01-81/9784 от 10.11.2017г.) О направлениях методических рекомендаций (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 0201-81/10860 от 11.12.2017г.) Локальные нормативные документы учреждения: Устав МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8»; Выписка из реестра лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962. Образовательная программа начального общего, основного общего образования МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа № 8», принятые педагогическим советом школы, утвержденные приказом директора школы; Положения регламентирующий учебный процесс. В учебном плане выделяются следующие образовательные ступени: начальное (общее) образование; 1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы МКОУ «Талицкая ООШ № 8» согласно Выписки из реестра лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный номер № Л035-01277-66/00194962 имеет право ведения образовательной деятельности по следующим уровням образования Образовательные программы, направления и специальности № Наименование Уровень Нормативный срок освоения 4 года 1. Основная общеобразовательная Начальное общее программа начального образование общего образования 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебный план школы определяет максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Предельно допустимая нагрузка обучающихся МКОУ «Талицкая ООШ № 8» на каждом уровне обучения соответствует нормативно определѐнной в рамках пятидневной учебной недели. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», лицензией в МКОУ «Талицкая ООШ № 8» в 2023 - 2024 учебном году будут реализовываться следующие образовательные программы: - начального общего образования (1-4 классы) 2.1. Приоритеты школы Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового основного общего образования и является механизмом реализации целей и задач развития ОУ. Ценностные приоритеты развития школы: направление деятельности школы определяется необходимостью обеспечить готовность (в настоящем и будущем) выпускника к полноценному функционированию в обществе. Основные приоритеты развития: Стремление к созданию условий для образования творческой, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования учителей. Оптимизация системы дидактического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. На данном уровне образования сохраняется в необходимом объеме содержание, которое является обязательным для получения базового образования и способствует решению образовательных задач с учетом принципа непрерывности и преемственности образования. 2.2.Режим работы образовательного учреждения МКОУ «Талицкая ООШ № 8» организует образовательный процесс в одну смену. Режим занятий утверждается приказом директора школы и регламентируется расписанием занятий, Правилами поведения обучающихся и Правилами внутреннего распорядка. При составлении учебного плана на 2023 - 2024 учебный год учитывалась преемственность между уровнями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами и наличие необходимого кадрового, учебно-методического, материальнотехнического потенциала образовательного учреждения. Учебный план школы имеет двухуровневую структуру – состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляется на основании заявлений родителей (законных представителей), обучающихся и наличия условий в ОО: кадровых, материально-технических, учебно-методических. 2.3.Регламентирование учебного процесса в 2023 – 2024 учебном году составляет: для уровня начального общего образования (ООО) Классы 1 2 3 4 Недели 33 34 34 34 Четверти 5 4 4 4 каникулы в течение 34 27 27 27 учебного года ( дней) для для для для 1 2 3 4 класса класса класса класса с 01 сентября 2023 с 01 сентября 2023 с 01 сентября 2023 с 01 сентября 2023 года по 20 мая 2024 года года по 20 мая 2024 года года по 20 мая 2024 года года по 20 мая 2024 года 2.4.Расписание каникул для обучающихсяв 2023- 2024 учебном году Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 27 календарных дней, летом – 97 дней. для 1 – х классов осенние каникулы – 9 календарных дней с 29 октября 2023 года по 06 ноября 2023 года зимние каникулы – 9 календарных дней с 30 декабря 2023 года по 7 января 2024 года дополнительные каникулы– 7 календарных дней с 19 февраля 2024 года по 25 февраля 2024 года весенние каникулы – 9 календарных дней с 23 марта 2024 года по 31 марта 2024 года итого: 34 календарных дней для 2 –х - 4 - х классов осенние каникулы – 9 календарных дней с 29 октября 2023 года по 06 ноября 2023 года зимние каникулы – 9 календарных дней с 30 декабря 2023 года по 07 января 2024 года весенние каникулы – 9 календарных дней с 23 марта 2024 года по 31 марта 2024 года итого: 27 календарных дней. 2.5.Требования к образовательной нагрузке (Составлены согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.6) Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков, за счѐт урока физической культуры; для обучающихся 2 - 4 классов – не более 5 уроков за счет урока физической культуры; Учебные занятия проводятся в форме уроков, практикумов, учебных экскурсий, проектной деятельности. 2.6.Расписание уроков (Составлено согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.7) Расписание уроков на 2023 – 2024 учебный год составлено с учѐтом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов согласно Приложения № 3 настоящих санитарных правил). Продолжительность урока составляет (согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.9). Продолжительность урока (академический час) во 2 - 4 – х классах составляет – 40 минут 2.7.Особенности обучения в 1 классе. (согласно Постановления Государственного санитарного врача от 24.11.2015 года № 81 пункта 10.10) Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую смену, используется "ступенчатый" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый), организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся, без домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (феврале) при традиционном режиме обучения. 2.8.Объем домашних заданий Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в I - классе - задания не задаются, во II-III классах – 1,5 часа, в IV классе – 2 часа, 2.9.Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура» При планировании содержания занятий учитываются (согласно заключения медицинского учреждения): состояние здоровья учащихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»). Для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной деятельности используется пришкольная спортивная площадка, (стадион) учитываются: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-02-09/4912). 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Учебный план школы, призванный обеспечить выполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - «Об образовании», разработан с учѐтом профессиональных возможностей педагогического коллектива и образовательных потребностей, обучающихся и их родителей. Учебный план отражает приоритеты развития образовательного пространства региона, определяемые концепцией формирования национально-регионального компонента Свердловской области. Учебный план предполагает повышение качества образования и максимальное обеспечение возможностей самоопределения личности с учѐтом специфических условий микрорайона. Разработка содержания учебного плана осуществляется в соответствии со следующими позициями: соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщѐнных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности; формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (обучающихся и их родителей, педагогов); обеспечение реализации в полном объѐме прав обучающихся на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также родного языка, в том числе русского языка, из числа языков народов Российской Федерации. 3.1. Общая характеристика учебного плана Общая направленность учебного плана: поддержка вариативности системы Российского образования, модернизации содержания образования; обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом; формирование экономической и экологической компетентности школьников; поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий в различных дисциплинах; на помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях. Цели и задачи учебного плана: 1. Обеспечение гарантий прав детей на образование; 2. Отработка компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно - воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения. 3. Реализация в полном объѐме прав обучающихся на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также родного языка, в том числе русского языка, из числа языков народов Российской Федерации. 4. Формирование у обучающихся системы специальных знаний, умений и навыков во всех изучаемых образовательных областях. 5. Организация работы с обучающимися, имеющими различную мотивацию к учебно- познавательной деятельности. Содержание образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Обязательная часть представлена следующими предметными областями: Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение) Иностранный язык (Иностранный язык (английский); Математика и информатика (математика) Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и светской этики) Искусство (Музыка, Изобразительное искусство) Технология (Технология) Физическая культура (Физическая культура). Учебный план I уровня начального общего образования (НОО) Учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. На 1 уровне в 2023 - 2024 учебном году школа реализует в 1 – 4 -х классах ФГОС. Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 3.2. 3.2.1. Особенности учебного плана для 1-4 классов. В 1 - 4 классах продолжится реализация учебного процесса по УМК «Школа России». УМК " Школа России". Учебно-методический комплекс «Школа России» имеет потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, дает реальную возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования, предусматривает эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. УМК «Школа России» построен на единые для всех учебные предметы основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает завершѐнные предметные линии. Учебный план в 1– 4 классах по ФГОС НОО определяет: Структуру обязательных предметных областей: 1. Учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. 2. Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся. 3. Организацию внеурочной деятельности (План работы воспитательновнеурочной деятельности). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Учебный план 1 – 4 классов на 2023 - 2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Трудоѐмкость учебных предметов учитывается при составлении расписания занятий с учѐтом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. В расписании занятий различные по сложности предметы распределены в течении дня и недели. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 1 час 30 минут. 3.2.2. Особенности изучения учебных предметов. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Предметная область «Русский язык и литература» Русский язык Изучение курса русского языка на уровне начального общего образования направлено на формирование стремления к его грамотному использованию, русский язык становится для учеников 1 - 4 классов основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». После данного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Во 2 и 4 классах изучается курс «Русский язык». В процессе изучения русского языка, обучающиеся 1- 4 классов получают возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, учатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий Литературное чтение Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на формирование у обучающихся 1- 4 классов значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Ученики 1-4 классов должны научиться эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Предметная область «Иностранный язык» «Иностранный язык» (английский) Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Предметная область «Математика и информатика» «Математика» В ходе изучения учебного предмета «Математика» обучающиеся 1- 4 классов учатся навыкам счета, осваивают навыки использования начальных математических знаний для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладевают основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретают необходимые вычислительные навыки; учатся применять математические знания и представления, а также методы информатики для решения учебных задач в повседневных ситуациях. Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающиймир)» Окружающий мир В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, приобрести целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомиться с началами естественных и социально-гуманитарных наук. Данные задачи решаются путем включения материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики Согласно приказу МО и РФ (от 18 декабря 2012г. № 1060) произошло изменение названия предметной области в системе ФГОС начального общего образования: вместо "Основы духовно-нравственной культуры народов России" введено "Основы религиозных культур и светской этики". Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе 1 час в неделю. Целью данного предмета является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителя других культур и мировоззрений. Основными задачами являются: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); - развитие представлений, обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; - развитие способностей, обучающихся к общению в полиэтничной, разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Предметная область «Искусство» включает 2 учебных предмета: «Музыка», «Изобразительное искусство» Музыка Учебный предмет «Музыка» направлен на формирование у обучающихся 1уровня основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие, развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развивает образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Изобразительное искусство Основная цель обучения учащихся изобразительному искусству в 1-4 классах - формирование основы художественной культуры, развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, учебно-творческих способностей, эстетических чувств. Предметная область «Технология» Технология Основная задача курса «Технология» для учащихся 1-4 классов обучение использованию приобретѐнных знаний и умений для творческой самореализации. Решение конструкторских, художественноконструкторских и технологических задач закладывает пространственное воображение, эстетические представления, формирует внутренний план действий, мелкую моторику рук. Предметная область «Физическая культура» На освоение курса «Физическая культура» в учебном плане отводится 3 часа. В результате обучения учащихся 1-4 классов основам предмета предполагается, что они начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Во всех дисциплинах Учебного плана важное место отводится формированию первоначальных элементов информационно – коммуникативной компетентности, освоению компьютерной грамотности. Из-за организации учебного процесса в режиме 5-дневной учебной недели и с учѐтом требований СанПиН к максимальному количеству недельной нагрузки в учебном плане 1-4 классов отсутствуют часы в части, формируемой участниками образовательного процесса. Поэтому в 1-4 классах раздел учебного плана «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно - полезные дела, социальное проектирование и т.д. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их семей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся только учителями общеобразовательного учреждения. Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся. Система оценивания в начальной школе различна. В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Педагогами используется Портфолио, где фиксируются результаты продвижения ученика в учебной, воспитательной, досуговой, трудовой видах деятельности. Система отслеживания результатов достижений учащихся в условиях безотметочного обучения регламентируется соответствующим положением, системой оценки достижений планируемых результатов. Со второго класса используется 5-ти балльная система оценивания. По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля – это административные, районные, областные контрольные работы. Завершающим этапом, в конце 4 класса, является проведение тестирования учащихся по всем основным предметам. Мониторинг образования учащихся школы проводится в соответствии с программой мониторинга. В начальной школе реализуются технологии традиционного обучения, игровые, информационные, проектные, тестовые технологии и технологии, разработанные и рекомендованные УМК «Школа России». Для реализации потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Учебный план реализуется средствами УМК «Школа России», рекомендованных Федеральным перечнем учебников Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г. и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный перечень учебников № 08-900 от 17 июня 2015 г. Учебный план в 1-4 классах на 100% обеспечен учебниками по всем предметам. 3.2.3. Учебный план (Вариант 1 по ФООП ООО) (недельный) начального общего образования (ФГОС – 1-4 классы) Предметные области Количество часов в неделю Учебные предметы 1 всего 2 3 4 5 5 5 5 20 4 4 4 4 16 – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 - - - 1 1 Классы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 21 23 23 23 90 21 23 23 23 90 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Футбол в школу Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 3 Учебный план (Вариант 1 по ФООП ООО) (годовой) начального общего образования (ФГОС – 1-4 классы) Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю 1 2 3 4 всего 170 170 675 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика 165 132 132 170 136 68 136 136 136 540 68 68 204 136 136 540 68 68 270 34 34 Окружающий мир 66 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Футбол в школу Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 68 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 66 68 68 68 270 660 748 748 816 2972 Передана на увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» 33 34 34 101 693 782 782 816 3073 693 782 782 816 3073 3.2.4. Программно-методическое обеспечение к учебному плану основного общего образования для 1 - 4 классов Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. При изучении предметов, компонента образовательного учреждения и предметов части формируемой участниками образовательного процесса допускается использование пособий рекомендованных к использованию Министерством образования Российской Федерации и утвержденных на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2020 года Русский язык Литературное чтение Английский язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики 3.3. Перечень предметных учебных дисциплин Наименование программы Статус государственная, авторская) ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. ,Голованова М.В. и др. Литературное чтение М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман Государствен ная ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Моро М.И. Математика ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Плешаков А.А. ФГОС НОО Кураев А.В.. Шемшурина А.И Основы светской этики. Основы светской этики. Данные о программе (для государственных – издательские реквизиты, для авторских – автор и рецензент, протокол утверждения) Классы, уровень (углубленный коррекционный базовый) % обеспеченности Учебный предмет Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Государствен Издательство «Титул» 2-3 базовый 100 ная Государствен ная Издательство «Титул» 4 базовый 100 Государствен ная Москва Дрофа 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Дрофа 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 4 базовый Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Родной язык ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М./ ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Е.Д. Крицкая ФГОС НОО Образовательная система «Школа России» Роговцева Н.И., Боданова Н.В., Фрейтаг И.П. ФГОС НОО Образовательная система «Школа России». В.И. Лях Соответствует ФГОС НОО Авт. О. Александрова 100 Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение 1-4 базовый 100 Государствен ная Москва Просвещение Государствен ная \ Москва Просвещение Государствен ная \ Москва Просвещение 2018 1-4 базовый 100 1-4 базовый 1-4 базовый 3.4. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года и осуществляется в формах административных контрольных работ, тестов, зачѐтов, диктантов, изложений, защиты реферата, проекта. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по итогам учебного года Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением. Перечень учебных предметов, сроки проведения промежуточной аттестации определяются планом работы школы на текущий учебный год, утверждаются приказом директора школы. 100 3.5. График (проект) промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы - на первом уровне обучения по четвертям, за неделю до окончания четверти Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: Учебный предмет 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Литературное чтение Родной (русский) язык Тестирование Техника чтения Тестировани Техника чтения Тестировани Техника чтения Контрольная работа ВПР Тестировани Техника чтения Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Литературное чтение на родном (русском) языке Иностранный язык (английский) Математика Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Окружающий мир Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа ВПР Контрольная работа ВПР тестирование Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Технология Презентация Презентация Презентация Презентация Физическая культура Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование 3.6. Внеурочная деятельность В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана (не более 10 часов). При организации внеурочной деятельности используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности кружковой работы. Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) во внеурочное время. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)